Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Праздник Богоматери
Θεομητορικό πανηγύρι

Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)

Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιεροθέου

 



Каждый праздник Богоматери является временем радости для всей Церкви, и это именно так, потому что Пресвятая Дева прославила человеческий род, потому что она стала тем, кто даровал плоть для вочеловечения Второго Лица Святой Троицы, Бога Слова. Святые Отцы Церкви, священные песнописцы, иконописцы соревнуются друг с другом в том, чтобы представить достоинство личности нашей Пресвятой Девы, которая является ангелов радованием, славой святых, но и предстательница и защитница всех людей, которые страдают и претерпевают многочисленные сложности и проблемы, которые самым тесным образом сопровождают жизнь человека.

Между многими праздниками Богоматери важное место занимает праздник Успения Богоматери, который приобрел большое значение и славу в такой мере, которая соответствует его содержанию, поскольку Пресвятая Дева победила тление и смерть силою Христа, а также благодаря и времени его празднования, посему он именуется летней Пасхой.


Принимая участие в этом великом светлом празднике Богоматери, мне хотелось бы напомнить о двух образах, который использует свт. Николай Кавасила для того, чтобы показать всеблагоговейный, всенепорочный и святейший облик нашей Богоматери.

Первый образ являет подлинное лицо и дело нашей Богоматери, этим образом являются очи-глаза. Действительно, вся человеческая природа  благодаря Пресвятой Деве, стало глазом. "Теперь  природа людей  приняла действующие очи". Прежде рождества Пресвятая Дева восприяла послушание стать Матерью Христа. Человечество было слепо, ибо  оно не могло видеть Бога. Конечно, были и пророки в Ветхом Завете, которые видели Бога, но это видение было кратковременным, поскольку они не могли преодолеть смерть . Таким образом, в целом все человечество после грехопадения Адама стало подобно слепому, поскольку оно уклонялось то на лево то направо, поклоняясь ложным богам. И это было естественно, так как человек забыл поклонение и служение истинному Богу, и был погружен в духовную темноту. Поклонение  и служение идолам было следствием утраты знания Бога и поклонения Ему. Поэтому те, кто желали и стремились увидеть Его, это пророки и праведники Ветхого Завета, они Его увидели в человеческой природе благодаря личности Богоматери.

Дева Мария была и есть духовное око мира. Как только глаза премлют свет, то чрез них примелют достоинство и освящение другие члены тела. Точно также, как только в Пресвятой Деве воссиял истинный свет, то через Нее, которая является очами вселенной, был принесен свет всем членам, то есть всему человечеству.

Другой образ, который связан со служением нашей Богоматери - это творение человека. Известно, что когда Бог творил человека, Он взял прах земной и потом в него вдунул душу. Земля, поскольку Бог ее взял, стала веществом-материей для создания человека. Известно, что Бог сотворил человека, после того как взял прах от земли и затем вдохнул в нее душу. Земля как бы оказала свое содействие Богу, поскольку  Он взял от нее вещество для создания тела, но она в действительности ничего в себе не имела, земля не обладает свободой для того, чтобы вопрошать и принимать решения.
Этот образ подходит к описанию воссоздания человека, которое совершилось через Христа, и благодаря Пресвятой Деве, но при некотором отличии. То есть Богоматерь является новой землей, из которой творится новый человек. Но, в то время как земля во время первого творения человека не оказывала своего содействия божественному действию, то Богоматерь во время второго творения оказала содействие Самому Творцу своей добродетелью и своей жизнью, поскольку она также является тем, кто подвиг руку Творца к воссозданию человеческого рода. Итак, Пресвятая Богоматерь является молитвенницей-утешителем за нас пред Богом прежде даже явления Утешителя, то есть Святого Духа.
Эти два образа указывают на величие Пресвятой Девы, но и на величие и важность ее служения, которое она совершила для человеческого рода. Посему и мы во  время всякого праздника Богоматери, а в особенности во время совершения праздника Успению Богоматери, воздаем Ей нашей любовью. Ибо через Нее мы видим любовь Бога и достойно переносим проблемы, которые нас волнуют. Через Нее мы сбрасываем ссебя нашу духовную слепоту  и достигаем богопознания. Через Богоматерь Бог воссоздал человеческий род, и мы в Церкви вкушаем это воссоздание. Наша жизнь обретает иной смысл и содержание. Поэтому наша любовь к Богоматери вознаграждена тем, что Она совершила и продолжает совершать для нас.

Каждый человек имеет свою жизненную историю и свои проблемы. И во всех них нам следует прибегать к Пресвятой Деве, которая жива и Она слышит наши молитвы. И это не является какой-то утопией, вымыслом, но ощутимой реальностью. Наш народ обладает огромным опытом переживания этой помощи Богоматери. Взгляните же, услышите и ощутите помощь Богоматери в трудные минуты своей жизни. Эту традицию опытного переживания помощи Богоматери нам необходимо возделывать, усердно изучать. Потому что мы как народ обладаем чем-то весьма глубоким по содержанию и существенным, мы имеем живую связь с Богом, Богоматерью и святыми. И это несомненный факт, что сегодня весь мир в целом нуждается в этом перспективном видении и общении,  которое только нам и способно вывести нас с путем нынешней жизни и безвыходности современной мономерности и однозначности, и из этого приведенного в великое смущение общества.

По случаю нынешнего праздника, давайте постараемся оказаться под покровом Богоматери, дабы соединиться с Ней, чтобы и мы смогли бы иметь духовные очи, чтобы зреть величие Божие, трагедию человека, но также и способ с помощью которого мы смогли бы успешно достичь нашего воссоздания.
 

Πηγή: Καθεδρικός Ναός Κοιμήσεως της Θεοτόκου Φανερωμένης Χολαργού

 

перевод АС. 2012г.



Подписка на новости

Последние обновления

События