Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Рождество Пресвятой Богородицы
Слово
архимандрита Ефрема, 
игумена священной Великой обители Ватопед
Ομιλία του Γέροντα Εφραίμ στη Γέννηση της Υπεραγίας Θεοτόκου

Нынешний день является причиной духовной радости и веселия, дорогие мои, потому что сегодня мы празднуем рождество Приснодевы и Богоматери Марии, благоуханнейшего цвета, который расцвел «из корени Иессеова». Мы празднуем «всемирную радость рождества», которая является «введением всех праздников и прообразом таинства Христа», согласно словам свт. Андрея Критского.
 

Рождение, которое стало причиной возрождения, воссоздания, обновления всех. Сегодня рождается Та, Которая родит во времени, но неизъяснимым и чудесным образом, безвременного и предвечного Бога Слова, Творца и Спасителя мира. 

Все прообразы  и пророчества Ветхого Завета говорят о Ней. Она является вершиной, крайним пределом, завершением ветхозаветных водительственных приуготовлений человечества для встречи и принятия воплощенного Спасителя Бога.
Богородицу предизображали: неопалимая купина (куст), который видел пророк Моисей, богоначертанные скрижали и ковчег Завета, небесная манна и золотая стамна (сосуд), светильники трапезы, процветший жезл Аарона, лествица Иакова, руно Гедеона, горящая печь, в которой три отрока были орошены росой, и, конечно же, Святая Святых скинии свидетельства. Богородица является пределом, границей между Ветхим и Новым Заветами. Для Ветхого Завета она была пророческим провозвестием, благоволением праведных, в то время как для Нового Завета она становится сладчайшей ангелов, славой Апостолов, дерзновением мучеников, усладой преподобных, похвалой человеческого рода, поэтому то она и ублажается «всеми родами».
Все творение ожидало Ее рождения. Наша Пресвятая Дева - это «плод творений» согласно св. Николаю Кавасиле, то есть Она является тем знаком к которому устремляется все творение. Как дерево существует ради плода, точно также и творение существует ради Пресвятой Девы, а Приснодева для Христа. Как подчеркивают Отцы, не только люди, но и небо и земля,
всё видимое и невидимое творение были сотворены для Непорочной Девы. Когда Бог в самом начале веков внимательно взирал на созданное Им, Он сказал «добро зело», а в сущности Он узрел перед Собой плод всего Им сотворенного - Пресвятую Богородицу - и Его хвала была в действительности «похвалой Богородицы».

 

икона Рождества Богоматери из келлии Маруда в честь Рождества Богоматери

(Халандар, Афон, 1653-54гг.)

 

В течение нынешнего дня все творение благодетельствуется благодаря рождению пренепорочной нашей Госпожи. «Это новейшее творение» было не лучшей женщиной на земле, и не просто лучшей женщиной всех исторических эпох, но оно было Той единственной Девой, Которая смогла низвести небо на землю, чтобы соделать Бога человеком. Творческое Божественное Слово создало эту человеческую природу для того, чтобы когда возникнет необходимость родиться, то воспринять эту природу от Его Матери. Невидимый и незримый Бог бывший прежде Нее, теперь же через Нее приходит на землю и становится зримым, Он соединяется и вступает в общение с тварью с помощью существенного и единственного способа. Он соединяет через Свою человеческую природу все творение в Своей ипостаси и ее обоживает. Безвидный, неописуемый Бог воспринимает «образ раба» (Филип. 2, 7), человеческую плоть и разумную душу, Он пребывает между людьми и ходит по земле. «Невместимый вовсе», Он вместится в девственной утробе Богоматери, так что Пресвятая Его Матерь станет «вместилищем Невместимого». Сегодня снимается безплодие Анны и раждается «сокровище Вселенной», согласно высказыванию свт. Кирилла Александрийского. Подобное чудо совершал Бог в Ветхом Завете неоднократно - на Сарре, супруге патриарха Авраама, на Ревекке, супруге Исаака, на Анне матери пророка Самуила, на Елизавете, матери пророка Предтечи Господа. Но насколько же непохоже на них нынешнее чудо. Могли ли чада вышеназванных матерей, безплодие которых длилось в течение многих лет а затем чудесным образом разрешившееся, быть преисполненными добродетели и святости? Но только Мария, чадо Анны и Иоакима, было «обрадованным» и Матерь Божия становится неизъяснимой для людей и ангелов. Наша Пресвятая Дева не родилась путем непорочного зачатия, как ошибочно в это веруют римо-католики, но после естественного смешения Иоакима и Анны. Естественное безплодие ранее было разрешено благодаря непосредственному вмешательству Бога, которое было как своего рода ответ на молитвы и праведность Богоотцов. Старцы Иоаким и Анна зачали без всякого плотского влечения, вожделения, только лишь по послушанию Богу. Так что сим деянием было как бы запечатлено их целомудрие.

