По стопам Андрея Первозванного
Торговый греческий корабль неторопливо шёл на полдень, рассекая волны Меотиды. Сегодня утром он вышел из Танаиса - эллинской колонии, что в устье реки с таким же названием, и путь его лежал в Пантикапей - столицу Боспорского царства. Солнце клонилось к закату, и на палубе кроме вахтенных матросов, стоял всего лишь один человек.
Он всматривался в горизонт, - завтра они уже войдут в Боспор Киммерийский, пролив, отделяющий Европу от Азии. Губы его что-то шептали, а впереди ждала неизвестность. Тридцать лет назад он встретил Учителя у себя на родине в Галилее, и служению Ему посвятил всю свою жизнь, особенно, после того как Его не стало, точнее Он вознёсся на Небеса, - в это верили все они. После ухода Учителя их осталось всего одиннадцать, и они избрали двенадцатого, как было изначально. Они бросили жребий кому и куда идти проповедовать Благую Весть о Спасителе. Ему выпала Скифия, суровая северная страна на берегу Понта Эвксинского, населённая жестокими варварами. Половина его сподвижников уже мученически отдали свои жизни ради Спасителя в других уголках Ойкумены, в живых осталось всего пятеро вместе с ним. Но он уже обрёл свой Путь и ничего более в этом мире не страшился, - Учитель призвал его самым первым, и потому имя его было – Андрей Первозванный.
«Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, седящий во тьме, в стране и тени смертной…» (Исайи 9:1-2) – таков отзыв о северной области Палестины – Галилее, сделанный современником иудейских царей Ахаза и Манассии пророком Исайей лет за 600 до Рождества Христова. Ко времени прихода Иисуса Христа на землю мнение о Галилее ничуть не изменилось: «Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Иоанн 7:37). Эта область, некогда входившая в Израильское царство и окружавшая Гинесаретское озеро, имела смешанное население, состоявшее из семитов и потомков кельтов-галлов, пришедших в III-II вв. до н.э. из Европы через Балканы и Малую Азию в эти места (отсюда и само название – «Галилея»).
Некогда здесь располагалась и столица скифских владений на Ближнем Востоке – Скифополь - галилейский Бейт-Шеан. Правоверные иудеи считали галилеян, имевших своё наречие, людьми второго сорта: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанн 1:45). Столицей Галилеи изначально был город Сепфорис, а со времени царя Ирода Антипы – Тивериада. Вся эта территория была под протекторатом Римской империи. Религиозное мировоззрение было преимущественно иудейским, однако, уже с сильным влиянием эллинизма. На то время было множество греческих философских школ, особенно Орфизм и Неоплатонизм, вступавших зачастую в сильную конфронтацию с ортодоксальным иудаизмом, римские же легионеры, служившие в Палестине, в своей массе почитали восточный культ Митры. Такова была среда, из которой суждено было выйти и Учителю Иешуа и всем основным апостолам, среди которых были уроженцы Бейт-Цаиды - Шимон, прозванный Кифа – «скала», но более известный как Пётр, и его старший брат Андрей - единственный из всех с нееврейским именем.
Первые миссии
Первое путешествие он совершил через четыре года после распятия Христа - в 37 г. н.э. вместе с апостолами Шимоном Кананитом и новичком Матфием в сопровождении своих двух учеников – Агапита и Тихика. Тогда их путь лежал из Иерусалима на север в Малую Азию. По пути они основали христианские общины в Дамаске и в Антиохии Сирийской. Потом, пересекши Антитаврский хребет, прошли Каппадокию, выпавшую по жребию Петру и ненадолго задержались в Галатии в городе Анкира (совр. Анкара). Эта область была населена кельтами-галлами. Далее было южное побережье Понта Эвксинского (Чёрного моря) – Синоп, Амис, Трапезунт - города Понтийского царства. Удел же, доставшийся Андрею по жребию, лежал за морем. После были грузинские земли - Лазика и Карталиния (совр. Грузия). Вернулись апостолы через страну парфян – Сомхетию в Иерусалим как раз к Пасхе 42 г. н.э.
