Неделя о Суде — Божественный суд
Κυριακή της Απόκρεω – Το θείο δικαστήριο
Божественный суд
(Слово старца † Епископа Флоринского Августина Канциоту)
Τὸ θεῖο δικαστήριο
(Ομιλία του †Επισκόπου Φλωρίνης Αυγουστίνου Καντιώτου)
"Тогда сядет на престоле славы Своея ..." (Мф. 25,31)
«Τότε καθίσει ἐπὶ θρόνου δόξης αὐτοῦ…»
Евангельское зачало нынешнего дня, которая звучит словно гром, говорит нам о том, что Христос придет со всякой славой и величием. И Его будут сопровождать святые ангелы. Как цари во время своих мирских выходах являются с войсками и во всей земной славе, так и Царь ангелов и архангелов явится во всей Своей славе и величии. Труба архангела вострубит, и ее услышат в каждом земном уголке, а гробницы умерших откроются.
Миллионы и миллиарды людей будут предстанут перед Его страшным Престолом, чтобы над ними был совершен Суд. Разве это сказка? Если вы считаете это сказкой, то тогда вычеркните себя из христианской веры. Но является ли это истиной? Это истина!
Это настолько истинно, насколько истиной является то, что есть солнце, что существуют звезды, что существуешь ты сам, что завтра настанет понедельник, что мы находимся здесь, а не в каком-то другом городе. Точно также как дважды два это четыре, точно также и в сердце христианина должна быть абсолютная и полная вера в то, что придет Христос. Уже однажды Он пришел. И он придет вновь для того, чтобы судить меня в то самое время, как я вам говорю, придет судить и вас, которые меня слушают, и весь мир.
Придет Христос. И что же Он сделает? Он разделит мир. Как говорит об этом Господь достаточно простым языком в притче. Как пастух вечером входит в овчарню, отделяя овец от козлов, как земледелец во время жатвы отделяет зерна от плевел, при этом последние он бросает в печь, и пшеницу собирает в житницы (складах). И, как рыбак, когда он вынимает свою сеть, он затем отделяет хорошая рыба и отбрасывает бесполезное и ненужное; Подобным же образом и Великий Рыбак и Великий Земледелец и Великий Пастырь человечества, Христос, разделит человечество, произведет разделение.
-Почему Он произведет разделение?
Потому что здесь мы все перемешаны. Все люди перемешаны. Невозможно узнать кто святой, а кто грешный. Тот кто кажется святым, что не исключено вовсе, во глубине своей души совершенно иной, а тот кто внешне кажется грешным, он может оказаться святым. Здесь многое остается покрыто тьмой. То которые творят зло остаются на свободе, а те которые невиновны оказываются в тюрьмах. Человеческая справедливость словно поверхность паутины, которая ловит только маленьких мух, в то время как большие осы пробивают паутину и убегают. Точно также часто совсем бедные люди оказываются в тюрьмах, в то время как влиятельные и сильные люди живут ни чем не связанными. Сегодня на земле нет справедливости, мы только имеем лишь некую тень от нее. Не потому, что нет судей, но потому что нет свидетелей. Из ста свидетелей девяносто девять говорят ложь. Они берут в свои руки Евангелие, а тем самым отдается на свободу Варавва разбойник, а в это же время вновь распинается Христос. Справедливости нет.
"Правде научистеся, живущие на земли" (Ис. 26,9). Именно потому, что нет справедливости, и злодеи свободно расхаживают и размещаются в своих особняках и имеют вклады, сбережения и предаются разврату, свирепствуют, поэтому безусловно существует необходимость в том, чтобы определить один день на то, чтобы виновные были бы наказаны, а невиновные были бы вознаграждены. Да, придет Христос для того чтобы произвести разделение людей. Потому что, как я уже сказал, люди превращаются словно в проклятую мечеть.
В одном и том же доме доме Христос и прославляется и хулится. В том же самом доме муж неверующий и безбожник, а жена верующая и преданная; отец верующий, а дети не верят. В одном и том же доме святость и коррупция, свет и тьмы. Весь мир перемешан. Как мы можем противостоять этому положению, с помощью разводов? Нет. Следует ли нам пойти в горы и в ущелья? Нет. Мы будем перемешиваются, праведные и грешники, верующие и неверующие, богохульники и благочестивые. Но когда-то придется проходить через сито, великое сито, через него будет просеян весь мир. И ситом является будущий суд и воздаяние. Я приведу вам один пример.
