Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ ШАГИ

ОТ РАВЕННЫ ДО ЭЛУНДЫ

(часть пятая)

ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΣΤΙΚΑ ΒΗΜΑΤΑ

ΑΠΟ ΤΗΝ ΡΑΒΕΝΝΑ ΕΩΣ ΤΗΝ ΕΛΟΥΝΤΑ

(5)

газета ρθόδοξος Τύπος 2 Ἰανουαρίου 2009

 

Архимандрит Саранти Саранту

 

Теперь мы дошли до Элунды. Год спустя, после Равенны, состоялось заседание Координационной Комиссии по Диалогу между Православной Церковью и Римо-Католической. Члены Комиссии были приглашены священной митрополией Петры и Херсониса для работы с 17 сентября по 4 октября.

Члены Комиссии трудились под председательством кардинала Вальтера Каспера а также при сопредседателе Комиссии митрополите Пергамском г. Иоанне. Как оказалось, был подготовлен некий совместный документ относительно роли «епископа» Рима в церковном обществе в течение первого тысячелетия.

Какие-то члены Православной Церкви потребовали, чтобы их пустили наблюдателями на заседания Смешанной Комиссии. Однако вход им был воспрещён, потому что Комиссия заседала за закрытыми дверями.

Кажется, что после жёсткой и обоснованной критики, которая появилась в отношении «документа» Равенны, Комиссия в Элунде избегала большой гласности, поскольку надеется, что в 2009г. Кипр окажется более податливым папскому давлению. Они очень надеются, что кипрское общество не окажется столь сплочённым, как мать Греция. К тому же у них есть время, и возможно, по обстоятельствам на Кипре будет проявлено сочувствие к тому, чтобы принудить Кипрскую Православную Церковь к принятию унии и с помощью её и всё Православие.

Заседавшие на Смешанной Комиссии по причине гостеприимства начальства Крита и высокого энтузиазма церковного священноначалия при проводах покинули Элунду с большим воодушевлением.

К сожалению, экуменические шаги продолжают совершаться и после Элунды. В соответствии с заявлением Ватикана на его официальном интернет-сайте, Вселенский Патриарх принял участие на соборе епископов Ватикана. Он произнёс 12 октября в присутствии Папы и папских епископов речь. Обратясь к «Его Святейшеству» и «отцам Собора», он благодарил за «вдохновенное приглашение» Папы, которое он оценил как «историческое событие», поскольку ему была предоставлена возможность «принять участие в жизни Церкви-сестры», и охарактеризовал собор как «обнадёживающий». «Мы это рассматриваем», сказал он, то есть приглашение, «как явление дела Святого Духа, Который ведёт Церковь нашу к некоему более тесному и глубокому общению между нами и как некий важный шаг к восстановлению полного между нами общения». И далее он сказал следующее: «Вместе с первенством соборность образует стержень управления и устройства Церкви...Обладая возможностью-привилегией обратиться к Вам, возрастают наши надежды, что настанет день в который наши Церкви полностью сойдутся в мнениях о роли первенства и соборности в жизни Церкви. И этому посвящено исследование нашей общей богословской комиссии в данный момент времени».

Продолжая свою речь вселенский Патриарх выразил обычные «тревоги» относительно необходимости ликвидации бедности, расизма и конечно же фундаментализма и заметил весьма замечательные богословские исследования об иконах Святых. К сожалению, свою речь он завершил призыванием Святаго Духа, когда декламировал всю молитву «Царю небесный» в папской парасинагоге. Думаем, что не только речь была неприемлема с точки зрения богословия и экклезиологии, и присутствие Вселенского Патриарха на папском соборе, но считаем недозволенным и то его почётное место, которое воспринималось как присутствие одного из плеяды папских докладчиков. В конечном же итоге оказывается, что после заявления 18 октября Вселенский Патриарх присутствовал на папской субботней вечерне, которая совершалась в присутствии Папы и членов курии, 60 кардиналов, 170 римо-католических архиепископов и епископов, 200 священников и множества народа.

