Вступительное слово Митрополита Навпактского Иерофея
во время открытия III Богословской конференции Священной Митрополии Навпакта и св. Власия под названием «Западное богословие: созерцание и делание (теория и практика)»
Προσφώνηση
τοῦ Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου Ἱεροθέου
Приветствую всех ныне присутствующих на нынешней Богословской Конференции Священной Митрополии Навпакта и св. Власия и славлю Бога, который нам дает возможность для нашей встречи и для того, чтобы мы занимались столь важным вопросом, главным образом чтобы мы говорили о вопросах богословских.
Нынешняя Конференция является третьей в ряду таких Конференций. Две предыдущие были посвящены «Богословию и пастырству», «Церковным вопросам», а нынешняя Конференция в качестве своей темы ставит вопрос о «Западном богословии, созерцании и делании». Она из прежних Конференций была посвящена трудам и учению о. Ианна Романидиса.
Термин западный и восточный изначала определялись как географическое местоположение, это области к которым принадлежали западная и восточная часть Римской империи, или иначе западная часть это Европа, Америка, а восточная часть этот Ближний Восток (Средний) и Дальний Восток. Далее, они определяются и богословски, поскольку в двух частях развилось особое богословие, но они характеризуются и культурно, поскольку развилась особая культура.
Живя в этой конкретной области Балкан мы часто задаемся вопросом, кто же мы на самом деле – западные или восточные. Полагая, что один из ответов, который мы могли бы дать на данный вопрос, это слова свт. Саввы, архиепископа, основателя Православной Сербской Церкви, который жил с 1169 по 1235гг. Он сказал:
«Изначально мы были смущены. Восток считал, что мы принадлежим Западу, в то время как Запада нас причислил к Востоку. В этой путанице идей некоторые из нас ошибочно удостоили нас положения и уверенно трубили, что мы не принадлежим ни к какой из сторон. В то время как некоторые другие говорили, что мы принадлежим исключительно в одной стороне, а другие другой. Я же, тем не менее, говорю, что Судьба нас сочетала к Западу или Востоку и к Востоку или Западу для того, чтобы мы признавали над собой, над нашими главами только небесный Иерусалим, а на земле ничего».
Это наша идентичность. Мы являемся и Западом и Востоком и Востоком и Западом, а над нашими главами мы признаем только небесный Иерусалим и ничего иного на земле.
Безусловно, хотя термин Восточный и Западный исследуется с географической точки зрения, здесь же со стороны богословской и политической существует осмос и взаимовлияние, потом что мы определяем, как западное богословие приемлется и в восточной части, а то что нами характеризуется как восточное богословие переживается и на Западе.
Во всяком случае, ответ на вопрос кто мы – Православные эллины, думаю что мы его можем дать таковым, что «каждый из нас восток», то есть мы не являемся западными, ни восточными, но мы являемся тем, что нас определяет как Православлный восток, то есть мы следуем богословия наших Святых Отцов, в то время как богословский Запад отошел от учения Вселенских Соборов.
Так что, когда мы говорим о западном богословии, то мы под ним понимаем богословскую интерпретацию Бога, человека и мира, которая отличается от богословия Отцов Вселенских Соборов.
Более конкретно. С 11 по 13 столетия на западе развилось специфическое богословие, которое охарактеризовано как схоластическое богословие, которое было принято в Университетских школах тогда основанных, поскольку в ту историческую эпоху те, которые сегодня называются студентами, тогда назывались схоластиками. Важным является то, что западное богословие использовало новоявленный метод познания Бога и вещественного мира, который был своего рода центром логики и его называют рационализм. Мы не против правильной логики, но против рационализма, когда разум поставляется в качестве средства и меры изучения Бога, мы не против логики, но против господства рассудка.
Схоластическое богословие в западных странах создало много реорганизаций благодаря феодалистскому взгляду на герменевтику. Таковыми являются гуманизм, реформация, просвещение, романтизм, немецкий идеализм, эссенциализм и метапатристика или же плюрализм. Более того, русское богословие 19 столетия испытало влияние со стороны этих богословских и философских течений, в результате чего все эти взгляды перенесены и Грецию как до восстания (1821г.), так и после восстания, и мы имеем на сегодня в нашей жизни западное богословие.
На этой Конференции будут исследованы некоторые из этих течений, которые на нас повлияли как в теории, так и на практике.
Докладчики являются знатоками и специалистами по этим вопросам, которые они раскроют, поэтому мы с интересом будем слушать их доклады.
Было бы неплохо, если бы вы делали заметки, записывали вопросы, которые у вас возникают во время слушания докладчиков, которые вам следует посылать в президиум по каждому докладу в то время, которое предусмотрено программой, потому что таким образом вопросы будут лучше поняты.
