Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

И. Фундулис

Почетный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля

 

Преображение

Μεταμόρφωσις

Наша Церковь празднует в августе великий Господский праздник Преображение Спасителя.  В эти дни, которые сейчас проходят, она даже празднует его и живет в сияющей и блистающей славе перобразившегося Господа. Праздник будет продолжаться до 13 августа, то есть на протяжении восьми дней, а 13 числа будет полностью совершено праздничное богослужебное последование – будет совершаться «отдание праздника». Подобным образом празднуются и все великие Господские и Богородичные праздники. А поскольку повествуется о событиях, которые Церковь вспоминает, то она хочет их глубоко напечатлеть в памяти верующих. То есть она не только приготовляет верующих к празднику предпраздничными тропарями, но и последующим неким образом таинственно вынашивая празднование в течение восьми дней и в то же время эти вопросы ежедневно предлагает для постоянного исследования и духовного подпитывания. В особенности что касается верующих, которые по различным благим причинам не могли участвовать в собрании народа Божия (имеется в виду праздничная Божественная литургия) во время этого великого праздничного дня, и для того, чтобы вновь пережить это священное событие имеют для этого непосредственную возможность во время Воскресного дня, который будет выпадать каким –либо образом на этот восмидневный период, дабы и они смогли бы услышать праздничные песнопения и чтобы обонять их благоухание. Так и завтра вместе со славной Воскресения будет воспеваться и нетварный свет преобразившегося Христа. Во время нашего входа в храм мы лицом к лицу встретимся с иконой Господа в славе и ей поклонимся, с иконой на котором лик Господа сияет как солнце, в белых как свет ризах , в которых сияет слава Божества, с двумя персонами Ветхого Завета – Моисеем и Илией и тремя свидетелями Господа – Петром, Иаковым и Иоанном.

Этот праздник настолько очарователен и наша Церковь облекла его в столь достойное сверхъестественного события преображения литургическое одеяние, так что всякий изучая и наслаждаясь ее таинством несомненно ощущает само чувство, которое испытали три апостолы очевидцы события, изумление и страх, но одновременно и величие славы и сладчайшее озаренное светом явление Христа. Второе чувство является настолько захватывающим, когда мы слышим голос апостола Петра: «Добро нам зде быти», думая что слышишь и свой собственный голос и выражение своего собственного желания. Песнопения богословски насыщены, музыкальны и обладают необыконовенно красивой поэтической рифмой, которые являются творениями хорошо известных гимнографов. Необычайно светлая обстановка создает атмосферу аналогичную с горой Фавор. Это божественное событие переживают сейчас не только три ученика, но вся Церковь. Весь народ Божий взирает на славу Христа и он преображается вместе с Ним «от славы в славу,  как от Господня Духа»[1], согласно слову апостола Павла. Потому что в этом эсхатологическом моменте, несомненно, необходимо видеть богословское оправдание события и праздника Преображения. Не так то просто не только для убеждения и уверения в Божестве, силе и славе Христа, которые были даны избранным ученикам дабы их в данном случае поддержать и утвердить стать спустя немного времени  свидетелями «немощей» Христа, Его ареста, издевательства над Ним, Его страданий, смерти; когда Он явился для того, чтобы заранее уверить в событии воскресении. Здесь является одновременно и главным образом преждевременное наслаждение славой, нетварным светом Божества Христа, его Господства над миром живых и мертвых. Более того здесь является образ обожения людей, Бога между богами, когда Господь явится в конце веков и как Церковь его предвкушает прежде преображенная на земле это чудесное  божественную ее перемену и ее изменение.

По этой причине этот праздник непосредственно связывает земной и небесный мир – как на Фаворе явились представители умерших и живых – Бога и человека, которые сосуществуют и являются в лице преображенного Христа – сегодня и завтра, в кресте и славе, в конце и в начале. Этот праздник отмечается как последний из Господским праздников года, который тогда завершался в августе, чтобы соединить первый праздник нового года, который начинается в сентябре, с Воздвижением Креста. Точно сорок дней до того чтобы отметить этот праздник и для предпразднства Креста, поскольку Преображение произошло до Страстей Христовых, дабы показать ученикам и всем нам Божество, которое предано будет на распятие. Но он и последний в году из Господских праздников, чтобы завершить годичный круг событий из жизни Господа открытием к последним эсхатологическим событиям, к будущему явлению Христа, к славе и обожению преображенного во Христе человека, что является завершением и целью искупительного дела Христа.

Но давайте обратимся к священным песнописцам-гимнографам, дабы воспеть славу прображающегося Христа. Три тропаря песнописца Космы Маюмского, самогласный 4-го гласа, которые поются как стихиры светильничные, указывают и напоминают о существующей связи Преображения со Страстями и Воскресением:

Пре́жде Креста́ Твоего́, Го́споди, гора́ небеси́ подо́бящися, и о́блакъ, я́ко сѣ́нь, протяза́шеся, Тебѣ́ преобразу́ющуся, отъ Отца́ же свидѣ́тельствуему: та́мо бѣ́ Пе́тръ со Іа́ковомъ и Іоа́нномъ, я́ко хотя́ху бы́ти съ Тобо́ю и во вре́мя преда́нія Твоего́, да, ви́дѣвше чудеса́ Твоя́, не устраша́тся страда́ній Твои́хъ, и́мже поклони́тися на́мъ въ ми́рѣ сподо́би, вели́кія ра́ди Твоея́ ми́лости.

