Толкование Божественной литургии
Высшее Таинство Церкви
Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία
Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας
Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου
Преосвященнейший. Митрополит Писидийский Сотирий
Цикл проповедей Высокопреосвященнейшего Митрополита Писидийского Сотирия, сказанных в воскресные дни, во время октября месяца 2021 г.
Беседа 7
7. Необходимость подготовки к участию в Божественной литургии
До сих пор в наших проповедях о Таинстве Святого Причастия мы пытались - простыми словами - разъяснить, что Господь делал и говорил во время передачи этого Великого Таинства Своим ученикам, во время Тайной вечери, незадолго до Своего ареста. Мы ограничились лишь соответствующими словами Господа, цитируемыми из Святого Евангелия и из апостола Павла.
Надеюсь, всем нашим слушателям понятно, что Господь, из чрезмерной любви к Своим ученикам, установил Таинство Евхаристии, чтобы через него всегда быть не только в общении с верующими, но и в неразрывной связи с ними, как сотелесным и скровным с ними. То есть соединить их Самими Святыми Телом и Кровью Христовыми!
Никакое другое Святое Причащение Церкви не может сравниться с Божественной Литургией, в которой Сам Господь наш Иисус Христос приносит Себя в жертву за оставление грехов и спасение всех людей и соединяется с каждым верующим. Святое Причастие. Для этого совершенно необходимо участие каждого православного верующего в Божественной литургии с верой, благоговением и искренней любовью к Богу и ближним.
Но для того, чтобы верующий сознательно участвовал в происходящем, ему необходимо понимать слова Божественной литургии, а также более глубокое духовное содержание всего происходящего. Это необходимо, потому что даже самый простой христианин, входя в храм для участия в службе, входит не просто зрителем, который будет сидеть где-то и наблюдать за происходящим, а принимает активное участие в том, что совершается. Божественная литургия имеет, так сказать, «своеобразие»: она совершается при участии всего народа и для духовной пользы всего народа Божия. Это впрочем и означает сложное греческое слово «литургия» (λειτουργία) (λειτός=λαός + έργον = люди + работа). Поэтому, кроме Священников, Диаконов, певчих, Чтецов, Священников, Новопришедших, и каждый верующий должен знать свою роль в Божественной литургии: как войти в храм, как поклониться святым образам, как зажечь свою свечу. Чтобы он знал, когда необходимо стоять прямо (по славянски - прости), когда кланяемся служителю, когда крестимся. Также верующие сопровождают пение Псалтыри вполголоса простой и известной по структуре фразой «Господи, помилуй», «Подай Господи», «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Чтобы все вместе могли бы читать Символ Веры и Господню молитву (Отче наш). Все это выявляет живую молящуюся Общину и помогает верующему, чтобы его ум и сердце участвовали в том, что совершается, и его мысли не убегали бы на другие дела, не связанные с Божественной Литургией.
Благочестивые верующие чувствуют особое благословение, с благоговением и молитвой приготовляя приношения и принося их в храм, чтобы из них вышел «Агнец», который во время Божественной литургии совершит преложение Даров в Святое Тело Христа. По православному обычаю верующие, в свою очередь, приносят необходимое для Божественной литургии и других нужд храма, они также заинтересованы в чистоте храма Божия. Типичны особые молитвенные прошения, которые служитель возносит о тех, кто приносит в Церковь необходимое для общего богослужения и трудится для чистоты и опрятности церкви.
- «Помяни, яко благ и человеколюбец, принесших, и ихже ради принесоша (Хлеб и Вино)...», - молится служащий священник на молитве во время проскомидии.
- «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем....» (Великая ектенья «Рцем вси»).
«Освяти любящие благолепие дома твоего. Ты тех возпрослави божественною Твоею силою…» (Молитва 1-го антифона). (Освяти, Господи, и прославь Своей Божественной силой тех, кто любит и заботится, чтобы Дом Божий был чистым и опрятным! Великий благословений удостаиваются от Бога те, которые проявляют внимание и заботу о хорошем состоянии Дома Божия и достойном его служении.
На протяжении веков благочестивые православные семьи, хранившие православные христианские традиции, с субботы уже проявляли заботу о должной физической и душевной подготовке всех членов семьи, чтобы на следующий день пойти в храм и предстать перед Господом. В воскресенье они надевали лучшую одежду и обувь, которые у них были. В субботу вечером еда была простой и постной. После вечерней молитвы они просили друг у друга прощение.
Если родители обладали соответствующими знаниями, они готовили своих детей к чтению Евангельского зачала и сообщали им, если в это воскресенье будет особый праздник. Таким образом, дети знали, что они увидят и услышат на следующий день в храме, и участвовали в богослужении с большим интересом.
Сегодня, благодаря предоставляемому Интернетом удобству, очень легко выбрать подходящую информацию, чтобы помочь всем нам в духовной подготовке в отношении того, что нами будет совершаться в субботу для посещения в воскресение церкви.
Продолжение следует…
© перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2022г.