Церковь Божія въ Смирнѣ — церкви Божіей въ Филомиліи и всѣмъ святымъ каѳолическимъ церквамъ, сущимъ во всякомъ мѣстѣ: милость, миръ и любовь Бога Отца и Господа нашего Іисуса Христа да умножится.
§ I. Мы написали вамъ, братія, о мученикахъ и блаженномъ Поликарпѣ, который, своимъ мученичествомъ какъ бы запечатлѣвъ гоненіе, прекратилъ его. Все почти, что произошло, произошло для того, чтобы Господь свыше показалъ намъ, каково есть истинное, по Евангелію мученичество. Ибо онъ претерпѣлъ, какъ и Господь, для того, чтобы внушить намъ, дабы и мы были подражателями его, не о себѣ только каждый заботясь, но каждый и о другихъ (Флп. 2, 4). Ибо истинной и твердой любви свойственно желать спасти не только самого себя, но и всѣхъ братій.
§ II. Всякое блаженное и благородное мученичество совершается по волѣ Божіей. Должно, чтобы мы, сами будучи осмотрительны, власть надъ всѣми возлагали на Бога. Кто не удивится благородству мучениковъ, ихъ терпѣнію и любви къ Владыкѣ? Бичуемые настолько жестоко, что строеніе ихъ тѣла можно было видѣть до внутреннихъ суставовъ и жилъ, они все это претерпѣли, и стоявшіе вокругъ сожалѣли о нихъ и плакали. Они дошли до такой благородной доблести, что ни одинъ изъ нихъ не заплакалъ и не застоналъ, всѣмъ намъ показывая этимъ, что въ тотъ часъ, когда ихъ истязали, мученики Христовы вышли изъ тѣла, — вѣрнѣе, что Самъ Господь, предстоя имъ, бесѣдовалъ съ ними. Исполненные благодати Христовой, они презирали мірскія мученія, единымъ часомъ искупуя вѣчное наказаніе. И огонь безчеловѣчныхъ мучителей казался имъ прохладнымъ. Ибо они имѣли предъ своими взорами одно — избѣжать вѣчнаго и никогда неугасимаго огня и очами сердца своего взирали на соблюдаемыя для нихъ блага, которыхъ не видѣлъ глазъ, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человѣка (1 Кор. 2, 9), но которыя показаны были имъ Господомъ, какъ будто они были уже не люди, но ангелы. Равнымъ образомъ и тѣ, которые осуждены были на растерзаніе звѣрьми, претерпѣли страшныя муки. Подъ ними подстилали морскія раковины, ихъ наказывали другими видами разнообразныхъ мученій, чтобы, если можно, рядомъ наказаній склонить ихъ къ отреченію. Многое противъ нихъ злоумышлялъ діаволъ.
§ III. Но, благодареніе Богу! во всемъ не успѣлъ. Благороднѣйшій Германикъ укрѣпилъ боязливость мучениковъ своимъ терпѣніемъ. Онъ славно боролся со звѣрьми. Ибо когда проконсулъ, желая склонить его къ отреченію, говорилъ ему, чтобы онъ пожалѣлъ свою юность, Германикъ самъ привлекъ къ себѣ звѣря, почти принуждая его, чтобы поскорѣе уйти отъ ихъ (язычниковъ) неправедной и беззаконной жизни. Итакъ, вся толпа, изумленная доблестью боголюбезнаго и благочестиваго рода христіанскаго, закричала: «Смерть безбожникамъ! Найти Поликарпа».
§ IV. Одинъ же, по имени Квинтъ, по прозванію фригіецъ, прибышній изъ Фригіи, увидя звѣрей, испугался. Онъ и самъ добровольно явился предъ судилищемъ, и нѣкоторыхъ другихъ склонилъ къ этому. Проконсулъ послѣ многихъ увѣщаній убѣдилъ его поклясться и принести жертву. Поэтому, братіе, мы не можемъ похвалить тѣхъ, которые сами предаютъ себя на мученія, ибо не такъ научаетъ Евангеліе.
