ДУХ БОГОСЛУЖЕНИЯ (ЧАСТЬ 1)
Иоанн. М. Фундулис,
почетный профессор Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля
ΤΟ ΠΝΕΥΜΑ ΤΗΣ ΘΕΙΑΣ ΛΑΤΡΕΙΑΣ [Α´]
ΙΩ. Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ
(«ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΠΑΡΟΥΣΙΑ»
τριμηνιαῖον θεολογικὸν περιοδικόν τοῦ Κέντρου Ὀρθοδ. Θεολογικῶν Σπουδῶν
«ἡ τοῦ Θεοῦ Σοφία»,
τόμ. Α´ τεῦχ. 1&2/ 1964, σελ. 78-91)
Στοιχειοθεσία «ΧΡΙΣΤΙΑΝΙΚΗΣ ΒΙΒΛΙΟΓΡΑΦΙΑΣ»
Беседа с Самарянкой Христа, фреска Протатского собора в Криесе, Святая Гора Афон, 13в.
Господь наш Иисус Христос в своем диалоге с Самарянкой заложил основы и лаконично сформулировал смысл и дух поклонения в Своей новой религии. Новое поклонение должно было быть поклонением-богослужением «в духе и истине»[1]. Поклонение идолам не было ни «в духе», ни «в истине». Иудаизм был «поклонением не духу, а букве» [2], не истине, а «тени» [3]. Новый дух требует нового поклонения-богослужения. Откровенный истинный духовный Бог требует истинного и духовного поклонения. «Потому что такого ищет Отец от поклоняющихся Ему»[4].
Образец и содержание этого духовного богослужения дал Сам Господь, поклоняясь Отцу и упоминая «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы»[5], «взошел на гору помолиться и пробыл всю ночь на молитве к Богу»[6], участвуя в богослужении тенистого храма и как «милостивый и верный первосвященник»[7], «принося себя в жертву»[8] «за жизнь мира»[9] и «вечное спасение "[10]. В Господней[11] и в Певосвященнической молитве[12], в славословной молитве о победе над сатаною за учеников[13] и у гроба Лазаря[14], в краткой молитве «ночи, когда Он был предан»[15] Церковь нашла образец истины в духе молитвы. Слава Божия, пришествие Его Царства на землю, оставление с абсолютным упованием на Его волю, стремление к жизни в Боге, радость в духе и единство и общение во Христе, освящение «в истине» и через них сообщение миру о спасении были главными предметами этих молитв.
В апостольский век поклонение-богослужение продолжается через Апостолов. Жизнь первой общины имеет насыщенный литургический характер. К ней добавляется новый элемент. Богослужение, поклонение Богу не только богоцентрично и тринитарно, но и в высшей степени Христоцентрично. Иисус есть «Господь», перед Которым «преклонится всякое колено» и «всякий язык» исповедует[16], превознесенный и превознесенный Бог, победитель «смерти и ада»[17], освободитель, настоящий и грядущий, чье вечное царство пришло и грядет. Новое общество спасаемых во Христе смотрит на Него с великой радостью и ликованием. Через крещение человек составляется и соединяется с ним[18], он становится «тесно связанным – σύμφυτος»[19] с Ним. Причащаясь хлеба Евхаристии, он соединяется с Ним и живет в неразрывном единстве с ним. Тайна Христа обновила его. Восторженно-вдохновенные тенденции первой Церкви — это, прежде всего, литургический феномен. Под их влиянием продолжает формироваться христианское богослужение.
Эта эпоха имеет свои пределы. Чисто созерцательно-теоретические пределы, потому что в действительности течение продолжается непрерывно. И эти созерцательные пределы отмечены традицией первого официального и боговдохновенного литургического типика, который апостольский век завещал Церкви вместе с Новым Заветом через великого одаренного благодатью человека, апостола Иоанна Богослова. Не случайно это ученик любви, тот, кто покоился на груди Учителя и слышал биение его сердца во время совершения страшных Тайн, кто присутствовал и видел сияющую славу Его божества в горе Фавор, тот, кто стоял в страхе и боли перед все превышающей принесенной жертвой, видевших прободение копием ребра Господа. Речь идет о небесном поклонении, описанном в книге Откровение[20]. Таково было в зачатке поклонение апостольской эпохи, и Пророк пророчески видел, что поклонение совершалось «в духе и истине» до скончания веков на небе и на земле. Одна и та же рука писала «в духе и истине», одна и та же богодвижимая рука описала и описала это детально и боговдохновенно. Этот литургический типик, образец был единственным нерушимым и незапятнанным, санкционированный Богом и переданный свыше, подобно, как и Моисей передал богослужебный типик для Скинии Свидетельства.
