Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Храм Святой Софии измеряет свои раны через два года после превращения в мечеть

Η Αγια – Σοφιά μετρά τις πληγές της δύο χρόνια μετά τη μετατροπή της σε τζαμί

Кристина Халеплиду, журналист

 

собор святой софии в константинополе

 

 

Храм Святой Софии измеряет свои раны через два года после превращения в мечеть

 

 

 

 

Прошло два года с момента превращения собора святой Айя-Софии в мечеть, и мировое сообщество удовлетворилось словесным осуждением беспрецедентного решения турецкого президента, тогда как греческой стороне прежде всего пришлось столкнуться с постоянным эрдогановским ревизионизмом, который выражается даже с поддельные карты, на которых показаны греческие острова на территории Турции.

Разочарование, злость и печаль, вызванные у греков повсюду беспрецедентным решением президента Турции, направленным на противостояние истории и Кемалю Ататюрку, не нашли должного понимания и защиты в конкретных действиях со стороны Запада.

Фраза выдающегося историка Элени Гликатцис-Арвелер «если я услышу, что мозаики пролили слезы, я не удивлюсь и не буду спрашивать, почему в трауре звонят колокола… они звонят по христианству», резюмирована в несколько слов о том, что чувствовало подавляющее большинство греческого народа. «Сегодня было настоящее завоевание Города», — добавил Арвелер в разговоре с ERT, чтобы оправдать ощущение, что была затронута особенно чувствительная часть нашей личности, и особая гречанка должна была «выкрикнуть» это вслух от имени остальные.

 

Уродство, запечатленное в течение двух лет

Недавно, с вопросом, представленным депутатом Европарламента от ND Манолисом Кефалогианнисом, он попросил Европейскую комиссию принять меры для спасения декораций и мозаик собора Святой Софии в Константинополе-Стамбуле «от бедствий и вандализма, которые происходили в последние два года», так как « это самая символическая церковь Православия, а также объект всемирного наследия ЮНЕСКО».

 

В частности, после упоминания о том, что «два года назад, 20 июля 2020 года, по решению президента Турции Святая София была превращена в мусульманскую мечеть, хотя с 1934 года Кемаль Ататюрк в контексте модернизации Турции превратил ее в музей» и что «24 июля 2020 года в соборе Святой Софии в присутствии турецкого политического руководства состоялась первая молитва мусульман», два года назад «символическая византийская церковь столкнулась с непрерывным вандализмом и разрушением , тогда как в апреле прошлого года бурную реакцию вызвали изображения разрушений у Императорских ворот собора Святой Софии».

Фактически, он сослался на недавнее снятие украшений с Императорских ворот и попросил узнать у Комиссии, известно ли ей о происходящем вандализме и разрушениях, и, прежде всего, «какие меры она намерена принять, чтобы избежать разрушения и вандализма над мозаиками и убранством собора Святой Софии».

 

Образы вандализма

 

В апреле прошлого года, незадолго до двухлетней годовщины превращения собора Святой Софии в мечеть, были опубликованы изображения вандализма в отношении Царских ворот памятника.

Изображения на самом деле поступили от Союза истории искусств Турции, который разместил в Твиттере и пожаловался, что: «Мы обнаружили, что исторические Императорские ворота собора Святой Софии находятся в таком состоянии, и сфотографировали их около 20:45 этим вечером ( 18.04.2022 )'.

 

 

О бедствиии было сказано в заявлении Министерства иностранных дел Греции, в котором говорится об отвращении и печали, вызванных новыми печальными изображениями из памятника всемирного культурного наследия, и содержится призыв к компетентным органам поступить правильно, чтобы виновные были привлечены к ответственности, а также немедленно возместить ущерб, нанесенный памятнику.

Около года назад газета Cumhuriyet сообщила о «бесконечном мученичестве Святой Софии», показывая, что разрушения внутри культовой церкви продолжаются при терпимости турецкого правительства.

Турецкий гид рассказал газете о том, что внутри храма использовалось тяжелое и неподходящее чистящее оборудование, в результате чего мраморные плиты у Императорских ворот и в других местах были разбиты.

Если и существовала часть мировой общественности, которая не была сенсибилизирована созданием правил фестиваля в объекте всемирного наследия, она была убеждена, что происходит что-то плохое, когда увидела в социальных сетях изображения посетителей, царапающих стены собора Святой Софии и берущих домой кусочки в качестве сувенира!

