Иоанн Фундулис, заслуженный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля
Неделя (Воскресение) Всех Святых
Κυριακὴ τῶν ἁγίων Πάντων
Воскресеньем Всех Святых завершается цикл подвижных праздников, который начался с Воскресенья мытаря и фарисея. В умилительной Триоди и радостном Пентикостарии (Цветной Триоди) нам Церковь представляет все дело божественного домостроительства в центре которого находится Пасха. Мы видели падение первозданных людей и восстановление нашего рода через воскресение Христа. Мы возносим радостные приветствия явлению Святого Духа «во всякой плоти». В самой тесной связи с этим праздником находится и нынешний праздник, некая печать и завершение великого праздничного периода. То есть настает как своего рода свидетельство, доказательство дело Церкви, действие Святого Духа в мире. Потому что Он нам являет плоды этого сеяния, жатву в тех странах, куда были посланы Апостолы. И как замечает Никифор Ксанфопулос в синаксарии этого дня:
«Его́же у́бо по Всесвята́го Ду́ха соше́ствіи боже́ственніи отцы́ на́ши узако́ниша соверша́ти, а́ки бы о́бразъ нѣ́кій показу́юще, я́ко Всесвята́го Ду́ха прише́ствіе, сицева́я апо́столы дѣ́йствова, освяти́вшее и упрему́дрившее и́же отъ на́шего смѣше́нія, въ наполне́ніе отпа́дшаго о́наго чи́на а́нгельскаго, си́хъ уста́вившее, и Бо́гу Христо́мъ приве́дшее: о́вѣхъ у́бо — муче́ніемъ и кро́вію, о́вѣхъ же — добродѣ́тельнымъ житіе́мъ и пребыва́ніемъ. И я́же па́че естества́ содѣ́ловаетъ: схо́дитъ у́бо Ду́хъ Святы́й въ ви́дѣ огня́, естество́мъ го́рнѣйшее имѣ́яй преложе́ніе, восхо́дитъ же къ го́рнимъ пе́рсть, естество́мъ до́лу прело́жна су́щи, и на́ше смѣше́ніе. Пре́жде вма́лѣ у́бо прія́тая и обоже́нная Бо́гомъ Сло́вомъ пло́ть, вознесе́нная и одесну́ю Отчи сла́вы сѣ́дшая, ны́нѣ же и всѣ́хъ влече́тъ хотя́щихъ, я́ко обѣтова́ніе, я́коже Бо́гу Сло́ву показу́ющу примире́нія дѣла́ и нѣ́кій намѣ́ренный коне́цъ, е́же къ на́мъ пло́тію прише́ствія Его́ и смотре́нія. Якоже дре́вле отринове́нныя въ соедине́ніе и дру́жество приво́дитъ Бо́жіе — незна́ющія отъ язы́къ лю́ди — человѣ́ческаго естества́, а́ки нѣ́кія нача́тки принося́щаго Бо́гу, и́же въ не́мъ разли́чно благоискуси́вшихся».
Но существует и вторая причина, которая вызвала составление этого общего праздника. Многие святые известны и почитаются через праздники и торжества в Церкви. Однако и во многих других святых вселился Дух Святой и их освятил. Но они оставались неизвестными и неявными. Итак этих неизвестных святых сегодня чествует Церковь, те, которые «у́бо по Христѣ́ жи́тельствоваша во Индíи, и Еги́птѣ, и Аравíи, Междорѣ́чіи же и Фригíи, и и́же вы́ше Евкси́на мо́ря, еще́ же и во все́мъ За́падѣ, да́же и до самѣ́хъ Вретанíйскихъ острово́въ, и про́сто рещи́, въ Восто́цѣ и За́падѣ».
Синаксарь также приводит и третью причину. Всех святых, которые чтутся по-отдельности, их необходимо было собрать в один общий праздник, тем самым показать, что все они бели борьбу за одного Христа, на общем поприще, поприще христианской добродетели, они были рабами одного Бога, а от Него они достойно восприяли победные венцы. Тем самым необходим общий праздник, общее побуждение для верующих, которые верят в того же Христа и являются рабами того же Бога и которые ведут подвиг борьбы как и все те на арене состязания в жительстве во Христе. Побуждение, но и конечно же надежда на то, что славы тех святых достигнут и современные борцы-подвижники и они будут также сопричислены к их лику, те, которые несут «тяготу дне и вар».[1]Этот праздник, который будем совершать завтра, он является и нашим собственным праздником, поскольку благодать Божия соблаговолила нас призвать в блаженный мир торжествующей на небесах Церкви. Потому что этой надеждой живут чада Церкви, что и все, что они слышат сегодня «Въ то́йже де́нь, въ недѣ́лю по Пятдеся́тницѣ, и́же повсю́ду вселе́нныя — во Асíи, Ливíи и Евро́піи, Сѣ́верѣ же и Юзѣ, святы́хъ всѣ́хъ пра́здникъ пра́зднуемъ», что когда то они будут вместе с ними сопраздновать.