Через некоторое время апостолы вновь разошлись с проповедями по белу свету. Андрей вместе с Иоанном Богословом направились к берегу Эгейского моря - в Эфес. Здесь Спаситель явился Первозванному в видении и напомнил: «С тобою есмь, куда бы ты ни пошёл, ибо и Скифия ожидает тебя». Простившись с Иоанном, Андрей направился вместе с учениками в Бифинию, и пройдя Лаодикею Фригийскую, Одиссополь Мисийский и гору Малый Олимп у города Пруса (совр. Бурса в Турции), достиг Никеи (совр. Изник) - обширного столичного бифинийского поселения. В этой местности святой апостол по преданиям сотворил много чудес: - убил жезлом большого змея, изгнал бесов из разбойников, поверг капище богини Кибелы.
В Нике апостол пробыл два года, и, поставив своего ученика Драконтия наставником над молодой христианской общиной, удалился в Никомидию (совр. Измит) на берегу Мраморного моря. Отсюда путь святого лежал в Халкедон, что на берегу Боспора Фракийского (совр. район Кадыкой на азиатской стороне Стамбула). Отсюда, поставив наставником общины ученика Тихика, кораблём он отправился на восток вдоль берега - в Гераклею Понтийскую, Харак и Амастриду. И вновь Скифия осталась за морем. Далее путь лежал по знакомым уже понтийским городам – Синоп, где апостол совершил воскрешение из мёртвых, местечко Залих близ Амиса и Трапезунт. Покинув берега Чёрного моря и пройдя Неокесарию, Андрей Первозванный остановился в городе Самосата, лежавшем среди гор Парфии (Курдистан в северо-восточном Ираке), где пробыл достаточно долго, вступая в споры с софистами и уча Слову Божьему. По окончании своей миссии здесь, направился в Иерусалим для празднования Пасхи - по традиции апостолы праздновали её вместе с Марией, матерью Иисуса в столице Иудеи. Было это в 50 г. н.э.
\Шёл 3820-й год от сотворения мира по иудейскому летоисчислению или 60-й год I-го века от Рождества Христова. Позади было 27 лет тяжелейших испытаний, выпавших на долю апостола, - продолжалось уже третье миссионерское путешествие Андрея Первозванного, когда он, наконец, достиг Скифии. За шесть лет до этого вместе с Шимоном Кананитом, Фаддеем-Левием и Матфием он вышел из Иерусалима и достиг города в северной Сирии – Эдесса (совр. Шаныл-Урфа в Турции). Там у местного правителя Авгария остался апостол Фаддей-Левий, которому ранее доставил нерукотворный образ на материи, отпечатавший Богочеловеческий лик Христов и начертанные Спасителем письмена.
Далее апостолы уже в который раз пересекли Антитаврский хребет и по западной Армении через Лазику (эти земли ныне в Турции) прошли к реке Фазис (р. Риони в Грузии). О дальнейших деяниях апостолов в этой местности повествуют древнегреческое и грузинское жития апостола Андрея. Согласно им три апостола двинулись в Сванетию, которой управляла некая царица, - там остался Матфий с учениками. Теперь уже вдвоём апостолы проследовали в совр. южную Осетию, а после вернулись на запад к Чёрному морю – в Авазгию (совр. Абхазия). Там они проповедовали в римском городе Себастополисе (совр. Сухуми), где для утверждения христианской общины остался Шимон Кананит. Андрей же двинулся вдоль берега на северо-запад - в страну зихов (район совр. Туапсе). Запад Кавказа именовался – Иверия.
По-видимому, апостолу Андрею пришлось пересечь Центральный Кавказский хребет в его западной части и через земли современной Черкесии и Кабарды пройти в Аланию (возможно северная Осетия) - в местность Верхний Суадаг. Весь Северный Кавказ также как и Северное Причерноморье, тогда был населён сарматскими племенами русколан (русов) – предками русского народа, которые исповедовали Ведическую религию – верили в Вышнего в трёх ипостасях – Правь, Явь и Навь.
Святой апостол посетил и главный священный город Русколани – Кияр в Приэльбрусье. Возможно это и был Верхний Суадаг, так как в то время всю эту местность называли Аланией, а слово «суадаг» означает «священный, чистый». Здесь был развит культ Спасительства: в определённое время в каждую эпоху появлялся Спаситель, который вносил коррекцию в религиозные представления русколан, то есть приносил «новый завет». И на этот раз волхвы в Кияре предсказали приход очередного Спасителя и вестника от него с новым заветом, - им и оказался Андрей Первозванный, поэтому его встретили очень радушно и его проповедь на Кавказе имела большой успех. Из Приэльбрусья апостол направился к устью Танаиса-Дона в город Танаис (район Таганрога) - здесь уже начиналась Скифия.
