Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Церковь и Церковное мышление
Выдержка из предисловия в 1-му изданию
«Ἐκκλησία καί Ἐκκλησιαστικό Φρόνημα»
Преосвященнейшего Митрополита Навпактского и св. Власия Иерофея (Влахос)

 

058

От редакции ПА: В издательстве монастыря Рождества Богородицы Навпактской митрополии вышло в свет 3-е издание книги Преосвященнейшего митрополита Иерофея "Церковь и Церковное мышление". В условиях активного обмирщения сознания иерархии и мирян в наше время эта книга имеет несомненную актуальность. В ней Преосвященный автор, видный богослов и пастырь Православной Церкви, указывает на наиважнейшие истоки формирования православного мышления в иерархии и людях, а также пути терапии озападненной ментальности внутри Православной Церкви, которая разрушительно влияет на саму Церковь и на ее соборность. К глубокому сожалению, несмотря уже на 3-е издание этой книги, она ни разу не была переведена и издана в России. Нашей публикацией некоторых доступных в сети интернет выдержек из этой книги, мы надеемся исполнить волю Божию, которая состоит в том, чтобы эта книга все-таки появилась, и в самое ближайшее время, в переводе на русский язык.

,Βιβλιοπαρουσίαση: «Ἐκκλησία καί Ἐκκλησιαστικό Φρόνημα»


На протяжении веков появлялись многие еретические учения, которые исказили богооткровенную истину, и против которых вели борьбу Святые Отцы "силой Духа",  то есть с помощью силу Святого Духа. И это потому, что Святые Отцы были носителями чистого Предания Церкви. Среди этих ересей были ересь арианства, а также духоборцев, монофизитов, монофелитов, иконоборцев и т.д. Все эти ереси преимущественно касались лица Иисуса Христа, но и святого Духа, и, вполне естественно они поколебали основы спасения человека. Потому что, если Христос не единосущен Отцу, но является первым творением Бога Отца, и если Святой Дух это не истинный Бог, тогда подрывается спасение человека, разрушается возможность спасения.
Позднее уже, в 14 столетии, появилась и другая ересь, которая была изложена Варлаамом , который основывался на рационализме. Если бы еретическое учение получило бы свое распространение и стало бы доминировать, но поколеблен был бы сам метод православного благочестивого богословствования об обожении, которым является исихазм, и мы в конечном бы итоге, пришли бы к агностицизму. Вопрос, который возникает и сегодня - существуют ли ереси. Ответ в данном случае несложны, поскольку все мы поставлены на то, чтобы свидетельствовать о том, что и сегодня ,  не только существуют еретики, порождения великих еретиков, но и еретических учений, которые излагаются , вероятно не только преднамеренно, некоторыми лицами, которые тем не менее считают, что они действительно являются членами Церкви Христовой. И, несомненно, на почве нашего невежества и необразованности, мы можем иметь о Боге и об образе спасения некоторые весьма неправильные мнения, Тем не менее нам следует вести подвиг и брань ради того, чтобы нам никогда не стать ересиархами, или порождениями великих еретиков, которые появлялись на протяжении всей истории Церкви.
Ибо все еретики на протяжении всего исторического существования Церкви, даже и духовенство, были членами Церкви и действовали в ее лоне. В связи с этим вполне применимым оказывается пророческое предупреждение апостола Павла: "и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деян. 20, 30).
Все ереси искажали и экклесиологию. Поскольку Церковь это Тело Христово, то искажение учения о Христе, о Святом Духе, об образе спасения человека имеет и экклесиологические последствия.
Кто-то может сказать, что раз существует сегодня и большая ересь, то она является экклесиологической ересью. И ей должны противостоять пастыри Церкви Христовой. Сегодня существует огромная путаница относительно того что такое Церковь, и кто в действительности является ее членом.  Мы смешивает и отождествляем Церковь с иными человеческими традициями, считаем, что Церковь разделена и расчленена,и, даже пребываем в неведении относительно образа спасения в Церкви. Так что относительно этого важного вопроса существует путаница.

*   *   *
Почти что все христиане , духовенство и миряне пришли осознанию, что сегодня существует весьма болезненный и острый вопрос, и есть необходимость в его разрешении. Это вопрос о приобретении церковного мышления-сознания. Наше сознание должно быть пропитано сознанием Церкви. Мысль, жизнь, общение, сремления, наши желания должны быть быть изменены добрым изменением церковной жизни.
Апостол Павел советует: "Ибо у вас должны быть те же чувствования (мышление), какие и во Христе Иисусе" (Фил. 3, 19). Потому что Церковь это не некая человеческая организация, но святое и благословенное Тело Христово, а поэтому и нам и следует обрести способность мыслить кафолическим умом Церкви. Нам не следует что-либо делать вне ее жизни и учения.
Это связано с двумя реальными вещами. Первая заключается в том, что сегодня есть много христиан, которые не обладают церковным сознанием, то есть "мыслят о земном" (Фил. 3, 19). Их мышление не согласуется с мышлением Церкви. Другая действительность заключается в том, что обретение церковного сознания, мышления связано с цельностью человека, которая связана с его обожением. Насколько нечистым и помраченным обладает умом человек, настолько он является младенцем и ребенком. Насколько возрастает у него просвещение ума, настолько он становится более цельным, что означает, что "он охристовывается" и "воцерковляется".
В этой ретроспективе мы можем смотреть на отрывок из послания апостола Павла: "когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое" (1 Кор. 13, 11). Если же связать данный отрывок с тем, что говорит апостол Павел прежде и в последствии - где он ведет речь о "совершенном" в связи с видением "отчасти" и в связи с видением Бога "лицом к лицу", в связи с видением "сквозь тусклое стекло" - тогда мы сможем понять, что церковное сознание связано с духовной цельностью человека, которое является причастностью очищающей, просвещающей и боготворящей энергиям Бога.
Сегодня очень много говорят об обретении церковного мышления. Однако, нередко,  мы не осознаем чем в действительности является церковное мышление-сознание. Мы его отождествляем со слепым послушанием некоторым общим законам или даже его связываем с чисто внешними вещами. Обыкновенно мы считаем, что церковное мышление это то, когда нас другие воспринимают.  Однако, если мы наберемся мужества для того, чтобы критически отнестись к нашим действиям, то тогда мы сможем себя упрекнуть в том, что мы лишены церковного сознания, мышления. Итак, мы делим людей на церковных и на не церковных не по внешним признакам, а сообразно с теми признаками, которые мы создаем мы сами, сообразно нашим страстям.
 Если сегодня и существует великая ересь, то она называется экклесиологической ересью. И ей необходимо противостоять пастырям Церкви Христовой. Сегодня имеется огромная путаница в отношении того что есть Церковь, и кто ее члены в действительности. Церковь мы смешиваем и отождествляем с иными человеческими традициями, и считаем, что Церковь разделена и расщеплена и, даже, не знаем о способе спасения в Церкви.
перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2017год.



Подписка на новости

Последние обновления

События