Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Православие и Римо-Католицизм (Папизм)

Ὀρθοδοξία καὶ Παπισμὸς

 

Опасный и скользкий путь

(В)

Πορεία ἐπικίνδυνη καὶ ὀλισθηρὴ

(Г)

 

Мы касались 12-ой сессии Смешанной Комиссии по Диалогу между Православной Церковью и Римо-Католицизмом. В предыдущей статье мы подчеркнули, как он представляется нам, безвыходность этого диалога, и сделали заключение, что мы ожидаем лишь только двух решений: прекращение диалога, либо...

С нашей стороны мы считаем, что будет проведен некий опасный эксперимент компромисса. И несомненно, что именно это последнее у нас и вызывает интерес, и это мы будем исследовать на основании главным образом  того, что было заявлено при совместном интервью для  прессы двумя сопредседателями Комиссии, римо-католическим архиепископом Куртом Кохом и митрополитом Пергамским Иоанном.

Два сопредседателя Комиссии проявили согласие, как мы уже отмечали в предыдущей статье, в том, что они ищут некую модель единства. Однако почему же идет речь о модели единства, а не о единстве? Высказывания свидетельствуют о некой последовательности, и мы увидим нечто то, о чем  и будем говорить в следующей статье. Однако как описана  эта модель в интервью? «Мы  будем в таком положении, что сможем обогащать друг друга», - заявил Кох. И митрополит Пергамский добавил: «Православной Церкви будет необходимо усилить свою кафоличность. И вероятно католической стороне следует во многом укрепить свое соборное измерение».

Следовательно, что же может означать фраза Преосвященнейшего митрополита Иоанна, что «Православной Церкви будет необходимо укрепить свою кафоличность»? Следует ли это понимать, что она имеет нужду в правильном решении вопроса диаспоры автокефальных Церквей?

Может быть это означает, что следует усилить положение первого по порядку в Православной Церкви? Если в данном случае понимается первенство, то прекрасно. Но если понимать под этим второе, то конечно же существует очень серьезная проблема. Мы не хотим верить в то, что речь идет о втором. Однако если мы будем выносить наши суждения исходя из соответствующей статьи в журнале «Θεολογία» (ч. 4, 2009, с. 3-25), то оказывается, что подразумевается оба вопроса, конечно же при особенном выражении относительно второго вопроса, поскольку он утверждает, что «в противоположность прошлому сегодня появляется в качестве абсолютной необходимости  иметь некое каноническое устроение всеправославного единства» (с. 22). По какой же причине должно случиться нечто такое? Преосвященнейший митрополит Иоанн не только называет необходимость иметь Православию единое слово во время диалогов с инославными, но и необходимость противостоять проблемам внешнего характера. Первый (т.е. Вселенский Патриарх) будет «выражать голос Церкви после созванного совещания по вопросам, которые касаются всей Православной Церкви, насколько ad intra (внутренние), настолько и ad extra (внешние), с тем, чтобы Православная Церковь являлась как единая Церковь, независимо от факта существования автокефальных Церквей».

Действительно это новые слова, которые и создают впечатление, что это необходимо  усилить «в противоположность прошлому». Он заявляет, что в данный момент предпринимается попытка отклонить первый вопрос. Устранить изменение соборного устройства Церкви! И так, неужели нас ведут к этому с помощью проводимых диалогов? Неужели к другой жизненно важной Православной экклезиологии?

Однако позволим себе кое-что отметить даже в словах Преосвященнейшего митрополита, сказанных в совместном интервью прессе. Мы отметим то, что, вполне вероятно, на первый взгляд покажется не стоящей внимания деталью и можно счесть за изощренность в слове и схоластику, которые, однако, как мы считаем, является выражением тенденции, которая преобладает и, как оказывается, она движется в ошибочном направлении. Преосвященнейший митрополит сказал, что: «...необходимо Православной Церкви усилить свое единство. И равным образом католическая сторона должна укрепить в большей степени ее соборное измерение». Читатель нашего журнала, давайте обратим внимание на выделенные слова: Православная Церковь «должна будет» усилить свое кафолическое единство. В то время как Католическая сторона «равным образом» должна укрепить свою соборность. Что Вы говорите, Ваше Пресвященство! Разве только это «равным образом» требуется от Папизма для того, чтобы найти решение для проблемы единства?  Разве Папизм со своей невыносимой и антихристианской тиранической властью «равным образом» нуждается в укреплении в принципе не существующей  у него соборности?

Неужели Православие в то же время «должно будет» как бы то ни было изменить свое переданное Святыми Отцами евангельское и апостольское устройство по образцу папского единовластия, по видимости только сохраняя соборность? Означает ли это, что Православие должно изменить свое устройство, чтобы обогатить Папизм? Может быть мы несправедливо выражаем беспокойство? Но когда высказываются такие точки зрения, что нам остается делать? И когда на «Научном актовом дне» посвящённому вопросу ведения Диалога сопредседатель Комиссии по диалогу, православный профессор сказал, что «нам следует преодолеть Отцов, чтобы продвинуться вперед к соединению с римо-католицизмом»*, разве не может нас не беспокоить данная неумеренность в словах?

Однако Его Преосвященство сказал еще нечто, что также является весьма важным. Затронув вопрос о документе, принятом в Равенне, он подчеркнул, что Диалог на его основе продвигается далее. Но об этой проблеме, ее крайней важности мы будет говорить в последствии.

 

 

*«Научный актовый день», который был организован кафедрой «Догматического богословия» (Отделение Богословия) Богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля 20.5.2009 на тему «Богословский Диалог между Православной и Римо-Католической Церквами».

 

Источник: журнал «Ο ΣΩΤΗΡ» 15-2-2011

                ©перевод «Православного Апологета» 2011г.



Подписка на новости

Последние обновления

События