Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

История, произошедшая в Царском Селе более десяти лет назад, вскоре после кончины митрополита Иоанна (Снычёва), уже забылась. Отец Маркелл в 2006 году стал епископом. Письма по поводу событий отсутствуют в публичном доступе, но свидетели живы и здравствуют. (от редакции)

Сергей Григорьев
, статья "ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ". Опубл. на сайте "Православие или смерть".

"Уже более года, продолжается конфликт между настоятелями Софийского и Федоровского соборов Царского Села, поддержанных митрополитом Владимиром, и частью прихожан этих храмов. Дело дошло до Москвы, его рассматривали на Архиерейском Соборе 1997г. Оно обросло слухами и домыслами. Задачей этой статьи автор ставил изложение, по возможности непредвзятое, событий этого конфликта в их хронологической последовательности и ознакомление читателей с имеющимися у него документами. ...

ПРОШЕНИЕ

Мы были свидетелями, как 29 августа, праздник Федоровской Иконы Божией Матери, во время Божественной Литургии, в алтаре находился римокатолик. Согласно апостольским правилам молиться с еретиками запрещено. Известно, что он, находясь в алтаре, причащался вместе со священнослужителями. Произошло осквернение и священных сосудов и алтаря. Просим Вас объяснить нам Ваши действия и привести жизнь нашего прихода в соответствие с каноническими установлениями Русской Православной Церкви.

Прихожане Федоровского Государева Собора в Царском Селе
... (личные подписи).
31 августа 1996 года.

...На собрании отец Маркелл совершенно неожиданно для всех собравшихся прихожан объявил, что наш храм уже почти год не входит в состав Санкт-Петербургской епархии, является ставропигиальным (!), а поэтому у нас не должно быть ни казначея, ни ревизионной комиссии, ни приходского собрания, ни всего прочего, предусмотренного Уставом Русской Православной Церкви. Федоровский городок вместе с Федоровским собором якобы передан Патриархом в подчинение о.Геннадию Звереву, и нам остается только слушать его указания.

По словам о.Маркелла, обо всем этом, и о теперешнем статусе нашего храма записано в некоем положении, подписанном Патpиаpхом. Собравшиеся, естественно, попросили показать это новое положение о храме. Настоятель согласился. "Вот только, — объяснил о.Маркелл, — под рукой сейчас этого положения, к сожалению, нет". Но он обязательно возьмет его у о.Геннадия и покажет нам на следующей неделе. По поводу же присутствия в алтаре католиков настоятель заявил, что ничего поделать с этим не может, мол, о.Геннадий так распорядился.

Как оказалось позже, все это была сплошная ложь. Hо тогда мы поверили своему настоятелю и ожидали, что он вскоре покажет нам, членам приходского собрания, положение о нашем храме. Hо дни шли за днями, а никакого положения мы так и не увидели, да его, как позже выяснилось, и не было в природе. Нас просто обманули. Как это не печально — обманули наши собственные пастыри: отец Маркелл и отец Геннадий.

...Нам стало понятно, что если мы не воспротивимся действиям наших еретичествующих священников, то в скором времени останемся в Царском Селе без православных храмов. То есть храмы-то останутся, но спасительная благодать Божия покинет церкви, в которых попираются святые каноны и звучат совместные молитвы с еоетиками-католиками.

Тогда мы решили обратиться за советом к известным опытным священникам, написали письма в некоторые монастыри. Духовник одного из самых крупных женских монастырей России писал нам, что предавших Православие священников "нельзя считать своими пастырями и принимать у них святые таинства. Их действия весьма опасны и соблазнительны для многих прихожан, и требуют соответствующего врачевания — публичного, перед всем миром, покаяния". Подобные ответы мы получили и от некоторых других отцов. Наши духовники были единодушны: так оставлять это дело нельзя!

И хотя сомнения еще оставались, мы решили обратиться за помощью ко всей полноте Русской Православной Церкви — епископату, священникам и мирянам. Было составлено открытое письмо, которое разослали всем архиереям Русской Православной Церкви, а также в некоторые газеты.