Скифский жребий
Скифией древние греки именовали Южнорусские степи Северного Причерноморья и в те времена, около 60 г. н.э., население в этих краях было неоднородным. По степям Понтиды кочевали племена русколан, на территориях Нижнего Поднепровья и степной Тавриды до предгорий Внешней и Внутренней гряд Крымских гор располагалась «Малая Скифия» - государство «тавроскифов»-славян со столицей Неаполис-Новгород (совр. Симферополь). Главная и Внутренняя гряды, а также южный берег Тавриды были населены индоарийскими племенами тавров. На западе полуострова – эллинское Херсонесское государство, на востоке Боспорское царство со столицей Пантикапей (совр. Керчь), населённое сарматами (аорсами), эллинами, а также индоариями -(с)индами и меотами. По побережью существовали древнегреческие города-полисы, входившие в состав этих двух государств. Религиозные культы были самые разнообразные, но в основном представлявшие собой языческую смесь местных с эллинскими, а у русколан – ведические. Так что задача у апостола Андрея стояла непростая.
Далее будет подробно рассмотрен путь Андрея Первозванного в Тавриде, и при желании всякий сможет его повторить, пройдя по живописным и одновременно святым местам полуострова. Маршрут предположительный и основан на анализе «Житий», касающихся миссии апостола в Тавриде, характера ландшафта местности и расположения на полуострове христианских памятников, связанных с именем Иоанна Предтечи.
Итак, из Танаиса путь лежал через Меотиду (Азовское море) в Пантикапей, - именно здесь была основана самая первая христианская община в Тавриде, выросшая в мощную Боспорскую епархию к VIII-му веку. Здесь же, в Керчи, и поныне существует византийский храм Иоанна Предтечи (XI в.) – первого учителя Андрея Первозванного (единственный не разрушенный византийский храм в Украине и России), возведённый на месте епархиальной базилики, которая в свою очередь возникла на месте первой «сионской горницы», где проповедовал впервые Святой Апостол. Стоит упомянуть, что в античных городах апостолы, скрываясь от властей, вынуждены были тайно проповедовать в частных домах зажиточных граждан, которые впоследствии получили название – «сионские горницы», по подобию горницы на Сионе, где была Тайная Вечеря.
Далее морем апостол прибыл в Феодосию (современный город сохранил античное название), входившую в состав Боспорского царства, где также им была утверждена христианская община. Сегодня от античного города не осталось и следа, а на Карантинном холме, где некогда он был, возвышаются руины генуэзской Кафы. Однако в самой цитадели всё же имеется храм Иоанна Предтечи (XIV в.), где проходили последнее причастие православные невольники, угнанные крымскими татарами, перед отправкой в Стамбул во времена турецкого владычества. По последним данным через этот храм за 300 лет господства турок прошло около шести миллионов человек, что сопоставимо с населением Финляндии и Эстонии вместе взятых!
Из античной Феодосии следуя вдоль берега апостол попал в священный город древних русов - Сурож-Афинион (совр. Судак), основанный, согласно древним дощечкам «Книги Велеса», ими ещё в VIII в. до н.э. Неподалёку от современного Судака у посёлка Краснокаменка в живописной долине расположилась Кизилташская киновия, где в одной из скальных пещер в VIII в. уже существовал храм Иоанна Предтечи, а само это место в это же время было летней резиденцией святого Стефана Сурожского, архиепископа местной Сугдейской епархии. Скорее всего, дальше путь святого Андрея проходил по древней дороге идущей через горные кряжи вдоль массива Караби к целебному источнику у водопада Джур-джур (совр. пос. Генеральское). Там Апостол какое-то время проповедовал, и к Х в., на этом месте появился одноимённый монастырь на святом источнике Ай-Андрий («святой Андрей», греч.). Перевалив через горный массив Демирджи и пройдя Долиной Красных пещер (все названия современные), апостол Андрей очутился в столице Тавроскифии – Неаполисе-Новгороде.