 

Исидорос Зургос: Наше национальное одиночество

 

 

По случаю печальной годовщины мы попросили писателя из Салоников Исидороса Зургоса рассказать нам о том, что он почувствовал, услышав известие о превращении собора Святой Софии в мечеть.

"Это меня очень огорчило. Я не хотел бы говорить высокопарных слов, но я испытал внутреннюю скорбь в течение нескольких дней. К моему горю добавилась вялая реакция цивилизованного мира.

Я чувствовал то, что Мариос Токас назвал «нашим национальным одиночеством». Я как-то попытался рационализировать свои чувства, напомнив себе, что хотя для нас Святая София является символом современного эллинизма, проявляющегося во всех формах жизни, но вся остальная Европа явно не может испытывать такой же толчеи. Но они могли проявлять большую чувствительность, которой они были обязаны как демократические общества.

События в соборе Святой Софии и монастыре Хора являются доказательством того, что знаменем грядущих десятилетий будет фундаментализм. Мы, конечно, не пойдем за ними по этому пути, но мы должны знать, откуда мы, кто мы и какую культуру мы хотим поддерживать. Необходимо иметь возможность предложить наши знания и чуткость каждому джентльмену, такому как премьер-министр соседней страны, всегда в рамках Европы. Прямо сейчас первое оправдание, которое я могу себе представить во всем этом произволе, — это наше знание мозаик монастыря Хора и уникальности этого шедевра мирового уровня, которым является собор Святой Софии. Возможно, это возможность глубже узнать многовековую традицию, которая из-за оппортунизма постколониальных лет и многих других причин атрофировалась. У нас нет знаний в той мере, в какой мы обязаны нашей истории, у нас нет сознания этой культуры, которую мы призваны нести и передать следующим поколениям. Я говорю это больше как учитель, и я думаю, что многие другие сказали бы это, кроме меня».

Костас Бляткас: Два аспекта исторического решения Эрдогана

Особую ценность представляет комментарий к печальному событию опытного коллеги и писателя Костаса Бляткаса.

«Это были сильные элементы меланхолического одиночества, которые мы чувствовали, видя, как лидеры, международные организации и учреждения, а также всемирно известные духовные деятели «выходят из-под обязательства», мягко осуждая Эрдогана за то, что он сделал и продолжает делать в соборе Святой Софии. .

Вы не можете, по-вашему, быть и с констеблем, и с констеблем, даже когда мы говорим об «участковом констебле».

Мы говорим сейчас о Западе, который выборочно вспоминает начала Просвещения и Ренессанса, великих архитекторов, писателей, композиторов и поэтов, которые коллективно и справедливо плакали в ночь пожара в Соборе Парижской Богоматери. Потом, когда мы увидели разрушения, поняв, что за 65 минут сгорело то, что было построено за два века. Но тут случился пожар...

Вопиющее культурное высокомерие турок резко контрастирует с верой современного мира в защиту великих объектов всемирного наследия и, следовательно, является оскорблением для христиан по всей стране.

Давайте посмотрим на первое измерение.

«Собор Святой Софии слишком благодушен для мер и антиисторической «чистки» Эрдогана», — пишет Кенан Малик в Guardian.

Камни, колонны и мозаики собора Святой Софии, добавляет он, отражают сложность турецкой и европейской истории, христианских и исламских традиций. Само их существование является упреком попытке Эрдогана «очистить» историю от этой сложности и создать одномерное, мифическое прошлое.

Как доказавший свою "возвеличиваемость" руководитель, возможно, он имеет в виду "рандеву" с Историей, где он будет мериться, как он, вероятно, полагает, по отношению к Кемалю Ататюрку, сделавшему собор Святой Софии музеем .

Но есть и другое измерение. Превращение Айя-Софии в исламскую мечеть для многих, не кладущих историческую правду на прокрустово ложе согласно своим интересам, является невероятно провокационной акцией для Запада.

В любом случае, история отношений ЕС-Турция представляет собой череду отступлений первых из-за турецкой «особенности», из-за необходимости укрепления внутри нее проевропейских сил, чтобы не сдаться националистическому или исламистскому фанатизму, и в связи с тем, что соседняя страна является членом НАТО и... когда-нибудь она присоединится к европейской.

https://www.pemptousia.gr/2022/08/i-agia-sofia-metra-tis-pliges-tis-dio-chronia-meta-ti-metatropi-tis-se-tzami/

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2023г.



Подписка на новости

Последние обновления

События