 

Его Высокопреосвященству, Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру;
копии: Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, правящим архиереям, наместникам ставропигиальных монастырей, редакциям "Русского Вестника", "Православного Санкт-Петербурга" и др.

Ваше Высокопреосвященство!

Мы, прихожане Царскосельских храмов, вынуждены обратиться к Вам с Открытым письмом, так как наши обращения к Вам через благочинного о.Александра Кудряшева не достигают цели, ответа мы не получили, а письма от мирян через канцелярию или по почте не принимаются.

На наших глазах в наших храмах происходит явное отступление от Православия в сторону незаконной и не раз соборно осужденной унии с римокатоликами. Как нам стало известно, в Пасху, 14 апреля сего года во время Божественной Литургии наши священники молились и причащались в алтаре Софийского Собора с еретиками-римокатоликами. Инициатором этого грубейшего нарушения Соборных Правил нашей Церкви является настоятель Софийского собора протоиерей Геннадий Зверев. Он, сам не впервые участвовавший в подобных действиях, склонил и других священников участвовать в униатском богослужении, а с ними и всех прихожан храма, не объявив об этом никому. С тех пор римокатоликам неоднократно разрешалось участвовать в богослужении, молиться и общаться с народом с солеи Софийского Собора.

В день престольного праздника Феодоровской иконы Божией Матери в алтаре Феодоровского Собора находился, молился, а возможно и причащался римокатолик. Известно, что диакон о.Алексий Новиков спросил у него, будет ли он причащаться. Мы вынуждены узнавать, что творится в алтарях наших храмов у посторонних людей. Нас, прихожан Феодоровского Государева Собора, настоятель о.Маркелл Ветров категорически отказался допускать в алтарь, а действия свои объяснил давлением со стороны о. Геннадия. Сам же он чаще общается не с итальянскими католиками, а с американскими миссионерами, задумав вместе с ними лечить от алкоголизма наших сограждан.

29 сентября на литургии в Софийском Соборе молился целый хор еретиков, который после службы о.Геннадий представил народу, а в проповеди пытался объяснить пастве, что между Православием и римокатоличеством разницы почти нет, а наоборот, мы должны быть им, римокатоликам, благодарны за моральную (видимо молитвенную?) и материальную помощь. Такие проповеди слышат неокрепшие в вере молодые люди. В храмы идут, надеясь найти там чистоту и благочестие, а видят продажного священника. Ведь когда о.Геннадий объявляет прихожан Софийского Собора побратимами римокатолического прихода итальянского города Клод, всем понятно, что это происходит из-за денег.

Сам образ действий о.Геннадия и о.Маркелла их обличает. Так о.Маркелл при объяснении с прихожанами по поводу совместной молитвы с римокатоликами лгал и изворачивался, пытался оправдать свои действия, ссылаясь на Патриарха, хотя все мы были свидетелями, как в заботе о пастве, Святейший Патриарх Алексий II не то что с еретиками-римокатоликами, а даже и с православным Константинопольским Патриархом не убоялся прервать Евхаристическое единство, когда тот нарушил незыблемые правила Святых Апостол и Святых Отец. А протоиерей Геннадий Зверев заявил в ответ на увещевания одной прихожанки, что причащался, причащается и будет причащаться с римокатоликами. У нас уже действует уния? И Флорентийская и Брест-Литовская унии уже принесли и еще принесут немало жертв и несчастий. Мы видим, что творится на Западной Украине униатами и римокатоликами.

Мы возмущены распространением униатской заразы и не желаем видеть ее в своих храмах. Произошло грубое нарушение 45 Апостольского Правила, гласящего: "Епископ, или пресвитер, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен."
Так как соблазн от их действия был для многих, мы ТРЕБУЕМ от согрешивших священников ПУБЛИЧНОГО покаяния. Пока же, до принесения ими публичного покаяния, мы не можем считать их своими пастырями и принимать от них благословение и Святые Таинства.

Мы опасаемся, что подобные поступки, оставшиеся без внимания и наказания, получат дальнейшее развитие. Молим Вас, Высокопреосвященный Владыко, защитите свою паству от расхищения волков, Вас к этому обязывает Ваше звание — блюсти и назидать.