Это был достаточно большой город, руины которого ныне на Петровских скалах в Симферополе. Его основали праславяне, пришедшие во II в. до н. э. из Поднепровья в эти места, и смешавшиеся с таврами, отчего получили местное название - тавроскифы. На сегодня известно только греческое название их столицы – Неаполис, что в переводе означает – «Новый город», как его называли сами тавроскифы не известно.
Неаполь Скифский, мавзолей царя Скилура.
Отсюда уже начинается Внутренняя гряда Крымских гор, куда и направился апостол по направлению к Херсонесу.
Ему пришлось пересечь р. Булганак и пройти вдоль куэстовых гряд в долину р. Кача в район совр. посёлка Верхоречье, где сохранились руины ещё одного храма Иоанна Предтечи (XIVв.). Здесь в VIII в. существовавший на одной из столовых скал город Фуллы станет центром одноимённой епархии. Потом вдоль скального массива святой Андрей вышел к долине р. Бельбек - с VIII в. здесь существует пещерный монастырь – Челтер-коба.
От него удобнее всего идти через долину Каралез с причудливыми скалами-«сфинксами» и под скалой Мангуп-кале в Шульскую долину, где есть также два пещерных монастыря VIII в. – Шулдан и Челтер-мармара. Здесь проходит и современная дорога, которая через горный проход приводит в Балаклавскую долину под Севастополем. В этой долине у посёлка Оборонное в скале был храм в пещере, носивший также имя Иоанна Предтечи…
Предполагают, что апостол Андрей посетил находящуюся неподалёку долину Чёрнеой речки, где позднее возник пещерный монастырь Иоанна Предтечи, - ныне киновия святого Климента Римского в Инкермане. А после мыс Фиолент, где уединялся в пещере для молитвы. На этом мысу в то время существовал легендарный таврский Храм Девы, описанный античными историками и географами, а в последствии драматургами. Во времена Византии в пещере возник храм Святого Георгия, а далее монастырь.
Конечным пунктом миссионерского маршрута на полуострове был эллинский город-полис Херсонес (совр. Севастополь), где почитали местную богиню тавров - Деву. Именно в храме этой богини, который был в естественной карстовой пещере, известной как «пещера Парфенон» и проводил свои тайные проповеди святой апостол Андрей Первозванный. Прихожанами в основном были тавры и сарматы, греки же были увлечены своими философами. Существует предание, что в этой пещере был последний Собор пяти оставшихся в живых апостолов, после чего им больше никогда не было суждено увидеться, - всех, кроме Иоанна Богослова, ждал мученический вене.
И в римское время при гонениях на христиан здесь в пещере продолжались богослужения, а в VI в., в эпоху наивысшего расцвета Византии при Юстиниане Великом, Таврика была периферией огромной империи, здесь существовал уже храм Пресвятой Богородицы, а в пещере усыпальница-мартирий с захоронениями местных святых. В VI в. Херсонес стал крупным епархиальным центром, к VIII в. это уже была резиденция митрополита, а в 987 г. здесь был крещён Киевский князь Владимир Красно Солнышко, крестивший через год всю Русь.
В русской православной традиции существует предание о «скифских» учениках апостола с именами – Инна, Пина и Рима (все мужчины). Из Тавриды они отправились проповедовать Слово Божье в Нижнее Поднепровье (совр. Николаевская обл.), где приняли мученическую кончину от «скифских племён». Их зимой заморозили насмерть ледяной водой. Сам же апостол Андрей, согласно «Житию», из Херсонеса морем прибыл второй раз в Пантикапей, откуда кораблём направился в Синоп.
Далее «Жития» по разному показывают его путь, ясно только, что он через страны Пафлагония и Бифиния, посетив Никею, прибыл в античный город Бизантий на берегу Боспора Фракийского. В нём апостол пробыл чуть меньше года и основал очередную христианскую общину, а самому городу впоследствии суждено было стать Константинополем, столицей тысячелетней православной империи - Византии. На этом Понтийская миссия святого апостола закончилась, и он из Бизантия направился на Балканы, в Иерусалим вернуться ему уже более не довелось.