§ V. Дивный же Поликарпъ, услышавъ впервые объ этихъ мученіяхъ, не смутился и хотѣлъ было остаться въ городѣ, но многіе убѣждали его удалиться, и онъ удалился въ одно селеніе, отстоящее недалеко отъ города, гдѣ, живя съ немногими, днемъ и ночью ничего другого не дѣлалъ, какъ только, по своему обычаю, молился за всѣхъ и о вселенскихъ церквахъ. За три дня до того, какъ его схватили, было ему во время молитвы видѣніе, и онъ видѣлъ: будто изголовье его вспыхнуло отъ огня и сгорѣло. Возставъ отъ сна, святый сказалъ бывшимъ съ нимъ: «надлежитъ мнѣ быть сожжену живымъ».
§ VI. Уступая просьбамъ окружающихъ его, Поликарпъ перешелъ въ другое селеніе. Скоро явились туда ищущіе его. Не найдя Поликарпа, они схватили двухъ отроковъ; изъ нихъ одинъ, котораго высѣкли, указалъ, гдѣ находится Поликарпъ, и ему нельзя было скрыться, ибо предавшіе его были домашніе. [Блюститель общественнаго спокойствія, наслѣдовавшій имя Ирода, поспѣшилъ увести его на арену, чтобы Поликарпъ получилъ свое наслѣдіе, сдѣлавшись общникомъ Христа, а предавшіе его улучили наказаніе Іуды].
§ VII. Итакъ, ведя за собой отрока, въ пятницу около обѣденнаго часа гонители Поликарпа и всадники съ своимъ оружіемъ вышли, какъ будто на разбойника (Матѳ. 26, 55). Придя поздно вечеромъ, они нашли блаженнаго лежащимъ на кровлѣ дома. Отсюда онъ могъ перейти въ другой домъ, но не захотѣлъ, сказавъ: «да будетъ воля Божія». Услышавъ гонителей, идущихъ за нимъ, онъ самъ спустился навстрѣчу имъ и разговаривалъ съ ними, такъ что присутствующіе, взирая на его глубокую старость и почтенный видъ, удивлялись: зачѣмъ употреблено столько труда, чтобы схватить такого старца? Тотчасъ же Поликарпъ приказалъ приготовить для нихъ поѣсть и попить, сколько бы они пожелали, но просилъ ихъ дать ему одинъ часъ спокойно помолиться. Когда же они позволили, всталъ и молился, исполненный благодати Божіей, молился немолчно въ теченіе двухъ часовъ и тѣмъ поразилъ слушающихъ: многіе изъ нихъ раскаевались уже, что готовили смерть такому почтенному и богоприличному старцу.
§ VIII. Когда же онъ окончилъ молитву, въ которой помянулъ всѣхъ, когда-либо обращавшихся съ нимъ, малыхъ и великихъ, знатныхъ и незнатныхъ, и всю каѳолическую вселенскую Церковь, и когда наступилъ часъ отправленія, тогда они посадили его на осла и повезли въ городъ. Это происходило въ великую субботу. И встрѣтился ему на пути блюститель общественнаго спокойствія Иродъ съ отцомъ своимъ Никитою. Пересадивъ его въ свою колесницу и сидя вмѣстѣ съ нимъ, они начали увѣщевать его, говоря: «что худого — сказать: господинъ кесарь, — принесть жертву и тому подобное и сохранить жизнь?» Поликарпъ сперва не отвѣчалъ, а потомъ, когда они настаивали, сказалъ: «я не сдѣлаю того, что вы мнѣ совѣтуете». Не успѣвъ убѣдить, они начали бранить его и вытолкнули съ такою силою, что, упавъ съ колесницы, онъ повредилъ себѣ голень. Не обращая на это вниманія, какъ будто ничуть не пострадавъ, онъ охотно и скоро шелъ на арену, куда вели его и гдѣ былъ такой шумъ, что никого нельзя было разслышать.