Православные христиане Царского Села
(подписи).
Октябрь 1996г.

 

Письмо это было напечатано в "Русском Вестнике" (N43-45, ноябрь 1996), газете православного общества "Радонеж" (N29-32, ноябрь 1996), и в "Руси Православной" (вып. 42, приложение к "Советской России" от 05.12.1996). Последняя публикация получила особенно широкий резонанс.

Нам потом не раз пеняли этой публикацией в "Советской России". Раз напечатала коммунистическая газета, выговаривали нам с осуждением, значит вы коммунисты-революционеры. Справедливости ради надо сказать, что хоть мы и не направляли наше письмо в "Русь Православную", тем не менее, почитаем для себя за честь то, что наше письмо напечатано там, где впервые увидели свет труды приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева). Из "Православного Санкт-Петербурга" пришел вежливый отказ, в котором главный редактор привел веские причины, не позволяющие ему "опубликовать письмо в газете, издающейся по благословению правящего архиерея".

Вскоре письмо прочитали те, о ком оно было написано. И вместо покаяния они начали против собственных прихожан настоящую войну. В субботу, 7 декабря, после Всенощной в Федоровском соборе, служащий священник о.Сергий Попов говорил с амвона проповедь, в которой позволил себе грубые нападки на авторов письма. Обвинив их в незнании православных канонов, едва ли не в бунте против церковных властей и в склонности к "комсомольским методам", о.Сергий намекал, что написавшие письмо — бывшие коммунисты, принесшие с собой в церковь революционный дух.

Далее он сказал, что авторы письма не понимают, кто такие католики, вмешиваются в дела их не касающиеся. Они мол, не сумеют и отличить-то католика от православного. Здесь, однако, поток красноречия ретивого батюшки был остановлен вопросом одного прихожанина: "Вы что, совсем нас за дураков принимаете?" Затем свое возмущение вслух высказали и другие, а одна прихожанка громко обвинила о.Сергия во лжи. На нее набросились уборщицы, подобранные о.настоятелем (кстати, откуда они появились неизвестно, в царскосельских храмах во всяком случае, их раньше не видели) и пытались вытолкать женщину из храма. Но тут за нее вступились другие, началась перебранка, и о.Сергий вынужден был уйти.

На следующий день во время проповеди о.Сергий опять оскорблял нас, причем в выражениях он не стеснялся. Характерно, что ни в первый, ни во второй раз о.Сергий ни словом не обмолвился о сути письма и о событиях, описанных в нем. Как потом стало известно, в тот же день и о.Геннадий говорил в проповеди, что на него, мол, возводят напраслину, клевещут. Просил у прихожан защиты, хотя в чем конкретно неправда написавших письмо, и почему, и от кого его надо защищать — не сказал.

Такая реакция по меньшей мере удивительна. Вместо того чтобы ответить по существу и тем самым успокоить свою паству, о.Сергий и о.Геннадий напали на своих собственных прихожан, уличивших их в грубых нарушениях церковных правил.

Как уже было сказано, открытое письмо было разослано всему епископату нашей Церкви. Мы не ожидали ответа от них, просто информировали. Тем не менее некоторые архиереи посчитали нужным ответить нам. Затронутые в нашем письме вопросы, оказалось, волнуют многих. Маститый архиерей, Высокопреосвященнейший Иувеналий, архиепископ Курский и Рыльский поддержал нас, написав: "Скорблю и переживаю вместе с Вами. Молюсь о торжестве святого Православия." А епископ Курганский Михаил ответил и вовсе кратко и энергично: "Возмутительно. Обратитесь с посланием к Архиерейскому Собору, который состоится 18-22 февраля 1997г. Нет ереси худшей и подлейшей, чем католицизм".

...Ответа по-прежнему не было, а дни шли за днями, вот-вот должен был начаться Собор, напряжение росло. И тога в начале февраля было составлено и отправлено в Москву обращение к Архиерейскому Собору.