Мученический венец
Бизантий располагался на коренном берегу древней Фракии, куда Андрей и ученики его направили свои стопы. Однако углубиться в страну им не удалось, на них напали местные жители и ученикам Христовым пришлось уйти к Пропонтиде (Мраморному морю), а оттуда кораблём направиться в восточную Македонию. Высадившись в Неаполе Фракийском, апостол пошёл в близлежащие Филиппы, где за десять лет до него проповедовал апостол Павел Тарсянин, написавший назидательное послание христианской общине этого города (6-е). Укрепив в вере местную общину, Св. Андрей двинулся далее по стопам Св. Павла – в город Фессалоники…
Это был самый крупный античный центр в этой местности, управлявшийся римским проконсулом Квирином. Здесь за проповедь Андрея арестовали и бросили в ипподром на растерзание животным, но те его не тронули, кроме этого апостол совершил и другие чудеса. После этих событий власти апостола Андрея более не беспокоили, и он оставался в Фессалониках ещё пол года, укрепляя и назидая местную христианскую общину, которой его соратник апостол Павел написал целых два послания (8-е и 9-е). Из этого македонского города Андрей с учениками и последователями, - а народу набралось на два корабля, - Эгейским морем шли двенадцать суток в Патры, что в провинции Ахайя на Пелопонессе в южной Греции…
Корабли с апостолом и учениками разминулись в море с двумя другими, посланными из Ахайи в Македонию, чтоб арестовать Андрея, которые вскоре попали в шторм и разбились о скалы. Эта весть дошла до ахайского проконсула Лесбия и тот принял христианство от апостола. Далее проконсул выделил свою яхту и сопроводил Андрея до города Коринф. Это был огромный приморский город, славившийся своим храмом Афродиты, где воспитывали гетер. Оставаясь немалое время в Коринфе, апостол Андрей имел тесное общение с общиной коринфских христиан, несколько лет тому назад основанной здесь апостолом Павлом, и назидаемой им посредством двух посланий (2-е и 3-е). Из городов, близких к Коринфу, просвещена была светом веры Мегара, являвшаяся метрополией городу Бизантию и известная своими колониями по всему Средиземноморью. Здесь апостол также совершил множество чудес…
Прошло уже два года с того дня, как апостол Андрей Первозванный прибыл в Ахайю. За это время он покрыл обширной сетью христианских общин не только эту область, но и соседние с нею – Аркадию и Этолию. Проконсула Лесбия за приверженность к новой религии сместили, и его место занял Эгеат. Впоследствии его брат Стратоклис и жена Максимилла уверовали во Христа, за это новый проконсул заключил святого апостола в темницу, где по ночам его навещали ученики. А когда Максимилла отказалась быть Эгеату женой, проконсул апостола приказал распять на Х-образном кресте, но гвоздями не прибивать, а привязать, чтобы смерть была долгой и мучительной. Ещё сутки апостол Андрей наставлял учеников вися на кресте, а потом преставился. Максимилла приказала снять его тело, умастить дорогими маслами и положить в гробнице, которую готовила для себя. Случилось это в Патрах в последний день ноября…
Впоследствии везде, где проповедовал Святой Апостол Андрей Первозванный, утвердились христианские общины, прошедшие за века через все суровые испытания, неся свет Истины местным народам...
Странствия святых мощей
Несколько путешествий довелось совершить и мощам святого апостола Андрея. В 313 г. Миланским эдиктом христианство легализовал император Константин Великий, основатель Нового Рима на месте Бизантия. После его смерти в 337 г. на престол вступает его сын Констанций, который исполняя предсмертную волю родителя, решил перенести в столицу святые останки апостолов Андрея, Луки, Тимофея и положить их в церкви Святых Апостолов. Однако жители города Патры сразу не отдали мощи своего покровителя, удалось их перенести только в 357 г…
Согласно шотландскому преданию, в 345 г. некто епископ Ригул, хранитель мощей апостола Андрея в Патрах, следуя своему видению взял часть мощей святого и с группой переселенцев направился к Британским островам. У берегов Шотландии его корабль потерпел крушение, однако мощи уцелели. На них принял крещение вождь местных пиктов Унгл вместе со своим народом. В V в. на берегу, где было крушение был построен храм во имя Андрея Первозванного, и там положили его мощи, а само поселение превратилось в город Сент-Эндрю. Таким образом святой Андрей стал покроаителем Шотландии, на флаге которой на тёмно-синем поле изображён белый косой крест.