§ IX. Поликарпу, при всгупленіи на арену, былъ голосъ съ неба: «крѣпись, Поликарпъ, и мужайся!» Сказавшаго это никто ве видѣлъ, голосъ же слышали присутствующіе изъ нашихъ. Впрочемъ; когда привели его и народъ услышалъ, что Поликарпъ взятъ, шумъ сдѣлался еще сильнѣе. Итакъ, проконсулъ, когда его привели, спросилъ: «ты ли Поликарпъ?» Получивъ же утвердительный отвѣтъ, онъ началъ убѣждать его отречься, говоря: «постыдись своей старости» — и другое тому подобное, что обыкновенно они говорятъ: «поклянись геніемъ кесаря, одумайся; скажи: «смерть безбожникамъ!» Поликарпъ же, обернувшись лицомъ ко всей толпѣ нечестивыхъ людей, находившейся на аренѣ, посмотрѣлъ на нее и, погрозивъ рукою, со вздохомъ обратилъ взоры къ небу и сказалъ: «смерть безбожникамъ!»
§ X. Когда же проконсулъ настаивалъ и говорилъ: «поклянись, — и я отпущу тебя, похули Христа», — то Поликарпъ отвѣтилъ: «86 лѣтъ служу я Ему, и Онъ ничѣмъ не обидѣлъ меня; какъ же я могу хулить Царя моего, Который спасъ меня»? Проконсулъ снова настаивалъ и говорилъ: «поклянись геніемъ кесаря». Поликарпъ же отвѣчалъ: «напрасно ты дѣлаешь видъ, будто не знаешь, кто я, когда говоришь, чтобы я поклялся геніемъ кесаря. Я скажу тебѣ ясно. Слушай: я — христіанинъ. А если хочешь узнать ученіе христіанства, — то назначь особый день и выслушай». Проконсулъ сказалъ: «убѣди народъ». Поликарпъ отвѣтилъ: «тебя я удостоиваю своей бесѣды, потому что насъ учили воздавать должную честь поставленнымъ отъ Бога властямъ и началамъ, если она не вредитъ намъ (Рим. 13, 1. 7; 1 Петр 2, 13); этихъ же не признаю достойными того, чтобы защищаться передъ ними».
§ XI. Проконсулъ сказалъ: «у меня есть звѣри; если не перемѣнишь своихъ мыслей, я брошу тебя имъ». Поликарпъ сказалъ: «зови ихъ; мы не мѣняемъ лучшаго на худшее: добро преложиться отъ тяжкаго на правое». Проконсулъ опять къ нему: «если ты презираешь звѣрей, я огнемъ заставлю тебя смириться, если не перемѣнишь своихъ мыслей». Поликарпъ отвѣтилъ: «ты грозишь мнѣ огнемъ, горящимъ временно и вскорѣ угасающимъ; ибо не знаешь объ огнѣ будущаго суда и вѣчнаго мученія, который уготованъ нечестивымъ. Но зачѣмъ медлишь? Дѣлай, что хочешь».
§ XII. Говоря это и многое другое, Поликарпъ исполнился дерзновенія и радости, и лицо его сіяло благодатію, — такъ что онъ не только не упалъ духомъ, смутившись отъ сказанныхъ ему словъ, а, напротивъ, привелъ въ изумленіе проконсула, который послалъ глашатая три раза возгласить на аренѣ: «Поликарпъ исповѣдалъ себя христіаниномъ». Какъ только глашатай сказалъ объ этомъ, все множество язычниковъ и іудеевъ, жившихъ въ Смирнѣ, съ неукротимою яростію и громкимъ голосомъ закричали: «вотъ онъ — учитель Асіи, отецъ христіанъ, истребитель нашихъ боговъ, многихъ научившій не приносить жертвъ и не поклоняться богамъ»! Говоря это, народъ кричалъ и требовалъ отъ асіарха Филиппа, чтобы онъ выпустилъ льва на Поликарпа. Но Филиппъ отвѣчалъ, что сдѣлать это онъ не можетъ, потому что бой со звѣрями уже закончился. Тогда народъ единодушно закричалъ, чтобы Поликарпа сожгли живымъ! — Ибо надлежало исполниться его видѣнію о возглавіи, когда онъ во время молитвы видѣлъ его горящимъ и, обратившись къ бывшимъ съ нимъ вѣрнымъ, пророчески сказалъ: «надлежитъ мнѣ быть сожжену живымъ».