Дева была согласно этому образу зачатия зачата «целомудренно во утробе Анны о Иоакима». То что зачатие было целомудренно это означает, что образ зачатия был чистым. Однако для того, чтобы Пречистая Дева не была бы подвержена первородному греху, то есть была бы зачата непорочно, она должна была бы быть рождена девственно как и Христос. Праведные Богоотцы, для того, чтобы обрести такое чадо, явили непоколебимую веру. Непреклонное терпение питало надежду, которая их не посрамила, они в своих молитвах выражали свое невероятное доверие тому, что Бог исполнить их просьбу. И им не пришлось должно ожидать разрешения от бесчадия. Предание говорит, что после пяти лет безплодия Анна обрела Богородицу. Такое положение Богоотцов по необходимости преподает нам всем пример, дорогие братья и отцы. И не только для тех мирян, которые не имеют детей, которые н должны терять надежды на Бога в Котором «невозможное для человеков у Бога возможно» (См. Лук. 18, 27), но для нас монахов и для всех верующих, которые совершают «добрый подвиг». Много раз мы в нашем подвиге проявляем неверие и говорим, что мы не находим уверенности, не обладаем чувством переживания Христа, обессиливаем. И таким образом, мы становимся достойными сожаления тогда, когда проявляем недовольство,теряем веру, сердимся, когда угасает наша ревность, когда мы охладеваем в нашем подвиге. Однако этого не должно случаться у нас. Разве Богоотцы, поскольку Бог немедленно не дал ответа на их молитвы, прекратили взывать к Нему, верить в то, что они восприимут просимое, разве они прекратили стучать, просить, надеяться? И насколько твердым было их терпение и какое же показали они упование на протяжении стольких лет! Необходимо духовно пережить «необходимость великого терпения». Прп. Исаак Сирин переживал на протяжении тридцати лет стеснение, лишение божественной благодати, скорби от ведения борьбы в уме. Он восприял дал постоянного пребывания в благодати Божией спустя уже много лет после ведения на протяжении всех этих лет борьбы до крови и с терпением.

Это в особенности касается нас, монахов, которые были призваны к тому, чтобы восприять полноту благодати. Необходимо терпение в скорбех, вера в обетования Божии, совершенное послушание воле Божией и надежда для того, чтобы «всегда молиться и не унывать» (См. Лук. 18, 1. Бог знает когда нас удостоить и подать нам неизреченный, непостижимый и безценный Свой боготворящий дар, Божественную благодать как являемое состояние. «Духовное состояние приходит само по себе», -подчеркивает авва Исаия, мы не можем его регулировать так как бы нам хотелось. Конечно, часто, Бог нам прежде дает некое благословение, некий дар, нас подготавливает через искушение, с помощью которого подается в итоге очищение, а если же мы будем достойны, то мы восприимем и этот божественный дар. Это же мы видим и у Богоотцов, которые, когда исполнялось время для того, чтобы Бог даровал бы им чадо, они подверглись многочисленным испытаниям. Был праздник поставления кущей, и когда они пришли в храм, чтобы принести дары, священник Рувим их оскорбил, говоря им, что они недостойны принести дары Богу, поскольку у них нет детей для народа Израильского. Богоотцы после после случившегося весьма опечалились, но не потеряли веры. Они прибегли к «глубокой молитве» - Иоаким молился на горе, а Анна в саду. И молитва была сразу же услышана, поскольку ангел Господень сообщил каждому в отдельности, что произойдет зачатие и родится дитя, о котором будет проповедано по всей вселенной. Так и мы, дорогие братья и отцы, должны явить безропотное терпение в скорбях и в искушениях, которые попускает нам Бог ради нашей пользы и духовного преуспеяния. Мы молим нашу Госпожу Богородицу и Богопроматерь Анну, которые имеют благословение исцелять природное безплодие, чтобы они уврачевали наши окаменевшие сердца с помощью духовного труда, дабы Бог ниспослал в наши души Божественную и сладчайшую Его благодать, которая украшает, обновляет, обессмерчивает, и делает нетленным человека.

© Перевод: Православного Апологета 2012г.

1Произнесено было в трапезной палате Ватопедской обители во время праздника Рождества Богородицы в 2002г. Ομιλία του Γέροντα Εφραίμ, που έγινε στην Τράπεζα της Μονής Βατοπαιδίου κατά την εορτή του Γενεσίου της Θεοτόκου το 2002

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События