В IX-X вв. византийские императоры имели обыкновение посылать в дар воздвигаемым ими монастырям и храмам части святых мощей, почивавших в Константинополе. В IX в. император Василий Македонянин отправил чесную главу апостола Андрея в Андреевскую церковь города Патры. Подобным образом части мощей святого апостола получила в дар Великая Лавра на горе Афонской, основанная святым Афанасием по желанию его друга и покровителя императора Никифора Фоки в Х в. Части святых мощей апостола Андрея имеются и в одноимённых церквях на греческих островах Кефалония и Эвбея.
В 1204 г. в результате 4-го Крестового похода Константинополь был захвачен и разграблен, - православные святыни были увезены на Запад. Тогда же мощи апостола Андрея были доставлены в Италию в город Амальфи. После захвата Константинополя турками-османами в 1453 г., брат последнего императора Византии Константина XI - деспот Патр Фома Палеолог, в 1461 г. доставил чесную главу апостола своему другу кардиналу Виссариону в Рим, где её торжественно поместили в собор Святого Петра в Ватикане. Там она пробыла около четырёхсот лет, пока ни вернулась обратно в Патры.
Часть главы апостола была дана в дар Русскому Андреевскому скиту на Афоне, а частица стопы Русскому Свято-Пантелеймонову монастырю там же. В России до революции сохранялась часть мощей апостола в Киеве в Андреевской церкви, которую принёс в дар русскому Святейшему Синоду Иерусалимский патриарх Афанасий через Иерофея патриарха Антиохийского. Частица была и в столице – в Санкт-Петербурге, в соборе апостола Андрея Первозванного.
Русская традиция
Апостольский жребий святого Андрея Первозванного определяется в древней христианской литературе двумя группами памятников. Первую представляют свидетельства историков Эвсевия Кесарийского, Руфина, Эвхерия Лионского (V в.) и сирийской книги «Учение апостолов» (IV в.). Вторую группу образуют тексты, надписанные именами св. Ипполита Портуенского, св. Дорофея Тирского (IV в.), Софрония и Эпифания-монаха. Все эти так называемые «Каталоги» основным жребием апостола определяют Скифию (включая Тавриду) и Понтийское царство (включая Западный Кавказ и Боспор).
С V в. на Западе и с VIII-IX вв. на Востоке появились и распространились «Похвалы», «Жития» и «Деяния» апостола Андрея Первозванного, которые дополнили предыдущие. Из всех вышеприведённых документов существенное значение представляют повествования монаха Эпифания – «О жизни, деяниях и кончине святого Первозванного апостола Андрея» (IX в.), грузинское «Житие святого Андрея Первозванного» монаха Романа (X в.) и «Сказание об апостоле Андрее» Симеона Метафраста (ХI в.).
Наибольший интерес представляет Древнерусское летописное сказание о посещении апостолом Андреем местностей Киева и Новгорода. Это чисто русское сказание сложилось в XI-XII вв. помещено в начальной Киевской общерусской летописи – «Повесть временных лет». В нём повествуется о том, что после Тавриды святой апостол по Днепру поднялся к будущему Киеву, благословил место, а после этим же водным путём прибыл в Новгород, далее через земли варягов в Рим, и после вернулся в Синоп. В более древней русской летописи говорится: «зде (т.е. в русской земле) не суть апостолы учили; телом апостолы не суть зде были» («Сказание о варягах-мучениках Иоанне и Феодоре», 985 г.).
Появление русского «Сказания» об апостоле Андрее связывают с церковной смутой в середине XII в., когда князь Изяслав Мстиславич решил сделать Киевскую митрополию независимой от Константинополя, а основанием должно было стать «предание» об апостольских корнях Русской церкви. К тому же монахи Киево-Печерской лавры переводя с греческого «Житие» апостола могли попросту принять кавказский Кияр за Киев на Днепре, а тавроскифский Неаполис дословно перевести – Новгород, и отправить апостола Андрея на север Руси.
Сомнительность этого путешествия святого апостола, а также посещение им Рима, не отмеченное ни в одном «Житии», впервые была высказана профессором Малышевским, а досконально изложена в фундаментальном труде – «Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного» магистра богословия протоиерея Сергия Петровского, изданном в 1919 г. в Одессе при кафедральном Преображенском соборе.