Во время страшной зимы все было покрыто снегом. Он покрыл и зеленые луга и долины, и цветы и шипы, горы и ущелья — все стало казаться белым. Таковым является и весь мир. Но когда восходит солнце, когда его лучи низводят тепло и тает снег, тогда появляются цветы. и грязь, ранее сокрытая чистым снегом, также открывается. Поэтому, когда придет Христос, "солнце правды", то Он озарит все Своими теплыми лучами, они растопят снег и каждый из нас явится таким каким он есть на самом деле: грязью от грязи или цветком от цветка. Тогда воссияет истина, явиться Христос! Я, возлюбленные мои, трепещу ада.
Вы должны быть праведными не пугаться. Я грешный человек и поэтому не хотел бы чтобы существовало наказание. Но оно существует. Как несомненным является существование темноты, точно также несомненным является и существование наказания, ада. О братья мои, разве вы не ужасаетесь?
-А когда совершится будущий Суд?
Когда это произойдет? Вы меня спрашиваете об этом? Только последователи хилиазма определяют, что это должно случиться через тысячу лет. Пять раз до сего дня пытались определить месяц и время когда должен прийти Христос. И пять раз ошибались, разочаровывались. Время Второго пришествия Христа неизвестно, как не известны ни час когда нам предстоит умереть. Как вор никогда не назначает день и час для того, когда ему войти в чужой дом, подобным же образом, «как тать (вор) в нощи»" (1 Фес. 5,2), придет и Господь и будет судить вселенную.
Мои возлюбленные! Если мы предположим, что вас призывают для того, чтобы вы дали ответ на суде, то не от вас ли самих зависит ваше поведение, выбрать жизнь или смерть, и что вы для этого будете делать? Неужели же вы останетесь равнодушными?
Конечно, нет. Вы будете стараться подготовиться. Вы постараетесь найти лучшего адвоката, ему заплатите большие деньги за лучшее ведение и защиту вашего дела, мы постараетесь найти и лучших свидетелей. Итак, сегодня нас посылают для того, чтобы дать ответ на судилище Христовом. Много раз нас туда посылал Он. И это было столько раз, сколько длилась наша земная жизнь. И нам Он говорит: «Я приду в день, в который вы будите судимы, и вас будет судить Распятый... Однако мы проявляли безразличие. Так давайте же теперь поищем адвоката. Не адвоката на земле. Нам необходимо найти свидетеля защищающего нас в день страшного Суда. И непостыдным свидетелем и защитником , дорогие мои, для нас являются добрые дела. Каковы же эти дела? Нам о них сказал Господь. В тот день Господь будет вести суд на основании единственной заповеди, высочайшей заповеди о любви, которая заключает в себе все остальные заповеди, малые и большие. Он скажет: «Я был голоден и дали ли вы Мне есть, Я жаждал и дали ли вы мне пить, Я был в темнице и посетили ли вы меня, Я был наг и одели ли Меня, Я был болен и пришли ли вы Меня навестить» (Мф. 25, 35-36).
Это то скажет Господь. Итак, давайте же сегодня мы будем говорить в нашей душе - стоп греху! Стоп блуду, стоп прелюбодеянию, стоп богохульству, стоп всякому злу! И с помощью оружия веры и молитвы мы приложим все наши старания к тому, что бы здесь и сейчас мы начали творить добро и только добро. Потому что только добрые дела явятся для нас надежными и непостыдными свидетелями во время сего страшного дня Суда Господня.
Я надеюсь, мои друзья, что ни малое дитя, ни убеленный сединами старик, ни неграмотный, ни ученый, никто из вас да не услышит грозный глас праведного Судии: «Отойдите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Там же 25, 41). Но все мы по молитвам Пресвятой Богородицы и всех Святых, да услышим сладчайший голос Господа, зовущий нас: «Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте царствие, уготованное вам от сложения мира». (Там же. Мф.25,34) Аминь.
(†)-епископ (митрополит) Флоринский Августин
© перевод Православного Апологета 2013год.