Святой Пророк Предтеча и Креститель Иоанн
Константин Аф. Икономос преподаватель
Ο Άγιος Προφήτης Πρόδρομος και Βαπτιστής Ιωάννης
του Κωνσταντίνου Αθ. Οικονόμου,δασκάλου
Значение деятельности Иоанна Крестителя: Речь идет о последнем пророке пророчество которого связывает воедино Ветхий и Новый Заветы. Цель же его жизни и деятельности состояла в том, чтобы нести весть о воплощении Сына Божия. Речь ведется о Иоанне Крестителе к которому придет Господь, чтобы принять крещение и во время которого, будет дана возможность для явления Троичного Бога.
Сын «смиряя Самого Себя» крестится, Дух Святой «яко голубине», является словно голубь и слышится глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Это Мой возлюбленный Сын. Здесь мы видим несравненное проявление почтения к тому, которого Бог уготовляет быть в качестве «избранного Своего сосуда», последним из плеяды Своих пророков: для предвозвестия спасения человеческому роду, которое за несколько веков было предсказано Самим Богом еще первозданным людям. Речь идет об уникальном проявлении почтения к тому, который по своему смирению говорит своим слушателям что: «Я не достоин развязать ремень на его сандалиях». То есть он свидетельствует о том, что когда его сравнивают с упоминаемым Мессией, то Он говорит, что Он не достоин того, чтобы даже развязать ремни на Его сандалиях.
Речь идет о том человеке, который в особый момент с некой отважностью и дерзновением отказывается крестить Иисуса, говоря что «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко Мне?» Но это уникальное проявление почтения в действительности никсколько не умаляет его великого достоинства.
Его жизнь: Эпитеты «праведный» и «святой»1, то есть праведный и святой по отношению к Богу и людям, которые отмечает евангелист Марк и которые он дает Пророку в качестве его характеристик и которые происходят от слов царя Ирода, посему-то они вполне вероятно в какой-то мере выявляют особенность его личности. Благочестивый и смиренный, праведный, святой и отрасль, то есть потомок религиозной семьи, как чадо священника Захарии, который связан родственными узами с Девой Марией, Иоанн Креститель живет просто и бедно в пустыни (как назорей, то есть во времена Ветхого Завета), проповедуя народу Израильскому покаяние и принося весть о надежде явления Богочеловека. Он подготавливает «путь Господень», посему он и называется Предтечей. Он совершает крещение над теми, которые приходят к нему и исповедуют ему свои согрешения. Он научает слову Божию и божественным заповедям особым образом указывая на то, что упоминаемый Мессия, когда Он явится, принесtт избавление, и он также призывает к покаянию. Поэтому то он и нисколько не колеблясь делает замечание и царю Ироду, который женился на Иродиаде, супруге своего брата Филиппа: «Тебе не должно иметь жену твоего брата». По причине такого контроля над Иродом Иродиада постарается найти повод для того, чтобы прекратить надзор Иоанна и пресечь его тяжелые, но справедливые упреки. Итак, она попытается заставить Ирода принять решение о том, чтобы связать и заключить пророка в темницу, дабы заставить его замолчать, чтобы более не слышать никаких обвинительных речей. Несмотря на это, и оттуда где он находился, он не переставал проповедовать слово Божие, обличая Ирода и Иродиаду. Народ его любил не взирая ни на что. Он следовал его словам проповеди и проявлял уважение к его наставлениям. Народ уверовал в его пророческие слова о явлении ожидаемого Спасителя Поэтому и царь Иудейский не дерзал его убить. Однако Иродиада, когда легкомысленный царь Ирод во время празднования своего дня рождения «напившись сладкого» вина дал обещание подарить все, «даже до половины моего царствия» своей девице, то она после прекрасного пения и танцевания своей дочери нашла прекрасный случай избавиться от физического присутствия Иоанна Крестителя. Она посоветовала своей дочери просить «главу Иоанна Крестителя». И Ирод с невероятной легкостью и без всякого раздумья отдал распоряжение исполнить столь важное и великое обещание, и теперь уже не хотел отказываться от него, хотя «весьма и опечалился», тем самым оказывая содействие желанию Иродиаду достичь своего успеха и уничтожить пророка Божия. «И принесли голову его на блюде и дали девице: а она отнесла ее матери своей».2
Но Всечестной Предтеча Господень величайший Пророк Проповедник благодати Божией бескомпромиссный, жил ради только любви и славы Христовой. И он запечатлел эту любовь ценой собственной головы. И не случайно то, что во всех православных храмах его образ пишется подле Владыки Господа, справа от царских врат. Предтеча, как истинный Пророк, остается примером из всех Пророков бывших до него (Исайи Иеремии Илии Елисея) неизменной верности, а кровь же его является величайшим свидетельством непрестанного следования всесвятой воли Божией.
© перевод «Православного Апологета» 2014 год
http://aktines.blogspot.ru/2014/
1 Мк. 6. 20
2Мф. 14, 11