 

Архиерейскому Собору
Русской Православной Церкви

ОБРАЩЕНИЕ

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Мы, прихожане храмов Царского Села Санкт-Петербургской епархии, вынуждены обратиться к Собору архипастырей, с просьбой рассудить нас с нашими священниками протоиереем Геннадием Зверевым и игуменом Маркеллом Ветровым, вступившими в евхаристическое и молитвенное общение с римокатоликами. Мы неоднократно обращались в течение длительного времени к своему правящему архиерею — митрополиту Владимиру, прося его епископского суда, но он не стал нас судить. Мы поняли так, что судить справедливо, по канонам Церкви, он не хочет, так как разделяет взгляды этих священников на папистов, а судить несправедливо не может — боится Бога, и потому решил уклониться от своего права и своей обязанности — судить.

А что делать нам? Нас не допускают до приходской жизни, оскорбляют в проповедях, называя раскольниками, под давлением настоятеля другие священники отказывают в помазании елеем на воскресной всенощной. Требуют от нас покаяния, не объясняя, в чем вина, не открывая, в чем грех. То есть, вершат над нами суд. Но ведь Церковь наша не пресвитерская, а епископская, а суда епископа нет.

Мы остаемся верными чадами Русской Православной Церкви и должны быть судимы ее епископами. Смиренно просим Вас, Всечестные Отцы, Владыки, дать ход нашему делу, рассмотрению его и тем привнести мир в наши приходы. Тем более мы наслышаны, что Вы будете рассматривать вопрос о прославлении в Лике Святых Царя Николая II, царицы Александры Федоровны, царевича Алексия, царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, а ведь наш Федоровский собор был их приходским храмом в течение многих лет, и в дни царствования, и во время заточения после отречения Царя.

Прилагаем наши письма Высокопреосвященному Владимиру, копию подписного листа и другие материалы по нашему делу. Просим Вашего благословения.

По поручению прихожан: ... (личные подписи).
7.02.1997. Царское Село

 

...Обращение было отправлено Собору, а у нас дела шли своим чередом. Тактика наших противников изменилась. Сначала о.Геннадий настаивал на том, что решать, кого причащать, а кого не причащать в Софийском Соборе, есть дело его совести, и никого более не касается. Но как раз в это время за совместное причащение с папистами был запрещен в служении архиепископом Псковским Евсевием широко известный иконописец архимандрит Зинон. Отцы-экуменисты забеспокоились.

И тогда на свет появилась новая версия: один католический священник, из числа регулярно посещающих Царскосельские храмы итальянских религиозных деятелей, якобы принял Православие. Речь идет о некоем Доне Сильвио, как раз о том человеке, что причащался в Пасху в алтаре Софийского Собора. Газета "Софийский Собор" (N2, август 1994) характеризует этого Дона, "большого друга Софийского собора", как "видного деятеля римской католической Церкви, уполномоченного Трентинского епископа по связям с зарубежными странами".

Какое такое "православие" принял Дон Сильвио, неизвестно, но из папизма он не вышел — это известно точно. В Италии Дон Сильвио — католик, в России — православный. Кто же он на самом деле? Коммерсант, не чуждый приобрести при случае и веру, если найдутся продающие ее. В Италии он собирает деньги для содержания столовой для бедных в Царском Селе, но где находится эта столовая, нам узнать так и не удалось. Скорее всего, это трапезная Софийского Собора, а "бедняки", которые там кормятся — это о.Геннадий со своей "братией".

Впрочем, Дона Сильвио винить не в чем. По нынешней католической доктрине вполне возможно, оставаясь верным католиком, быть в то же время и православным. Для экуменистов ведь все равно, как славить Бога. Они не боятся оскорбить Его нечестием, не боятся ереси, т.е. лжи в отношении к Богу. Но нам, царскосельским прихожанам, не все равно! Мы знаем, что вне Православия нет спасения...

Как-то после молебна у Креста на Соборной площади одна пожилая женщина посоветовала тем, кто противостоит униатам, бороться лучше со Свидетелями Иеговы. Свидетели Иеговы, конечно опасная секта, но не опаснее ли те, кто внутри Русской Православной Церкви насаждает ересь. Для священников, подобных о.Маркеллу и о.Геннадию, Святоотеческое Предание "устарело". Так выразился однажды о.Маркелл при упоминании апостольских правил: "Ведь это все было давно, а сейчас все изменилось".

