Георгиос Заравелас, богослов магистр исторического богословия-литургики
Установление празднования Успения Богоматери 15 (28) августа
Γεώργιος Ζαραβέλας, Θεολόγος, ΜΑ Ιστορικής Θεολογίας – Λειτουργικής ΕΚΠΑ
Η καθιέρωση εορτασμού της Κοιμήσεως της Θεοτόκου τη 15η Αυγούστου
Почитание личности Богородицы – это, несомненно, один из основных наиважнейших факторов в годовом праздничном цикле, литургической и особенно духовной жизни Церкви. Дева Мария, единственная из всех смертных, которая удостаивается такой чести, что Церковь несколько раз отмечает Ее память в течение церковного года, начиная с праздника Дня Рождества Ее (8 сентября), Святого Покрова (1 или 14 октября), Введения во храм (21 ноября), Собора в Ее честь (26 декабря, то есть после Рождества Христова), Сретения (2 февраля, праздник господско-богородичный), Благовещения (25 марта), и в другие дни памяти и почтения по случаю местных чудес, чудес я явлением Ее святых икон, но в основном в день ее Успения и Преставления (15 - 28 августа).
Последний праздник в честь Девы Марии является в сознании Церкви самым значительным из ранее упомянутых. Неслучайно народное благочестие назвало ее «летней Пасхой», а ее празднование длится дольше всех остальных, поскольку период попразднства длится 9 дней, до 23 августа, когда совершается отдание праздника.
Календарное установление празднования Успения Пресвятой Богородицы напрямую связано c раннехристианским почитанием личности Матери Христа и проистекает от него, поскольку первая Церковь уже признала за Богоматерью исключительное в ней Ее положение. В конце концов, установленное особое время для почитания Ее памяти следует вслед за содержанием праздника, то есть за почитанием Ее. Существование этого содержания праздника или, согласно Г. Филиасу, «первичного материала для богородичного празднования», которое привело к празднику, связано с местом «Кафизма»( Κάθισμα), которая находится в трех милях от Иерусалима, по дороге в Вифлеем. Святость этого места связана с апокрифической книгой Протоевангелие Иакова (Πρωτευγγέλιο του Ιακώβου) и соответствующим свидетельством паломницы Феодоры (6 век), которая отождествляет это место с местом, где находящаяся в предродовым положении Дева попросила спуститься одна и отдохнуть во время его путь в Вифлеем.
«Кафизма» была первым местом для воздаяния особого почитания Богородице, так как в начале V века, во время патриархата Иерусалимского Ювеналия, римский паломник Икелия или Икилия построил храм в память о Богородице. Эта церковь также связана с первым установленным ежегодным празднованием памяти Девы Марии, которое Феодорос Петрас описывает как «память Девы Марии». Дата этого празднования не точна, но, согласно исследованиям, она колеблется между 13 и 15 августа, учитывая, что это связано с открытием храма Икелии, возможно, 13 августа. Последнее мнение, предложенное Баумстарком и принята профессором Иоаннисом Фундулисом, скорее всего, склоняющаяся к 15 августа. Тем не менее, это не оказало помощи в том, чтобы сблизить память, совершаемую в «Кафизме», с праздником Успения Пресвятой Богородицы, поскольку они имеют совершенно другое праздничное содержание, несмотря на тот факт, что первая дата является первичнее второй.
Возведение храма Богородицы в Гефсимании, где находится гроб Богоматери, императором Маркианом, оказал решающее влияние на день празднования влияние на празднование. В 460 году, через три года после смерти Маркиана, празднование Успения Богоматери в Гефсиманском храме 15 августа, основанное на более старом праздновании в «Кафизме», которое первоначально было установлено 13 августа и постепенно исчезло.
Определение дня почитания Успения Пресвятой Богородицы напрямую связано с Третьим Вселенским Эфесским Собором (431 г.), на котором было сформулировано догматическое учение Церкви о Деве Марии. Однако официальное установление конкретной даты Успения Пресвятой Богородицы происходит в конце 6 века, когда император Маврикий издает соответствующий указ, согласно свидетельству Никифора Каллиста в его церковной истории.
Императорский указ, устанавливающий особый день празднования Успения Пресвятой Богородицы, подтверждает, что это празднование уже существовало по своему содержанию и стало достоянием церковной сознания. Благоговение, которое верующие питали к месту погребения Богородицы в Гефсимании, в сочетании с его превращением в место большое паломничества, являются дополнительными факторами, которые укрепили решение императора издать указ.
Официальное введение даты празднования 15 августа не подразумевает его установление в каждой поместной церкви. Почтение к личности Богоматери, но и память о ее Успении являются известными данным. Однако до VII века Успение Пресвятой Богородицы не праздновалось во всем христианском мире 15 августа, согласно свидетельству Иоанна Фессалоникийского, который среди упомянутых им территорий включает в себя его церковную епархию в Фессалониках.
Сирийская Церковь в 6 в. устанавливает праздник Успения Пресвятой Богородицы, который, однако, приходится на 26 декабря, а не на 15 августа, основываясь на старой апокрифической традиции, согласно которой Успение Девы Марии происходило в тот же день, что и Рождество Христово, но с переносом празднования первого на один день, чтобы не совпадать с Рождеством Христовым. Римская церковь приняла этот праздник из Сирии. Первая попытка была предпринята в 7 веке, Папой Феодором I, но успеха не имела. Это празднование Успения было внесено в римский календарь папой Сергием I, сирийцем по происхождению, в то время как папа Адриан открыл его празднование в Риме примерно во второй половине V века. Египетская церковь знала праздник Успения Пресвятой Богородицы с 6 века. Разница в праздновании здесь очевидна, так как, согласно старой сирийской традиции, Успение Богородицы чествуют 16 января, считая его частью цикла празднования Рождества Христова, а Преставление - 15 августа. Церковь Эфиопии следует точно такой же календарной традиции.
Библиография:
Βρακά Χρ. Π., Η εορτή της Κοιμήσεως της Θεοτόκου. Ιστορία-Γραμματεία, Διπλωματική εργασία, Θεσσαλονίκη 2010.
Σιώτη Μ. Δ., Η εμφάνισις της λατρείας της Θεοτόκου και η επί της εορτής της Κοιμήσεως εκκλησιαστική παράδοσις, Θεσσαλονίκη 1950.
Φίλια Γ. Ν., «Οι Θεομητορικές Εορτές», Το Χριστιανικόν Εορτολόγιον. Πρακτικά Η’ Λειτουργικού Συμποσίου Στελεχών Ι. Μητροπόλεων, Σειρά: Ποιμαντική Βιβλιοθήκη, τ. 15, εκδ. Κλάδος Εκδόσεων ΕΜΥΕΕ, Αθήναι 2007, σ. 323-361.
Του Ιδίου, Οι Θεομητορικές Εορτές στη λατρεία της Εκκλησίας, εκδ. Γρηγόρη, Αθήνα 20133.
Φουντούλη Ιω., «Γένεσις των χριστιανικών εορτών», Το Χριστιανικόν Εορτολόγιον. Πρακτικά Η’ Λειτουργικού Συμποσίου Στελεχών Ι. Μητροπόλεων, Σειρά: Ποιμαντική Βιβλιοθήκη, τ. 15, εκδ. Κλάδος Εκδόσεων ΕΜΥΕΕ, Αθήναι 2007, σ. 47-64.
Του Ιδίου, «Κοιμήσεως της Θεοτόκου εορτή», ΘΗΕ, 7 (1965), στ. 705-707.
naxioimelistes.blogspot.com
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.