Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Об историчности (исторической подлинности) видения (Сим победиши) императора Константина Великого

Περί της ιστορικότητος του οράματος (Εν Τούτω νίκα) του Μεγάλου Κωνσταντίνου

 

Константин Карацафис

Κωνσταντίνος Καραστάθης

Покойный профессор П.Трембелас пишет: «Чудо происходит из-за сверхъестественной причины, но с тех пор, как это произошло, оно стало историческим событием и принадлежит истории.

Ибо чудо совершается на месте и во времени, как и все исторические события, и оно совершается в присутствии свидетелей, свидетельства которых записаны в самой истории. Лейбниц (System theol, init) справедливо замечает, что «поскольку чудеса предшествующих эпох совершались и о них сообщают, между прочим, многие свидетели, которые мы обычно используем для подтверждения истинности прошлых событий, то мы должны им верить, словно они произошли в наши дни. "1 Видения достаточно редко упоминаются в церковной истории. *

Видения удостаивались видеть пророки Иезекииль, Исаия и Даниил, апостолы Петр и Павел, великий Антоний, Великий Василий, святой Григорий Палама, святой Иоанн Кронштадтский, святой Нифонт, святой Мина и многие другие Святые. Ньюман вспоминает о божественных знамениях, упомянутых в Библии, которые предшествовали разрушению Вавилона и Иерусалима, первый с начертанными на стене  знаками в зале во время пира (Валтасара), а второе с предзнаменованиями с небес. (Ричардсон,., Раздел 4. Prolegomena on Eus., Section 4. Appearance of the Cross in the sky to Constantine. Явление Креста в небе Константину).

Но что такое историчность?

«Историзм - это а) особенность события, которое должно быть частью или играть важную роль в формировании истории, и (б) быть фактом, который должен быть подтвержден источниками (словарь Babiniotis).

Хотя, согласно приведенному выше определению, видение императора Константина сыграло важную роль в формировании истории и, таким образом, имеет историческое значение. Мы же, недостаточно осведомленные в освещении данного факта истории с точки зрения части определения, также искали свидетельства авторитетных источников, потому что атеисты рационалисты Запада, как этому их учили язычники, решительно ставят под сомнение видение   императору Константину или объясняют его как якобы политический маневр императора, чтобы привлечь христиан или говорить о случайном образовании облаков, или о «игры солнца», или «гало» у луны, или же о положении звезд (при дневном свете), или о ярких солнечных кольцах и т.д.

Свидетельства таковы:

а) Епископ Кесарийский Евсевий Памфил, друг Константина, который после смерти своего императора написал свою книгу « Жизнь блаженного василевса Константина (Εις  Βίον μακαρίου Κωνσταντίνου του Βασιλέως)», утверждает, что Константин сам подтвердил о случившемся ему после обеда видении. Тот же историк сообщает, что видение было замечено армией Константина. Он также предоставляет многие и соответствующие сведения о видении и отмечает, что весть «сим победиши - εν τούτω νίκα» было на греческом языке. Он также говорит нам, что Бог часто требовал, чтобы Константин видел божественные знамения, которые давали ему предвозвестие относительно того, что должно произойти. (книга 1, гл. 28 О том, как во время молитвы он удостоился видения от Бога, то есть среди дня  увидел на небе крест из света с надписью, повелевавшую сим побеждать, гл. 29 О том как во сне явился ему Христос и повелел в войне с врагами иметь знамя, изображающее крест).

28. «Но нас с клятвой уверял в этом сам победоносный василевс, когда спустя долго после того, мы писали данное сочинение и удостоились его знакомства и беседы; посему кто станет сомневаться в истине сего сказанного, тем более, что и последующее время было свидетелем его истины? «Однажды в, в полуденные часы дня, когда солнце уже начало склоняться к западу», - говорил василевс, - «я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: «сим побеждай» (τούτω νίκα). Это зрелище было ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо».[1]

Лактанций, христианский оратор, который, будучи учителем Криспа, первого сына Константина, имел тесные связи с дворцом, утверждает, что «Константин был предупрежден во сне, чтобы высечь небесное Божественное (caeleste signum dei ) знамение на начертать на щитах своих солдат и т. д. и вступить в битву ». 5. Что такое« небесное знамение », если не видение Константина?

В одной из сохранившихся «выдержек» из Церковной истории Филосторгия[2], в которой говорится о мученической смерти святого Артемия и которое было сохранено Иоанном Монахом, то есть святым Иоанном Дамаскиным в его книге «Мученичество святого Артемия» ( passio Sancti Artemii), святой Артемий, который незадолго до своего мученичества, сказал императору Юлиану  о Великом Константине: «Он (Константин) поклонился Христу, призывающего его с неба, когда тот готовился к тяжелой битвой с Максенцием, явившему ему знамение креста в полдень, которое сияло паче солнца, и на том кресте звездами были изображены римскими буквами предвозвещение о победе в той войне. М ы же быв на войне видели это знамение, и прочитали написанное на нем. Но и все войско это видело. И многие свидетели этого и. Разузнай если ты хочешь.з этого войска еще живы»6.