«Воспеваю други Господа моего, и песни им всем возсылаю»
Однако же изначально праздник не имел такого объемного содержания. Это был праздник только всех мучеников. Но уже в 4 веке появляется слово на этот праздник свт. Иоанна Златоуста. А Типик храма Святой Софии в Константинополе в 10 столетии предусматривает синаксис[2] и всенощное бдение в Великой Церкви и в храме святых Мучеников, многие их которых находились в храме святых Апостолов. Праздник именовался «всех Святых» (τῶν ἁγίων Πάντων), но синаксарий этого дня определяет, что совершается память «этих святых и добропобедных мучеников во всей вселенной, которые в разные времена пострадали за имя великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Если сообщение Ксанфопула абсолютно верно, то праздник Всех Святых был установлен при императоре Льве Мудром, когда он создал храм и возжелал его посвятить в честь имени своей супруга Феофании, которая угодила «до величайшей степени Богу». Однако ему указали на то, что не мыслимо, чтобы воздвигать храм женщине, пусть даже и святой, но которая скончалась совсем недавно и даже не дано было времени для проявления к ней «почтения и уважения». Царя убедили и он заложил храм в честь «всѣ́хъ святы́хъ по всей вселенней, глаго́ля: «а́ще и Ѳеофа́на е́сть свята́, да сопричте́тся со всѣ́ми святы́ми».Однако же если и произошло так, то принцип нового праздника в его главном содержании, то есть не только мучеников, но и всех святых, был успешнораспостранен. Мученики Христовы это не только те, которые пролили свою кровь за веру во Христа и тем самым запечатлели веру и свое мученичество. Мучениками являются и все те, которые вели брань в подвиге христианской жизни и с великим терпением несли Крест Христов в этом мире. Это те, которые мученически пострадали за Христа ежедневным мученичеством совести. Это исповедники, которые исповедали доброе исповедание веры «перед народами и царями».[3] Святителя, которые боголюбиво пасли стадо Христово и утвердили правую веру. Преподобные и подвижники-аскеты, которые распяли плоть свою «со страстями и похотями».[4] Жившие в миру люди, которые пережили на земле искушения и испытания, но которые «жительствовали»словно находились на небе. А вместе с ними и пророки, праведники и праотцы Ветхого Завета, которые жили согласно закону и «свидетельствованные в вере»[5], ожидая обещания. И в особенности святая святых, Пресвятая Дева и Матерь Христа, Мария Богородица.
И в то времякак древняя гимнография праздника остается верной изначальной, древней тематике, мученикам, как в тропаре «Во всемъ мире мученикъ твоихъ…» и в кондаке «Яко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри, вселе́нная прино́ситъ Ти́, Го́споди, богоно́сныя му́ченики», новейшая гимнография расширяет поминовение на весь лиук святых.
Три из избранных тропарей, стихиры на Хвалитех 4 гласа, «Яко порождение в мученицех» мы сразу услышим. Я буду следовать за стихирами на стиховнах вечерни 2 гласа:
Святы́я Госпо́дь и́же на земли́ удиви́, Того́ бо ра́ны и страда́нія въ пло́ти воспрія́ша, въ си́хъ крася́щеся, и боже́ственными удобре́ньми явле́нно удобря́еми, я́же воспои́мъ я́ко неувяда́ющія цвѣ́ты, я́ко звѣ́зды непреле́стныя Це́ркве, я́ко во́льная заколе́нія.
Съ проро́ки апо́столи, съ преподо́бными учи́теліе, со священному́ченики вси́ пра́ведніи, и же́нъ пострада́вшее, и любо́вію пости́вшееся святы́хъ мно́жество, и пра́ведныхъ чи́нове, да восхва́лятся свяще́нными пѣ́сньми, я́ко го́рняго Ца́рствія наслѣ́дницы, я́ко рая́ жи́теліе.
Иже зе́млю онебеси́вшіи добродѣ́телей свѣ́тлостію, и́же Христо́ву смерть подража́вшіи, безсме́ртія хода́тайственный пу́ть ше́ствовавшіи, и́же стра́сти человѣ́комъ рукодѣ́йствіемъ благода́ти очи́стившіи, и́же во все́мъ мíрѣ единоду́шно страда́льчествовавшіи, до́блественнѣ да восхва́лятся му́ченицы.[6]
Пріиди́те, вѣ́рніи, дне́сь ли́къ совокупи́вше, благоче́стно торжеству́имъ, и всѣ́хъ святы́хъ пресла́вную и честну́ю па́мять сла́вно почти́мъ, глаго́люще: ра́дуйтеся, апо́столи сла́вніи, проро́цы, и му́ченицы, и священнонача́льницы; ра́дуйтеся, преподо́бныхъ собо́ре и пра́ведныхъ; ра́дуйтеся, честны́хъ же́нъ ли́че, и Христа́ о мíрѣ моли́те, побѣ́ды Импера́тору на ва́рвары дарова́ти, и душа́мъ на́шимъ ве́лію ми́лость.[7]
©перевод выполнен интернет –содружеством «Православный Апологет»2020г.
Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ. 132-137