Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Технологии — это не просто то, что мы используем,

это то, что использует нас.

Η τεχνολογία δεν είναι μόνο κάτι που χρησιμοποιούμε – είναι και κάτι που μας χρησιμοποιεί

 

Александрос Кациарас

Мы уже отмечали, что  технологии — это не просто набор инструментов. Это способ видеть мир .  Они влияют не только на то, что мы делаем, но и на то, как мы думаем, как мы общаемся, как мы воспринимаем место, время , других, природу, Бога. И это, каким бы полезным оно ни было на практике, не всегда нейтрально или безвредно.

Начнём со  времени . Технологии приучили нас к непрерывному потоку: уведомления, сообщения, обновления – всё происходит «в реальном времени». Мы больше не ждём. Ожидание кажется пустой тратой времени. Но когда нет времени на тишину, размышления, взросление, время становится поверхностным. Его глубина теряется, и выражение «полнота времени» больше не имеет смысла. Время превращается в просто единицу измерения эффективности, не имеющую никакого отношения к смыслу.

Что касается  пространства , технологии создали своего рода «глобальную а-топию». Мы везде и нигде. Zoom стирает расстояние, GPS подсказывает нам, куда идти, не зная дороги, продукты доставляются к двери, и мы никого не знаем. Это кажется удобным, но как это влияет на наше отношение к пространству, району, церкви, сообществу? Место — это уже не пространство опыта, а «фон» за экраном.

Что касается  природы , технологии больше не рассматривают ее как тайну или дар, а как ресурс, который можно использовать. Дерево становится «древесиной». Река — «гидроэлектропотенциалом». Более того, теперь мы используем термины из природы для описания технологических реалий, размывая границы. Мы говорим «веб» для интернета, как будто это естественный организм. Мы говорим «вирус» для вредоносного ПО, как будто речь идет о болезни. «Облако» для облака (онлайн-хранилище), «рабочее пространство», «память», «нейронные сети». Эта метафора не случайна — она побуждает нас доверять чему-то, чего мы на самом деле не понимаем. И она заставляет нас забыть, что  у природы есть пределы и предназначение, в то время как технологии их стирают .

Технология — это не просто то, что мы используем, это то, что использует нас . Когда мы загружаем фотографии или делимся личными моментами, мы думаем, что просто выражаем себя. Но наши данные записываются, анализируются, продаются. Сами платформы созданы, чтобы удерживать нас внутри, привлекать наше внимание, заставлять нас возвращаться.  Мы больше не пользователи — мы продукт . Еще более тревожно то, что  мы сами добровольно отказываемся от своей конфиденциальности : мы выбираем «подняться», «показаться», стать видимыми и расходным материалом в цифровом мире.  Наш выбор формируется алгоритмами, которых мы не знаем и не контролируем .  И самое коварное: мы чувствуем это не как принуждение, а как свободу.

Технология даёт нам иллюзию могущества  – что всё возможно, достижимо, контролируемо. Но любая человеческая сила в истории конечна. Что бы мы ни думали,  мы не хозяева времени или природы . Природного явления (пожара, землетрясения, извержения вулкана, наводнения и т. д.) достаточно, чтобы напомнить нам о том, насколько мы уязвимы.  Человек спасается не технически, а путём включения в систему отношений. Системой отношений по преимуществу является Церковь , потому что, во-первых, она возрождает нас  свыше, водой и духом  (Иоанна 3:3-5), а во-вторых, она возрождает нас во Христе через Святого Духа. Христос даёт нам возможность устанавливать отношения с Богом, но также и с миром через Него, а не напрямую. Вот почему прямые отношения между людьми, как сотворёнными существами, смертны, они не даруют спасения. В них раскрываются отношения с Богом, но Христос является предпосылкой для установления отношений со смертным другим, которого мы можем вынести только через Христа.

Технологии обманывают человека, заставляя его думать, что он может сделать всё сам и прямо сейчас , не дожидаясь Конца времён.  Эсхатологическая перспектива, однако, не уничтожает мир, а наделяет его смыслом, превосходящим совокупную мощь технологий. Смыслом, данным Триединым Богом. Это требует смирения и проницательности – взгляда, который видит не только то, что мы можем сделать, но и то, к чему мы призваны; не только как действовать, но и куда.

(Источник: Журнал «Эфемериос», июль – август 2025 г.)

allopsis.gr



Подписка на новости

Последние обновления

События