Когда докладчики будут выступать, я буду давать некоторые их биографические данные, но в данный момент мне хотелось бы тепло поблагодарить за отклик на приглашение наше и за тот тру, который они предприняли, чтобы приехать в Навпакт и выступить по вопросам с докладами. Я также сорадуюсь и всем вам, которые пришли на эту Конференцию и верю, что вы получите новые знания, которые послужат как своего рода антитела в духовно и богословско нездоровом нашем организме. Я не могу забыть о моих коллегах, духовенстве и мирянах, которые оказали помощь для проведения и нынешней Конференции.
Доброго вам успеха».
Заключительное слово Митрополита Иерофея на Богословской конференции
«Конференция Священной Митрополии завершилась. Она вызвала удивительный интерес.
Прекрасные докладчики со стороны ученого мира нам преподали много знаний, которые исходят из их как познаний, так и их веры, и они помогли открыть несколько иную перспективу для понимания всего ныне происходящего. Возможно, что было не все понятно, но все смогли почерпнуть нечто из сказанного, и на них произвели впечатление многие факты из богословского и научного знания.
В наши дни очень важно знать нашу веру, но в то же время знать мысль окружающего нас мира. В особенности, мы должны знать, что то, что нас характеризует, наши особенности, не является тем, что характеризует других.
Мы находимся в Европе и вступаем в контакт с западными людьми, которые имеют другую традицию.
Когда мы читаем историю западного мира, но также и богословие и философию, которые там получили преобладание, то нам известно о том, что там происходило много революций в области веры. Мы видим, как богословские тенденции влияли на общество и жизнь людей, как происходила реорганизация в области христианства и идеологии, как развилась некая особая культура. У западного человека особый образ жизни, который выражается в семье, в обществе, в сфере развлечений, в культуре.
Некоторые современные воздают комплименты западной культуре, поскольку она основывается на логике и индивидууме, и они осуждают православную культуру, которая была основана на аскетике, просвещении ума, жизни сердца, то есть исихазме и на подвиге и борьбе свт. Григория Паламы. Они не желают видеть той горечи, боли и дискомфорта, которые были вызваны искажениями христианства на Западе. Религиозные войны, революции и реформы, богословский образ мышления, одиозность и атеизм, великое разочарование и горе.
Ансельм Кентерберийский со схоластическим восприятием воплощения Христа, и феодальный менталитет, томизм с ограниченностью логики, даже в вопросах о Самом Боге, современный неотомизм с экзистенциальной оболочкой, богословием освобождения и освобождения от богословия, единственного метода познания Бога, искажениями в литургической жизни, насильственными военными походами крестоносцев на Восток, во время порабощения турками, является весьма особым видом богословствования.
Я хотел бы также упомянуть некоторые базовые книги, которые указывают эту реальность, например:
Римского папы Григория Двоеслова труд, озаглавленный «Диалоги», в котором описываются ситуации нашествия германских племен;
Анастасиоса Филиппидиса труд, озаглавленный «Ромейство и варварство», в котором показано, что произошло, когда Запад отошел от Восточной части Римской империи, т. е. затем появилась Священная Инквизиция, колонизация, расизм и т. д.
Жак Ле Гофф его труд, озаглавленный «Культура Средневекового Запада», в котором описывается варваризация Запада;
Макс Вебер, его труд под названием «Протестантская этика и дух капитализма», который описывает, как протестантские теории, разработанные в Европе в духе капитализма; ∙
Марка Блок, труд его «Феодальное общество», которое описывает «формирование отношений зависимостей, классов и власти народа» и работы наших докладчиков на нынешней Конференции.
Никто все это не может игнорировать, и нельзя игнорировать основы, потому что богословие выражается в истории, поскольку искаженное и извращенное богословие имеет ужасные последствия для истории.
Благодарю докладчиков за их вклад и за преподание их знаний. У меня было ощущение, словно эта аудитория сегодня стала неким Университетом, словно сегодня работал в нашем городе открытый Университет, и он нам даровал великую радость.
Я благодарю моих сотрудников, которые оказали помощь по организации и проведении этой Богословской Конференции, но и всех вас, которые проявили интерес к ней. Да просветит нас Бог, дабы мы осознали то, каким сокровищем мы обладаем, согласно словам апостола Павла: «Но сокровище сие мы носим, чтобы преизбыточная сила была присываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4 , 7).
Весьма благодарю».
Ἀπό τό Γραφεῖο Τύπου τῆς Ἱερᾶς Μητροπόλεως Ναυπάκτου καὶ Ἁγίου Βλασίου. -parembasis.gr
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2017г.