Пре́жде Креста́ Твоего́, Го́споди, пои́мь ученики́ на го́ру высо́ку, преобрази́лся еси́ предъ ни́ми, луче́ю си́лы озаря́я и́хъ, отсю́ду у́бо человѣколю́біемъ, отону́ду вла́стію, показа́ти хотя́ воскресе́нія свѣ́тлость, его́же и на́съ, Бо́же, въ ми́рѣ сподо́би, я́ко Ми́лостивъ и Человѣколю́бецъ.

На горѣ́ высо́цѣ преобра́жся, Спа́съ, верхо́вныя имѣ́я ученики́, пресла́вно облиста́лъ е́сть, показу́я, я́ко высото́ю добродѣ́телей облиста́вше и Боже́ственнѣй сла́вѣ сподо́бятся. Глаго́лющіи со Христо́мъ Моисе́й и Илія́ пока́зоваху, я́ко живы́ми и ме́ртвыми облада́етъ и и́же дре́вле зако́номъ и проро́ки глаго́лавый е́сть Бо́гъ, Ему́же и гла́съ Оте́чь изъ о́блака свѣ́тла послу́шествоваше, глаго́лющій: Того́ послу́шайте, Иже Кресто́мъ а́да плѣни́вша и ме́ртвымъ да́рующа живо́тъ вѣ́чный.[2]

 

Три топаря-стихиры на Хвалитех 4 гласа на подобен «Званный свыше» преимущественно повествуют о славе, свете и Божестве Христа, Который воссиял на горе Фавор.

Пре́жде Честна́го Креста́ Твоего́* и страда́нія,* пои́мь, и́хже проразсуди́лъ еси́,* отъ свяще́нныхъ учени́къ,* на Ѳаво́рскую, Влады́ко, возше́лъ еси́ го́ру,* показа́ти восхотѣ́въ си́мъ сла́ву Твою́:* и́же и ви́дѣвше Тя́, преобрази́вшася,* и па́че со́лнца просія́вша,* ни́цы па́дше, си́лѣ Твое́й удиви́шася, взыва́юще:* Ты́ безлѣ́тенъ Свѣ́тъ еси́, Христе́, и сія́ніе Отчее,* а́ще и во́лею пло́ть яви́лся еси́, Неизмѣ́нне. 

Иже пре́жде вѣ́къ* Сы́й Бо́гъ Сло́во,* Иже свѣ́томъ,* я́ко ри́зою, одѣва́яйся,* преобразу́ющійся предъ ученики́ Твои́ми,* па́че со́лнца, Сло́ве, просія́лъ еси́,* Моисе́й же и Илія́ Тебѣ́ предста́ша,* ме́ртвымъ и живы́мъ Тя́, Го́спода, повѣ́дающе* и Твое́ сла́вяще неизрече́нное смотре́ніе и ми́лость,* и мно́гое милосе́рдіе,* и́мже спа́слъ еси́ мíръ,* грѣхо́мъ погиба́ющій.

Отъ Дѣви́ческаго о́блака Тя́ рожде́нна,* и пло́ть бы́вша,* и на горѣ́ Ѳаво́рстѣй* преобразу́ющася, Го́споди,* и о́блакомъ свѣ́тлымъ Тя́ окружа́ема,* гла́съ Роди́телевъ возлю́бленнаго Тя́ Сы́на,* ученико́мъ предстоя́щимъ Тебѣ́, я́вѣ ска́зоваше,* я́ко Единосу́щна* и Единопресто́льна.* Тѣ́мже Пе́тръ удивля́яся,* — добро́ е́сть здѣ́ бы́ти, — глаго́лаше,* не вѣ́дый, е́же глаго́лаше,* Благодѣ́телю Многоми́лостиве.

 

О чудесном изменении и преображении людей по образу преобразившегося Господа учит первый седален утрени 4-го гласа, на подобен «Удивися Иосиф»

Человѣ́ческое измѣне́ніе, е́же со сла́вою Твое́ю, Спа́се, второ́е и стра́шное Твоего́ прише́ствія показу́яй, на горѣ́ Ѳаво́рстѣй преобрази́лся еси́. Илія́ и Моисе́й глаго́лаху съ Тобо́ю, и тріе́хъ отъ учени́къ спризва́въ, и́же, ви́дѣвше, Влады́ко, сла́ву Твою́, блиста́нію Твоему́ удиви́шася. Иже тогда́ си́мъ свѣ́тъ Тво́й возсія́вый, просвѣти́ ду́ши на́ша.

Выдающимся по своей структуре –плетению является и эксапостиларий (светилен), самогласен 3 гласа. Это своего рода игра со словом свет (τό φῶς), свет Христов, который просвещает тварь:

Свѣ́те неизмѣ́нный Сло́ве, Свѣ́та Отца́ нерожде́нна, въ явле́ннѣмъ свѣ́тѣ Твое́мъ, дне́сь на Ѳаво́рѣ свѣ́тъ ви́дѣхомъ Отца́, свѣ́тъ и Ду́ха, свѣ́томъ наставля́ющаго всю́ тва́рь.

В рамках этой же тематики находится и тропарь праздника. Преобразившийся Христос да явится чтобы озарить и наши сердца вечным светом своего преславного Лица.

 

Преобрази́лся еси́ на горѣ́, Христе́ Бо́же, показа́вый ученико́мъ Твои́мъ сла́ву Твою́, я́коже можа́ху, да возсія́етъ и на́мъ, грѣ́шнымъ, свѣ́тъ Тво́й присносу́щный, моли́твами Богоро́дицы, Свѣтода́вче, сла́ва Тебѣ́. 

 

 

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.

Источник:

Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ.182-188

 


[1] 2 Кор. 3, 18

[2] В службе Преображения Господня это Стихиры самогласны на «Господи воззвахъ» Великой вечерни



Подписка на новости

Последние обновления

События