§ XIII. Это такъ скоро исполнилось, скорѣе, чѣмъ было сказано. Народъ немедленно набралъ дровъ и хворосту изъ мастерскихъ и бань, чему съ особеннымъ усердіемъ содѣйствовали, по своему обыкновенію, іудеи. Когда костеръ былъ готовъ, — Поликарпъ снялъ съ себя всѣ одежды и, развязавъ поясъ, старался самъ и разуться, чего прежде не дѣлалъ, потому что вѣрные всегда наперерывъ спѣшили коснуться его тѣла (χρωτός). Ибо всегда и прежде мученичества онъ былъ уважаемъ за добрую жизнь. Тотчасъ окружили его горючимъ матеріаломъ. Когда же хотѣли было пригвоздить его, то онъ сказалъ: «оставьте меня такъ. Дающій мнѣ силы переносить огонь — дастъ мнѣ силы и безъ вашей крѣпости гвоздей остаться на кострѣ неподвижнымъ».
§ XIV. Они не пригвоздили его, но привязали. Съ привязанными назади руками, Поликарпъ стоялъ подобно избранному овну, взятому изъ великаго стада въ жертву всесожженія, пріятную Богу, и, обративъ взоры къ небу, сказалъ: «Господи, Боже Вседержителю, Отче возлюбленнаго и благословеннаго Отрока Твоего Іисуса Христа, Имже пріяли мы познаніе о Тебѣ! Боже ангеловъ и Силъ, и всякія твари, и всего рода праведныхъ, живущихъ предъ Тобою! Благословляю Тебя, что Ты въ сей день и часъ удостоилъ меня пріять часть въ сонмѣ мучениковъ и въ чашѣ Христа (Твоего), для воскресенія души и тѣла въ жизнь вѣчную, въ нетлѣніи Святаго Духа. Съ ними да буду принятъ днесь предъ лицемъ Твоимъ въ жертву тучную и благопріятную, какъ самъ Ты, неложный и истинный Боже, предуготовалъ, предвозвѣстилъ и совершилъ. За это и за все восхваляю Тебя, благословляю Тебя, прославляю Тебя, чрезъ вѣчнаго и небеснаго архіерея Іисуса Христа, возлюбленнаго Твоего Сына, чрезъ Котораго Тебѣ вмѣстѣ съ Нимъ во Святомъ Духѣ слава и нынѣ, и въ будущіе вѣки. Аминь».
§ XV. Когда онъ произнесъ «аминь» и окончилъ молитву, тогда служившіе при кострѣ зажгли огонь. Когда пламя сильно поднялось, мы, которымъ дано было видѣть, увидѣли чудо и сохранены были возвѣстить о немъ другимъ. Огонь принялъ форму шатра, и подобно корабельному парусу, надутому вѣтромъ, окружалъ тѣло мученика, и оно было въ срединѣ какъ бы не плотію сожигаемою, но хлѣбомъ испекаемымъ, золотомъ и серебромъ разжигаемымъ въ горнилѣ. Мы ощущали при этомъ такое благоуханіе, какъ будто курился ладонъ, или какой-либо иной драгоцѣнный ароматъ.
