ПАМЯТИ
СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
22 ноября / 5 декабря 2008 Русская Православная Церковь лишилась своего Первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Для нашей редакции кончина Его Святейшества — это особенная печаль и скорбь, так как именно под Его Первосвятительским омофором и благодаря Его молитвам начал свою деятельность наш сайт. Патриаршее служение — это всегда крест, и крест необычайной высоты и необычайной тяжести. И мы это прекрасно понимали всегда. И в отличие от многих критически настроенных к деятельности последнего Первосвятителя православных сайтов мы изначально вели свою линию так, чтобы поддержать Его Святейшество, дать понять людям, что при современной церковной ситуации нужна не оголтелая критика, а многогранное и глубокое понимание высочайшей степени ответственности пред Богом патриаршего служения, особенно в эпоху антихристианской глобализации. Мы всегда помнили о словах приснопамятного архимандрита Софрония (Сахарова), сказанных о Святейшем патриархе Алексии II: «Этот патриарх поставлен от Бога».
В последние годы, когда по причине поднятия новой волны обновленческих и реформаторских устремлений и призывов некоторых видных иерархов напряженность в церковной среде стала возрастать и опасность возникновения все новых и новых расколов стала увеличиваться, Святейший патриарх Алексий сдерживал натиск этих разрушительных для нашей Православной Церкви тенденций. Святейшему удавалось, с помощью Божией и благодаря присущему ему дару мудрой дипломатии, сдерживать устремленность Ватикана на Восток и папоцеразистские претензии Константинопольского патриарха. Особенно ценным является то, что Святейший понимал величайшую степень риска шагов, направленных на сближение с Римо-Католической церковью, которые могут привести к необратимой катастрофе: уничтожению Православной Церкви. Во время своего официального визита в Париж Его Святейшество найдя в себе архипастырское мужество, сказал весьма важные слова: «Не может идти речи о соединении наших Церквей и полном общении при наличии существенных догматических различий». Эти слова явились серьезным ударом по планам римо-католиков и «православных» экуменистов, использующих лицемерный «диалог любви» в качестве средства для осуществления богоборческой унии Православия с Римо-Католической церковью. Доказательством именно такого направления диалога Православной Церкви и Римо-Католической церкви является подписанный документ Смешанной Богословской Комиссии в Равенне, а также последующие шаги Константинопольского патриарха Варфоломея, направленные на скорейшее сближение с Ватиканом. Кстати именно патриарх Варфоломей во время недавнего Всеправославного Совещания в Константинополе предложил предстоятелям поместных Православных Церквей ускорить соединение с Римом, и видимо с антихалкидонитами. Почему именно этого столь активно добиваются сегодня экуменисты, в особенности Вселенская Патриархия? Ответ может быть дан, по нашему убеждению, только на основании Священного Писания, открывающего нам факт существования «тайны беззакония». Эта «тайна» создания на земле царства апокалипсического зверя невозможна без фактического уничтожения Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которой является только Православная Церковь. Именно в ней только и пребывает «удерживающий» от осуществления этой грандиозной и ужасной «тайны», которая погрузит весь мир в состояние духовной агонии.
После того, как мы очертили общую картину состояния Православной Церкви, и Русской Церкви в частности, становится более понятным то, какой крест нёс Святейший патриарх Алексий. Если же ко всему названному добавить и активный рост секуляризации внутри РПЦ, активное противление линии здравого и взвешенного традиционализма покойного патриарха Алексия, то возложенный на Него Богом крест становится еще более тяжелым. Святейший патриарх Алексий жил не для себя, а для Церкви, ради Церкви, и где это было возможно, Святейший защищал Церковь. Еще очень важная сторона Его первосвятительского служения: сохранить тёплые взаимоотношения с государством и при этом напоминать о независимости Церкви от государства. Неслучайно еще после возведения на патриарший престол свт. Тихона один из иерархов подчеркнул, что патриарх — это видимый символ независимости Церкви от государства. Об этом особенно важно помнить сегодня, когда преднамеренно и искусственно смешиваются понятия «симфонии властей духовной и светской» и партнёрства между этими властями. Последнее возможно при любом государственном устройстве, а симфония — это некий идеал государственного устройства, осуществление которого является исключительной принадлежностью православной монархии. Только тогда, когда монарх является чадом Церкви, несёт свое монаршее служение как вид послушания Церкви, существует симфония, сформулированная св. императором Юстинианом Великим.
Кроме всего названного святейший патриарх Алексий был и живым символом русской эмиграции. Он вырос в буржуазной Эстонии и в семье выдающегося правоведа императорской России. Это не могло не отразиться на Патриархе, который являл образ человека большой культуры. Возможно это промыслительно послужило его сближению со Святейшим патриархом Алексием I, сыном камергера св. мученика государя Императора Николая Александровича. То есть через покойного патриарха Алексия II до сего дня продолжалось культурное преемство между Россией царской и Россией современной. Теперь же это преемство прервано.
Мы глубоко скорбим о Его уходе из этой жизни, скорбим об утрате Первосвятителя Русской Православной Церкви и мудрого наставника и учителя. Одновременно мы молим Бога, во Святей Троице сславимого поклоняемого и ниспослании нашей Церкви нового предстоятеля — не политика и дельца, а мудрого архипастыря, отца и защитника Православной веры, носителя и выразителя ее предания.