Огласительное слово на начало Святого и Великого Поста (Четыредесятницы)
Вселенского патриарха Варфоломея
Λόγος Κατηχητήριος ἐπί τῇ ἐνάρξει
τῆς Ἁγίας καί Μεγάλης Τεσσαρακοστῆς
(2013).
+ ВАРФОЛОМЕЙ
МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ
АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЯ - НОВОГО РИМА
И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ
ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЦЕРКВИ,
БЛАГОДАТЬ И МИР
ОТ СПАСИТЕЛЯ И ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА,
С МОЛИТВОЙ НАШЕЮ, БЛАГОСЛОВЕНИЕМ И ПРОЩЕНИЕМ
Братья и чада в Господе возлюбленные,
Все прекрасно уставившие Божественные Отцы положили, что великому празднику Воскресения Господня предшествует время подвига и духовного очищения в течение сорока дней. Подвиг состоит и в воздержании от еды, то есть в посте, но прежде всего в устранении от зла. Характерно подчеркивает святой гимнограф, что истинный и благоприятный Богу пост есть устранение от страстей и удеражние языка, удаление от гнева, отчуждение от злых пожеланий, сплетен, лжи и ругани, исправление от неправды, борьба со страстными помышлениями, ревностная исповедь, очищение совести, которого нет ничего сложнее в мире, воздержание от "вредных страстей, от зависти и ненависти, от всякого беззакония", избегая "извращения ума", признание прегрешений. Ибо "Судья близ, при двери", и Он испытует сердца и умы, ибо "Он везде сый и вся исполняяй" (Великий Канон Св. Андрея Критского).
Целью телесного подвига является очищение ума и сосредоточение его на любви Господа и Бога Иисуса Христа, как и на любви по отношению к нашему собрату-человеку, которое есть свидетельство, что мы суть ученики Возлюбившего их. Любовь сия должна быть реальной, включая в себя жертву по отношению к ним. Ибо любовь без жертвы, без духовных и материальных приношений возлюбленным суть просто пустое слово. Особенно актуально это во время нынешней эпохи великого этического и материального кризиса, когда те, кому из нас возможно, обязаны помочь утешением, любовью и уважением нашим со-братьям. Только тогда радость наша о воскресшем Господе будет исполнена, когда приношение наше собратьям Его, малым сим, сочеловекам нашим, будет исполнено. "Возлюбившему ближнего своего как самого себя ничего невозможно большего приобрести, как сего ближнего... ибо насколько растет богатство, умаляется любовь" - поучают неложные уста Отцов (Великий Василий. Слово Богатым. P.G. 31, 281 B).
К сожалению, мир думает, что радость сопряжена с приобретением и с обладанием богатств, славы, чести и других наслаждений. "Нет никого достойного сожаления как мужа, не знающего любви (к ближнему)" и "когда увидишь нуждающегося в физическом и духовном исцелении, не говори себе: почему кто либо или иной не исцелил сего. Просто исцели его от его болезни, и не обвиняй других в небрежении. Если помажешь его словом учения твоего, как елеем исцеления, если исцелишь его благостью своею, исцеляя его терпением своим, тогда будет он источником величайшего сокровища для тебя" (См. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 27 на 2 Послание к Коринфянам и Беседа 8 против Иудеев. PG 61, 586-587 и PG 48, 932-933). Воистину, радость и утешение от приношения любви и материальных благ нашим собратьям человекам несравненно более велико. Обычное общественное понимание, которое насаждается молодым, как самый выгодный образ жизни, суть корысть и нажива. Однако, таковые понятия, преобладая, производят смуту в обществе и в конце концов вредят и самим тем, кто обогащается в ущерб и за счет остальных. Неизбежное общественное разделение должно быть уравнено добровольно путем пожертвования неимущим от имущих, как учит Господь наш, наказуя убедительно: "У кого две одежды, тот дай неимущему" (Лк 3, 11). Только через осознание нашего единства со всеми собратьями нашими, и особенно с немощными, сможем мы пройти время Святой и Великой Четыредесятницы богоугодно, улучив благословение Христово.
В текущий год, который мы провозгласили "Годом всемирной солидарности", в свете тяжелейшего всемирного экономического кризиса, нужно проявить всем нам особую заботу об утешении братьев наших, нуждающихся в необходимых жизненных благах.
Таким образом, войдем в "предлежащее нам поле состязания за добродетели" богоугодно и в духовном возрастании, чтобы "улучить нам динарий", и "получить нам праведное воздаяние", чтобы воспраздновать в полноте радости Святое Воскресение Господне, через которое истинно "жизнь живется", Благодать и Милость Которого да будет со всем вами.
Святая и Великая Четыредесятница 2013
Константинопольский
пламенный в Богу молитвенник о всех вас
+ ВАРФОЛОМЕЙ
Λόγος Κατηχητήριος ἐπί τῇ ἐνάρξει
|
Ἀριθμ. Πρωτ.240
|
http://www.ec-patr.org/docdisplay.php?lang=gr&id=1634&tla=gr