Водушевленные тенденции в Церкви продолжаются в другой форме. Мученики, «воины Великого Царя»[21], «одушевленные священницы и словесные всесожжения, жертвы совершенныя» Господа, «уведавшие и ведящие» Бога[22] через вдохновение, героизм, подражания страстям Господа пронизывают новое поклонение-богослужение. Кровь их «якоже порфира и виссон»[23], как боготканная богослужебная риза покрыла Церковь. Молитва мучеников, их почитание, их гробницы, их останки, их ежегодные дни памяти создают новые темы, обогащающие новое поклонение-богослужение. Но именно монахи, «свидетели совести», продолжают восторженно-вдохновенные тенденции древней Церкви, собирают наиболее вдохновенные и живые элементы христианской общины и различными способами воздействуют на христианское общество и особенно на богослужение. Их жизнь — это жизнь поклонения-богослужения. Главное их дело – память о Боге восхваление Его. Это «ангелы во плоти» [24], «богослужебные духи» [25]. Из них выходят священнослужители, епископы, поэты, авторы молитв и устроители литургических типиков. Привлекательность, которую они оказывают на христианский мир, огромна. Призванные и избранные души обращаются к ним и смотрят на них как на идеалы, и их поклонение-богослужение становится литургическим образцом и идеалом в этих церквях во всем мире.
Таким образом, богослужение в его нынешнем виде предстает как рождение двух факторов, а точнее одного: вдохновенно-восторженных тенденций, признавших две последовательные формы, а именно: дары первой Церкви и монашество средних веков. Под их влиянием создается дух христианского поклонения-богослужения. Скорее, дух евангельского богослужения «в духе и истине» обретает плоть и кости, материализуется и подчиняется в этой определенной форме. Все в богослужении, а более того правильно истолкованные ныне далекие и незначительные литургические формы происходят оттуда, служат и подчиняются этому духу.
. Таким становится очевидным то, почему дух христианского богослужения воплотился в четырех главных характеристиках: надмирность, аскетичность, сакральность и священность[1]. Анализ их необходим и важен не только для выяснения степени влияния вдохновенно-восторженных тенденций древней Церкви и монашества на богослужения, но и для понимания этого духа богослужения. Иными словами, чтобы понять значение, которое Церковь ставила особое требование для богослужения в Воскресный день (εἰς τὴν Κυριακὴν)
Как поколению Богу «в духе и истине», и тому образу и способу осуществления этого требования, которое она исполняла сознательно или бессознательно в своей литургической практике.
СНОСКИ
[1] гИоанн. 4´ 24.
[2] 2 Кор. 3, 6.
[3] Евр, 5, 5.
[4] Иоанн. 4, 23.
[5] Евр. 5, 7.
[6] Лука. 6, 12.
[7] Евр. 2, 17.
[8] Ἑвр. 6, 27.
[9] Иоанн. 6, 51.
[10] Евр. 5, 9.
[11] Матф. 6, 9-13, Λука. 22, 42.
[12] Иоанн. 16, 1-26.
[13] Λука 10, 21, Матф.11, 25-26.
[14] Иоанн. 11, 41-42.
[15] Μатф. 26, 39, 42, Μарк. 14, 36, Λука, 22, 42.
[16] Филип. 2, 10-11.
[17] Откровение. 1, 18.
[18] Ρим. 6, 4, Κол. 2, 12.
[19] Ρим. 6, 5.
[20] Откр.4, 2-14, 6: 9-12, 12: 15-19, 15: 1-8, 19 :1-10.
[21] Παρακλητική, ἦχος α´, Τρίτη, ἀπόστιχα αἴνων, τροπάριον γ´.
[22] Παρακλητική, ἦχος δ´, Παρασκευὴ ἑσπέρας, ἀπόστιχα, τροπ. γ´.
[23] Тропарь Недели Всех Святых.
[24] Там же,
[25] Тропарь преподобным отцам ( «Пустынный житель…»«Τοῖς ἐρήμου πολίτης…»).
продолжение следует...
Источник: https://christianvivliografia.wordpress.com/tag/%CF%84%CF%85%CF%80%CE%B9%CE%BA%CF%8C%CE%BD/#_ftnref
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2023г.
[1] τὸν ὑπερκόσμιον, τὸνἀσκητικόν, τὸν μυστικὸν καὶ τὸν ἱερατικόν.