§ XVI. Наконецъ, нечестивые, видя, что тѣло не можетъ быть истреблено огнемъ, велѣли подойти къ нему звѣроборцу и вонзить въ него мечъ. Когда онъ сдѣлалъ это, то кровь вытекла въ такомъ множествѣ, что погасила огонь, и весь народъ изумился — сколь велико различіе между невѣрными и избранными, однимъ изъ которыхъ былъ и этотъ дивный мученикъ Поликарпъ, современный намъ учитель, идущій отъ апостоловъ и пророковъ, епископъ каѳолической Церкви въ Смирнѣ. Ибо всякое слово, которое вышло изъ его устъ, совершилось уже или совершится.
§ XVII. Но завистливый, злобный и лукавый противникъ рода праведныхъ, видя величіе его мученичества и безукоризненное съ самаго начала его жительство, видя, что онъ увѣнчанъ вѣнцомъ нетлѣнія и получилъ непререкаемую награду, приложилъ стараніе, чтобы и тѣло его не было взято нами, хотя многіе желали сдѣлать это и быть общниками святой его плоти. Итакъ, онъ внушилъ Никитѣ, отцу Ирода, брату Алки — доложить проконсулу, чтобы онъ не отдавалъ (христіанамъ) тѣла, чтобы они, оставивъ Распятаго, не начали почитать мученика. Это они говорили по наущенію и по внушенію іудеевъ, которые замѣтили наше намѣреніе взять его изъ огня, — не понимая, что мы никогда не можемъ ни оставить Христа, Который пострадалъ для спасенія всего міра спасаемыхъ, невинный за грѣшныхъ, ни поклониться кому-либо другому; ибо Ему мы поклоняемся, какъ Сыну Божію, а мучениковъ достойно любимъ, какъ учениковъ и подражателей Господа, — любимъ за ихъ неизмѣнное благоговѣніе къ своему Царю и Учителю. Да сподобимся и мы быть ихъ общниками и соучениками!
§ XVIII. Послѣ этого сотникъ, видя вражду іудеевъ, положилъ тѣло въ средину костра, какъ это обыкновенно у нихъ, и сжегъ. Мы же позже, собравъ его кости, которыя драгоцѣннѣе дорогихъ камней и чище золота, положили ихъ тамъ, гдѣ и слѣдовало. Тамъ, какъ только можно будетъ, мы будемъ собираться съ веселіемъ и радостію, — и Господь соизволитъ намъ праздновать день его мученическаго рожденія какъ въ память уже совершившихъ свой подвигъ, такъ и въ наученіе и утвержденіе имѣющихъ совершить его.
§ XIX. Таковы обстоятельства мученичества блаженнаго Поликарпа, который, пострадавъ въ Смирнѣ вмѣстѣ съ двѣнадцатью мучениками изъ Филадельфіи, одинъ только изъ всѣхъ наиболѣе воспоминается, такъ что и язычники о немъ во всякомъ мѣстѣ говорятъ, не только славный учитель, но и мученикъ, мученичеству котораго, совершенному по Евангелію Христа, всѣ желаютъ подражать. Терпѣніемъ поборóвъ неправеднаго судью и такимъ образомъ стяжавъ вѣнецъ безсмертія, онъ вмѣстѣ съ апостолами и всѣми праведными радуясь восхваляетъ Бога и Отца Вседержителя и благословляетъ Господа нашего Іисуса Христа, Спасителя душъ нашихъ и Кормчаго тѣлъ нашихъ, и Пастыря вселенской каѳолической Церкви.
Примѣчаніе:
[1] Переведено съ изданія O. Gebhardt’а: Acta martyrum selecta. Ausgewählte Märtyreracten und andere Urkunden aus der Verfolgungszeit der christlichen Kirche. Leipzig. S. 1-12.
Источникъ: А. Сагарда. Святый Поликарпъ Смирнскій. // Приходское чтеніе. Ежемѣсячное изданіе. № 14. Апрѣль 1915 г. — Пг.: Сѵнодальная типографія, 1915. — С. 466-470.