Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

СВЯТОЙ ТАРАСИЙ, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, ИСПОВЕДНИК

ΑΓΙΟΣ ΤΑΡΑΣΙΟΣ ΠΑΤΡΙΑΡΧΗΣ ΚΩΝΣΤΑΝΤΙΝΟΥΠΟΛΕΩΣ  Ο ΟΜΟΛΟΓΗΤΗΣ

Лаброс К. Сконтзу, богослов - профессор

ΛΑΜΠΡΟΥ Κ. ΣΚΟΝΤΖΟΥ Θεολόγου – Καθηγητού

 

10 МАРТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ТАРАСИЯ, АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО.:  diomedes2 — LiveJournal

Великий иконоборческий спор (726-842), который велся в Византии на протяжении многих лет, явил великих Отцов и исповедников, которые вели титаническую борьбу по защите православной веры. Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский, Исповедник является одним из них. Он тот, кто внес собственный труд, направленный на сохранение спасительной православной веры в ту эпоху серьезных потрясений.

Он родился от благочестивых родителей около 730г. в Константинополе. Его отца звали Георгий, который был патрицием и нес службу эпарха Царьграда и судии (praefectus urbi). Его мать звали Евкратия, она была весьма благочестива. Они передали Тарасию глубокую веру и благочестие. Он получил прекрасное образование и был принят на высшую государственную службу в качестве служащего. Он служил ипатом и первым секретарем. Он был возведен в достоинство ипата. Став ипатом, он был избран первым тайным секретарем императора.

Императрица Ирина Афинская (752-803), которая опекала малолетнего сына императора Константина VI (780-798), особым образом почитала качества Тарасия и  поражалась его благочестию и его преданности Православию. После смерти Патриарха Павла VI Киприота, она предложила Тарасию послужить Церкви, выдвигая его в качестве кандидата на Патриарший престол. Она провидела в нем ту личность, которая сможет стать хорошим церковным лидером, могущей умирить Церковь и залечить ее раны, нанесенные ей ее врагами иконоборцами. Поначалу он колебался из-за глубокого смирения и осознания тяжелого бремени управления патриаршей кафедрой в это столь критическое время. В конце концов, он согласился, получив заверения в том, что будет созвать Вселенский собор в императорском дворце, чтобы положить конец иконоборчеству. 25 декабря на Рождество 784 года он был рукоположен одновременно в три степени священства и стал Константинопольским патриархом. Его поспешное избрание вызвало вялую реакцию со стороны его (тогда еще православного) папы Адриана, а также со стороны его современников. Из его речи во время интронизации, сохраненной летописцем Феофаном Исповедником, очевидным становится его стремление к желанному миру в Церкви.

…Все, что я высказал уже в свою защиту благочестивым и всеправославным императорам нашим, выскажу и пред лицом вашим. Мне страшно согласиться на такое избрание, и от лица Божия я впиваю в себя боязнь решиться на это так легко и без всякой осмотрительности, чтобы не подпасть страшному осуждению. Если сподобившийся услышать глас Божий, имевший училищем небо, сделавшийся созерцателем рая, слышавший неизреченные глаголы и пронесший имя Божие пред лицом народов и царей, божественный апостол Павел, в послании к Коринфянам, говорил: «да не како иным проповедуя, сам неключим буду»(1Кор. 9, 27); то как же я, обращающийся в мире и принадлежащий к числу мирян, подвизающийся на императорской службе3, так необдуманно и неосмотрительно могу ступит на высоту священства. Это будет решимостию страшною для моего ничтожества и попыткой дерзкой. – Но самая важная причина моего страха и отказа заключается в следующем: смотрю я и вижу: основанная на камне Христе, Боге нашем, Церковь Его ныне разсекается и разрывается и мы в одно время говорим так, в другое иначе, а наши восточные единоверцы еще иначе; с ними единогласны и христиане западные; и мы отчуждены от них и каждый день анафематствуемся ими. Тяжелое наказание анафема; оно удаляет от Бога, изгоняет из Царства небеснаго, увлекает во тьму кромешнюю. Законы и определения церковныя не знают разделений или споров; но как свойственно им благочестиво исповедывать одно крещение и одну веру, так же точно известно им одно лишь согласие во всяком церковном деле. Ничто так неблагоприятно и неблагоугодно Богу, как то, чтобы мы объединились и сделались единою вселенскою Церковию, как мы исповедуем это и в символе нашей непорочной веры. Итак, братия, я прошу, – думаю, что и вы прoсите, потому что знаю, что имеете страх Божий, – благочестивейших и православных императоров наших созвать вселенский собор, чтобы мы, как сыны единаго Бога, были едино, как почитатели Троицы, были объединенными, единодушными и равночестными, как члены единой нашей Главы Христа, были единым стройным и неразрывным телом, как почитатели Святаго Духа, шли не друг против друга, но друг с другом, как почитатели истины созерцали и говорили одну истину, чтобы не было между нами ни вражды, ни раздора, и чтобы мир Божий, превосходящий всякий ум, ограждал всех нас. И если защитники православия, императоры наши, повелят внять моей справедливой просьбе, то уступлю и я, исполню их повеление и принимаю ваш выбор; если же нет, то я нахожу невозможным сделать это, чтобы не подпасть под анафему и не быть осужденным в день праведнаго Судии всех, когда не могут выручить меня ни императоры, ни священники, ни начальники, ни масса народа. Ответьте, братия, на мою апологию, лучше сказать, на мою просьбу так, как лучше и как вам угодно….(Из Апологии перед народом)