Поэт Оптаниан (современник Константина) в своей речи в честь М. Константина в 326 году в Vicenalia также называет видение креста caeleste signum «небесным знамением».7

Назарий, оратор и современник императора Константина, в речи в честь присутствовавшего императора Константина говорит о некоем неопределенном предзнаменовании, которое преисполнило воинов Константина страха и беспокойства, но оно дало им дерзновение в борьбе: «Какой Бог, какое божественное явление исполнило тебя мужества, так что когда все твои товарищи по оружию и командиры исполнились не только таинственным , но разве невзирая на советы людей, невзирая на предупреждения священников, разве ты не поступил в соответствии со своим мнением, дабы настало время для предания (врага)?8

Святой Григорий Назианзин (329–390 гг. Н.э.) в своем «Втором обличительном слове против Юлиана отступника» явным образом прославляет видение Константина Великого. Он анализирует события, которые имели место при Юлиане. Император Отступник, вероятно для того, чтобы удовлетворить просьбам евреев, его соратникам в борьбе против христиан, дал повеление вновь отстроить Храм Соломона. Едва начались раскопки фундамента начались, как пламя внезапно охватило раскопанные фундаменты Храма, где другие рабочие суетились, а другие кричали, в конце концов был положен конец всем работам. Святой Григорий говорит о чуде и сразу же говорит о другом чуде, «еще же удивительнее и очевиднее для всех был свет на небе, изображавший крест. Сие начертание и имя, которое прежде презираемо было на земле безбожными, делается для всех равно видимым на небе, и служит знамением Божией победы над нечестивыми, предпочтительно пред всяким другим победным знамением». 9

События, которые произошли с Храмом относятся к 361г. Теперь возникает вопрос: упоминает ли Святой Григорий своим слушателям о видении светящегося Креста, которой в видении видел император Константин, о чем все слышали по более ранним рассказам, либо же он повествует о явлении светящего Креста, который видели на небе жители Иерусалима спустя некоторое время (в 346 году)?

Но Крест стал «знамением Божией победы над нечестивыми, предпочтительнее пред всеми другими» в битве при Мульвийском мосте и в последующих войнах Константина. Итак, Великий Святитель, намекает на видение императора Константина. И эта информация имеет особое значение для исследования, потому что Григорий был одним из ближайших по времени писателей к императору Константину, уже после Лактанция, Евсевия, Оптатиана и Назария и современником Юлиана.

Что же касается событий, которые относятся к попытке восстановить храм Соломона, то об этом в своих книгах говорят и свт. Иоанн Златоуст, Феодорит, Филосторгий, еврейский раввин Гедалий и друг Юлиана Отступника Аммиан Марцеллин (332-400). Рационалисты, однако же, приписывают пламя раскопанного места газам из Земли.

Продолжение следует….

Сноски:

1. Π. Τρεμπέλα, «Τα θαύματα, εν Αλεξανδρεία», 1917, «Ιησούς ο από Ναζαρέτ, σελ. 193-221).

2. Ευσ’. Β. Κ. Λόγ. 1 κεφ. 28. Евсевий Кесарийский. Жизнь блаженного василевса Константина.

3. Ευσ’. Β. Κ. Λόγ. 1 κεφ. 28.

4. Ευσ’. Β. Κ. Λόγ. 1, κεφ. 47, και Ευσ’. Τριακονταετηρικός κεφ. 11.

5. Λακτ. Περί των θαν. Των διωκτών κεφ. 44. Лактанций. О смерти гонителей, гл. 44

6. Ιωάννου Δαμασκηνού, Artemii Passio, P. G. 96 σελ. 1293 прп. Иоанн Дамаскин. Страдания Артемия

7. Οπτατ. Panegyr 6 (326), caelestis = ο εξ ουρανού, θεϊκός

8. Ναζάρ Panegyr. Λατ. 10

9. Γρηγ. Θεολ. Β. Στηλ. 4 (Κ.Π.Ε.) 35, свт. Григорий Богослов.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2019г.

 

 

 

[1] Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Изд.-е 2-е. М. 1998, с.тр. 43-44

[2] Филосторгий, церковный историк, автор «Церковной истории» , которая описывает историю христианства с 4 по начало 5 столетия (с 300 по 425гг.). Частично историю сохранилась в изложении свт. Фотия Константинопольского



Подписка на новости

Последние обновления

События