Для кого-то может, и изменилось, но для православных все остается так, как и было во времена Апостолов. Ведь если можно спастись в латинстве, или у протестантов, или еще где (у тех же Свидетелей Иеговы, к примеру), то зачем же нужно Православие? Разве что для фольклора его оставить, как "культурную ценность"... Да и поститься, как учит Церковь, не надо. Зачем себя мучить? Вот ведь католики с молоком постятся полтора десятка дней в году, и хватает им для "спасения". Протестантов взять, так они вообще постов не знают, и ничего, тоже "спасаются" по их мнению. А нас Церковь наставляет более двухсот дней в году поститься. Конечно, не постом спасаются православные, а послушанием Матери-Церкви, которая и установила посты, как действенный и верный способ борьбы со "страстьми и похотьми" падшего человека...

Тем временем начался Архиерейский Собор. Как нам стало известно, в числе других вопросов на Соборе рассматривали и наше обращение. Решение было, по слухам, положительное, но ответа на руки мы не получили. А у наших противников каким-то образом оказался подписной лист "Открытого письма". И о.Геннадий начал действовать.

В "лучших" советских традициях, вместо того, чтобы ответить по сути, он занялся расследованием: кто и почему посмел поставить свою подпись под письмом. Оказалось, что кто-то из подписавших причащался затем у о.Маркелла. Это очень воодушевило расследователя. Он решил, что, если все или большинство подписавших откажутся от своих подписей, то может и дело удастся замять. Как бы и факта его вероотступничества не было.

Начал он со священника, возмущенного случившимся и поставившего свою подпись под письмом. О.Геннадий позвонил ему (номер телефона был в подписном листе) и бесцеремонно потребовал, "снять" свою подпись. В ответ на это отец Алексий (так зовут батюшку, подписавшего наше письмо) резонно заметил, что дело можно закончить очень просто. Надо только в ближайшей воскресной проповеди сказать народу, что на меня, мол, клевещут, никакого совместного причащения не было, я, как и вся Православная Церковь, считаю папистов еретиками и никогда не допускал и не допущу их в алтарь. Но сказать так о.Геннадий не мог, потому что лучше других знает: все, описанное в письме — правда. И о совместном причастии с католиками известно из первых рук: от тех священников Софийского и Федоровского Соборов, которые присутствовали в алтаре при этом безобразии, но не могли его остановить.

...Надо сказать, что мы отказались принимать таинства у согрешивших священников, имея в виду в первую очередь инициаторов творимых в алтарях наших храмов безобразий. С подчиненными им священниками мы не прерывали общения. Но настоятеля Софийского Собора это не устраивает. О.Геннадий дал указание всем своим подчиненным священникам не благословлять и не помазать елеем тех, кого он считает главными зачинщиками противления его униатским планам. И священники подчиняются, оправдывая такую беспринципность "смирением", хотя знают, что о.Геннадий просто бесчинствует.

...Наверняка наши батюшки видели решение Архиерейского Собора, читали письмо по этому поводу Управляющего Делами Московской Патриархии Высокопреосвященного архиепископа Сергия. Но, увы — боятся обличенного властью самодура, тем более он сейчас в силе, является одним из любимых, приближенных священников митрополита Владимира.

Пользуясь таким высоким заступничеством, священники-вероотступники чувствуют себя в полной безопасности. Так, в конце апреля 1997 года в местной "Царскосельской газете" появилось интервью о.Геннадия, в котором он открыто лгал, будто его "упрекают в том, что в Софийском Соборе на Божественной литургии присутствовали католики". Это, конечно, неправда. Никто его в "присутствии католиков на литургии" не упрекает. Обвиняют о.Геннадия в совместном, скрытно от народа совершенном, причастии с еретиками.

Дальше — больше. В очередном (N13, 1997) номере "Софийского Собора" (где главным редактором числится о.Геннадий), в редакционной статье посвященной этому делу, написано следующее: "..Настоятель Софийского собора и настоятель Федоровского собора обвиняются в том, что будто бы причащали в алтарях соборов римокатоликов... Не будем оправдываться и опровергать очевидное измышление относительно этих причащений в алтарях".