      Как Патриарх, за 22 года своего патриархата он проявил свои особые способности необходимые для того времени, когда наступила временная передышка от иконоборческих споров (780-814). Он был поборником Православия и оказал положительное влияние на взгляды императоров на почитание святых икон. Он внес наибольший вклад в подготовку VII Вселенского Собора (787 г.), на котором он председательствовал. Победа православной веры на этом соборе - во многом его собственная работа.

       Как известно, этот Собор принял решение о православной вере и восстановил почитание святых икон, но проблемы продолжали существовать и беспокоить Церковь. Святитель Тарасий занимал умеренную позицию в отношении приема бывших иконоборческих епископов в Церковь, потому что он хотел, чтобы умиротворить Церковь. Но эта позиция Патриарха раздражала некоторых ревностных монахов, которые считали епитимию воздержания от причастия (в один год) небольшой и поэтому организовывали против него сильное противодействие. Эту реакцию возглавил его племянник, монах Феодор Студит, настоятель знаменитого Студийского монастыря в Константинополе. Святой Епископ в духе смирения и кротости старался умиротворить души и избежать расколов.

       В 795 г. вспыхнули новые волнения и вспыхнула реакция против Патриарха Тарасия, опять же из тех же монашеских кругов. Молодой император Константин VI (780-798) решил развестись со своей женой Марией, навязанной ему его матерью Ириной, и жениться на Феодотии, племяннице Феодора Студита и горничной его матери. Он запер жену в монастыре и потребовал, чтобы Тарасий совершил этот нечестивый брак. И Феодор Студит, и монах Платон, настоятель монастыря Саккудион, обвинили свт. Тарасия в компромиссной позиции в отношении этого брака и в прелюбодеянии. Но свт. Тарасий оказался перед дилеммой, потому что император угрожал ему, что, если он окажет противодействие этому браку,то он восстановит иконоборчество. В конце концов, браковенчание совершилось без патриарха Тарасия священником Иосифом. Оба монаха прервали поминовение Патриарха и оказались в ссылке в Салониках. Однако в 798 году императрица Ирина низвергла с престола своего сына Константина, которого она ослепила и удалила. Спор закончился, и два монаха были отозваны из ссылки. Патриарх Тарасий направил им письмо, в котором призвал к единству. Они были приняты, и в Церкви был заключен мир.

     Тарасий правил благоразумно и ревностно. Он отличался редким благочестием и был украшен многими добродетелями. Он также был честным и человеколюбивым, поэтому занимался благотворительностью. Он организовал обеды для голодных во многих частях Константинополя. Также нуждающимся предоставлялась одежда и предметы первой необходимости. Он основал множество благотворительных организаций, таких как больницы и дома престарелых.

      Роскошь Царьграда нисколько не тронула его. Напротив, он вел аскетический образ жизни. Его воздержание было необыкновенно высоко. Он даже позаботился о том, чтобы построить личный аскитирион. Он основал монастырь Всех Святых в европейской части Босфора, куда часто приезжал на молитву и для аскетических подвигов.

     Тарасий правил благоразумно и усердно. Он отличался редкой набожностью и был украшен многими добродетелями. Он также был честным и человеколюбивым, поэтому редко занимался благотворительностью. Он организовал обеды для голодных во многих частях Стамбула. Также предоставлялась одежда и предметы первой необходимости. Он основал множество благотворительных организаций, таких как больницы и дома престарелых.

       Святой Тарасий был также великим богословом. Сохранились шесть его писем и слово на Введение во Храм Богородицы.

См. также статью о свт. Тарасии на Ταράσιος Κωνσταντινουπόλεως http://asiaminor.ehw.gr/Forms/fLemmaBody.aspx?lemmaid=6427

Источник: https://aktines.blogspot.com/2016/02/blog-post_235.html

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.

Разрешается свободное копирование, распространение



Подписка на новости

Последние обновления

События