Папский менталитет абсолютизма временами оказывал влияние и на наше православное понимание Церкви. В различных духовных церковных подходящих случаях, праздниках, бдениях, епископских сослужениях, в некоторых случаях слышатся мнения типа, что наша Православная Церковь является епископоцентричной. Раздаются разнообразные высказывания и слышатся мнения, которые принижают большой соборный опыт и жизнь нашей Церкви. К сожалению, и в официальной журнале нашей Церкви, который называется «Экклисия», написана некая заметка, что в период предшествующих пятидесяти лет Священный Синод Элладской Церкви являл непогрешимость. Разве можем мы усваивать такие папские порядки?

Однако, слава Богу в Троице сславимому, что в нашем святом Православии существуют многие защитные клапаны, которые исправляют наши эгоистические изъяны и возвращают слово, веру и жизнь снова к истинной соборности, которая доподлинно основывается на крайне простой и смиренной жизни нашего Господа, на мученической жизни святых Апостолов и исповеднической и аскетичной жизни христоименитой полноты нашего Православия, которое освящается нашими православными приходами и священными обителями.

Отец Георгий Капсанис пишет: «Следовательно, уния-соединение (ἕνωσις), которое пытаются ввести, даже несмотря на то, что оно достаточно хорошо подготавливается Ватиканом вот уже в течение почти двадцати лет, не будет принято многими православными, а будет лишь способствовать расколу Православия, поскольку оно свершится без разрешения имеющихся существенных догматический отличий, без отказа римо-католиков от еретических догматов (Filioque, Папский примат власти-первенство, тварность Божественной благодати и т. д.), а только путём их перетолкования таким образом, чтобы не было болезненным для Ватикана и было приемлемым для православных.

Действительно, наше обмирщённое общество, которое вскормлено молоком, пропитанным традициями Глобализации, New Age, не имеет доброго чутья православных христиан, которое некогда не одобрило решений о «соединении» Ферраро-Флорентийского собора. Но и в этом обществе существует сегодня народ Божий, пророческий остаток сознательных православных христиан, которые будут противостоять всякому виду соединения, которое не будет строиться на истине Православной веры. Беспокойство многих православных христиан всему тому, что произошло за последнее время, показывает, что православное сознание работает».

В интервью, которое дал кипрской газете «Симерини» 20 октября 2008г. митрополит Лемесский Афанасий, он исповедует: «Ватикан превратил Церковь в государство, и это является ужасным заблуждением папистов. Далее он отмечает, что в Диалогах с другим религиями и инославными существуют грани, которые останавливают священные каноны. Непозволительно создавать для мира впечатление, что другие исповедания, другие догматы и другие религии являются неким иным путём, который в конечном итоге приводит в такому же результату, то есть к тому же Богу. Это привносит лишь путаницу и не соответствует истине. Церковь Христова – это Церковь Православная».

Что же касается текста Равенны, что Лемесский святитель выражает своё несогласие с ним. Он говорит: «Римо-Католическая церковь ни в коем случае не станет отказываться от главенства папы, но, по лично моему мнению, как и многих тех, кто изучал этот вопрос, нас очень изощренным и льстивым образом ведут к признанию главенства папы. Лично я каждый раз молюсь и возношу молитвы о том, чтобы все люди соединились со Святой Христовой Церковью. Об этом молитва и всей Церкви. Я не считаю, что существует множество Церквей. Для меня, как мы говорим каждый день во время Божественной литургии и в таистве нашего Крещения, Церковь - это единая, Святая, Соборная, Апостольская Церковь. И этой Церковью является Православная Церковь».

Историческим остаётся высказывание преподобного старца Иустина Поповича, человека высокой образованности и дара рассуждения во Христе, который говорил, что в истории человеческого рода были совершены три великих падения: Адама, Иуды и Папы.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События