В русской Степенной книге, составленной при Иване Грозном, упоминается древняя Херсонесская святыня, связанная с именем святого апостола.
«Егдаже святый Андрей пребывая в Херсоне… бяше ту на брегу у моря камень велий, на нем же стоя святый Андрей моляся Богу, и благослови море Понтское, на камени же том воглубленно вообразишася нозе святаго Андрея яко на воску, иже и доныне видимо есть, егда лее море зыбляшеся, и морская вода достизаше на камень, и наливахуся воображенныя стопы святаго Андрея, иногда же и от дождевнаго наводнения налияхуся. И ту прихождаху мнози человецы, и мазахуся тою водою, иже на камени в стопах святаго Андрея, и многоразличным болезням исцеление получаху».
Хотя многие слышали об этой святыне и пытались найти ее, долгие годы она считалась утерянной. Но в начале 2012 года произошло чудо. Севастопольцы Андрей Сорокин и Павел Буцай обнаружили в Херсонесе каменный след, полностью соответствующий описанию, данному в Степенной книге. Геологи подтвердили, что возраст находки составляет около 2000 лет. В настоящий момент планируется строительство на этом месте часовни, однако работы требуют немало затрат: отпечаток стопы святого апостола находится на берегу моря и омывается волнами, поэтому часовня должна представлять собой сложное и дорогостоящее гидротехническое сооружение.
Глубоко почитая память апостола Андрея Первозванного, император Пётр Великий в 1698 г. учредил в России первый старейший из русских орденов – орден святого апостола Андрея Первозванного, ставший главной государственной наградой. Им были награждены все Российские императоры и самые выдающиеся люди государства. Орден представлял собою серебряную звезду, крест на цепи и голубую орденскую ленту через правое плечо. В Московском Кремлёвском дворце в честь этого ордена была основана особая орденская – Андреевская зала.
Первым кавалером ордена Андрея Первозванного был генерал-адмирал Фёдор Головин – потомок феодоритских князей Гаврасов, а через них императоров Византии – Палеологов. Вторым кавалером стал сам Пётр I в 1703 г. Так была соблюдена преемственность от Второго Рима – Константинополя, Третьим Римом – Москвой. Тогда же появился и третий кавалер – Александр Данилович Меншиков, любимец самодержца.
Как основатель русского флота, Пётр Великий учредил и русский военно-морской флаг, получивший название – «Андреевский», - белый с голубым косым крестом. Указом президента России от 1 июля 1998 г. орден Святого Андрея Первозванного был восстановлен в системе российских наград и по своему статуту является высшей государственной наградой России. А с 1992 г. российский военно-морской флот ходит по «Андреевским» флагом.
Память об Андрее Первозванном русский народ сохранил не в былинах и духовных стихах, не в легендах и псалмах, а в своём народном календаре, в приметах, пословицах и гаданьях, приуроченных к дням церковного года. День 13 декабря (30 ноября по старому стилю) – был всенародным праздником, в этот день наслушивали к ночи воду: шумная вода – к бурям и метелям, а предшествующая ночь называлась – Андреева ночь, в эту ночь гадали на суженого.
В «Матери городов русских» - Киеве в центре города стоит мраморный триптих – княгиня Ольга, Андрей Первозванный и Кирилл с Мефодием работы известного скульптора Кавалеридзе. Бронзовый памятник святому апостолу этого же скульптора в 2000 г. был торжественно установлен на городище Херсонес…
В этом году с 13 по 16 мая на Херсонесе в здании музея в средневековом отделе проходила международная конференция по случаю «1020-летия крещения Руси». Место было выбрано не случайно, так как Благую Весть именно сюда принёс Андрей Первозванный, а через 900 лет здесь принял христианство Киевский князь Владимир, крестивший Русь.
Как бы там ни было, а древнерусское «Сказание» является главным агиографическим памятником Русской Православной церкви о святом апостоле Андрее Первозванном, а сам он является покровителем всей Руси – Великой, Малой и Белой.
© Андрей Осташко, 2007-2012 Ялта, Палекур – пос. Массандра – Фиолент.
Об авторе: Андрей Осташко, профессиональный гид-переводчик, экскурсовод, журналист. Автор и разработчик концептуально-исторических туристических маршрутов по Таврике и Анатолии.