Но оправдываться и опровергать все же придётся. Однако сделать это очень трудно, ибо о совместном причастии с еретиками свидетельствуют два священника, сослужившие на той литургии, о.Олег Скоморох и о.Дионисий Астахов. По их словам дело было так.

Дон Сильвио всю пасхальную службу пробыл в алтаре. Когда причастились священники, неожиданно для всех о.Геннадий предложил Дону Сильвио облачиться в епитрахиль, как священнику при богослужении. Видимо, все было заранее обговорено, так как у Дона Сильвио с собой оказалась под рукой католическая епитрахиль, он надел ее, и о.Геннадий причастил католического священника в католическом облачении в алтаре Софийского собора при закрытых Царских вратах.

Это было настолько неожиданно, что молодые священники растерялись и не сразу сообразили, как быть. Позже они обратились к настоятелю с просьбой объяснить свои действия. О.Геннадий объяснил, что сам отвечает за происшедшее, а их это не касается. Тем не менее, батюшки настояли, чтобы при них в дальнейшем он католиков не причащал. О.Геннадий обещал. А через некоторое время оба молодых священника, отказавшихся от соучастия в беззаконии, были убраны из собора. Внешне все произошло вполне благопристойно: они получили новые назначения настоятелями... несуществующих храмов (один — в Тярлево, другой в Лесное). Знай, мол, как опасно спорить с о.Геннадием.

И все пошло по-прежнему. Вскоре был случай, когда отец Геннадий вывел уже не Дона Сильвио, а другого латинского священника после литургии из Царских Врат в полном католическом облачении. Как объяснили затем удивленным православным, этот католик много денег пожертвовал на Софийский собор.

По поводу происшедшего в Федоровском Соборе, о.Александр Ноздрачев рассказал, что наши священники сами предложили Дону Сильвио причаститься с ними, но тот почему-то отказался. И подобных случаев было много. Дело здесь не в письмах "склочных" мирян, а в действиях продающих Православие священников.

А что же наше священноначалие? Увы, по-прежнему не слышно о каких либо действиях с его стороны. Архиерейский Собор был в феврале, но судя по всему, его решения остались пустой бумажкой. Мы решили в очередной раз напомнить Высокопреосвященному Митрополиту Владимиру о нашем деле.

 

Его Высокопреосвященству Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру

Ваше Высокопреосвященство!

Очередной раз вынуждены к Вам обратиться многогрешные прихожане из Царского Села. Еще в середине марта, то есть уже три месяца назад мы получили ответ на наше обращение к Архиерейскому Собору 1997 г. от Управляющего Делами Московской Патриархии Высокопреосвященного Сергия, где он пишет: "...Собор поручил правящему архиерею Вашей епархии, Высокопреосвященнейшему Владимиру, Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, разобраться в ситуации и восстановить мир в общине и доверие к священнослужителям".

Вместо мира и доверия наши священнослужители продолжают с нами настоящую войну. В газете "Софийский Собор" о.Геннадий (Зверев) поместил явно провокационную статью, в которой бездоказательно обвиняет нас в клевете, невежестве и в том, что мы, якобы, судим его, тогда как мы как раз и ищем законного епископского суда, обличая перед этим судом преступивших Апостольские Правила священнослужителей.

Более того, о.Геннадий сам присвоил себе права судьи, приказав подчиненным ему священникам не помазать елеем одного нашего прихожанина С.М. Григорьева, причем вина его опять не указывается. Просим Вас, владыка Владимир, ускорить исполнение поручения Архиерейского Собора 1997г по нашему делу. Благословите.

По поручению прихожан: Н.Синица, В.Барунин, Л.Плишин, Григорьев.
20 июня 1997. Царское Село.

Ждем ответа. Надеемся, что в Русской Православной Церкви еще все же можно найти управу на священников-вероотступников. Надеемся, что законный и нелицеприятный церковный суд все же состоится. Ведь Бог не в силе, а в правде. Аминь".



Подписка на новости

Последние обновления

События