Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Взгляды Преосвященнейшего Митрополита Навпактского г-на Иерофея на отличия между православными и инославными и на соединение с римо-католиками (папистами)


Выдержка из книги «Опытное догматическое богословие », в которой он анализирует что такое ересь и доказывает, что соединение православных с папистами невозможно вообще.


В последнее время как Вселенский патриарх, так и епископы Вселенской Патриархии и их советники, которые проживают в Афинах предпринимают попытку, согласно заявлениям антиэкуменически и антипапски настроенных иерархов, игуменов священных монастырей, профессоров богословия (в рясах и без них) наших Университетов, а также и достоуважаемых клириков и мирян, доказать свою любовь к папизму, также как и через Богословские диалоги, поскольку благодаря им мы идем по пути Соединения Православных и Папистов. Газета «Ортодоксос Типос» по причине предпринимаемой «попытки» Вселенской патриархии считает необходимым предложить ниже представленную выдержку из книги «Опытное догматическое богословие Православной Кафолической Церкви» (том. 2) Преосвященнейшего митрополита Навпактского г-на Иерофея.

Глава из его книги, которую мы предлагаем нашим читателям ниже, рассказывает нам о ересях и Соборах, отличиях Православия от христианских ересей, диалогах между Православной Церковью и другими христианскими исповеданиями.



  1. Ереси и Соборы

Уже с самого начала основания Церкви появились различные ереси,к оторым Церковь противостояла соборно.

Слово «ересь» означает некое мнение, которое отклоняется от официального религиозного учения и учения Церкви, то есть речь идет о иноверии, ином учении. Апостол Павел в своей речи к пресвитерам города Ефеса обращает внимание на еретиков, которые вышли из лона самой Церкви. «Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 29-30)

В своем послании апостол Павел говорит о еретиках, которые распространились даже и в первой Церкви: «Ибо надлежит быть и ересям между вами, дабы открылись между вами искусные». (1 Кор. 11, 19) Появление ересей указывает на те испытания христиан, которым они подвергаются, потому через их появление у христиан проявляется их твердость и стойкость в вере. В другом своем послании он говорит о том, как необходимо противостоять ересям: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден». (Тит. 3, 10-11)

Первая Церковь противостояла ересям и на личностном уровне и соборно. Апостол Павел в своих посланиях противостоит таким многочисленным чуждым учениям, а Церковь созвала Апостольский собор в Иерусалиме для того, чтобы противостоять иудеям, которые препятствовали крещению язычников. (Деян. 15, 6-19)

Этот первый Апостольский собор стал прообразом всех других Соборов, которые созывались Церковью в последствии. Далее мы поговорим о ересях и Соборах.


а) Ереси

Ересь формулируются каким-либо человеком или группой людей, которые учат некоему иному учению и составляют различные еретические группы, которые вначале свою деятельность ведут внутри Церкви, а в дальнейшем они из нее выходят и действуют вне Церкви, но при этом ведут разнообразную войну с богооткровенной верой.


Что такое ересь.

Обыкновенно ересью по отношению к догматическому учению Православной Церкви является некое иное учение, которое составляется и формируется в другие догматы. Но поскольку догматы, теоретические учения, связаны с реальной жизнью, поэтому и ересь имеет связь с тем образом жизни, который она возвещает. В качестве примера можно привести мнение, что Бог Слово является творением Бога Отца, что в свою очередь указывает на то, что кто это мнение проповедует не имеет истинного познания Бога, потому что настоящий богослов-боговидец знает о том, что Христос как Бог не сотворен, что слава Его божественной природы нетварна. Отсюда следует, что рассуждающий так является философом-мыслителем, а не боговидцем.

Обыкновенно ересь ограничивается теоретическим учением и еретиком считается тот, уклоняется от богодухновенного учения Церкви, ее богоустановеленого догмата. Однако нам необходимо рассмотреть ересь в ее внутреннем измерении. Поскольку догматы являются выражением откровения и применение догматов приводит к их переживанию в жизненном опыте, поэтому ересь является отклонением от божественного откровения, но в тоже время она разрушает путь к обожению. То есть она подобно той больнице, которая не может лечить человека.

Когда Церковь встречается с ересью, критерием для определения того, что данное учение является ересью, является ниспровержением опыта Пятидесятницы, которым открыта вся истина и создается для человека препятствие на пути к обожению. Поэтому ересь весьма опасна.

Ниспровержение и уничтожение опыта Пятидесятницы ересью происходит потому, что еретики отвергают учение богодухновенных Отцов Церкви, то есть отступают от богооткровенной истины, утверждаясь преимущественно на своей логике (λογική) и своем рассуждении (στοχασμό).

Они искажают предание по причине создаваемых ими логических схем (λογικν σχημάτων), которые противоречат опыту достигших обожения, поэтому они создают своим рассудком нечто и это отождествляют с действительным представлением о Боге. Все ереси имеют свое происхождение из этой ошибочной основы, фундамента.

Это означает, что еретики преимущественно основываются на философии, которая преисполнена помыслов (λογισμούς), рассуждений (στοχασμούς) и фантазий (φαντασίες), вовсе не опирающееся на божественное откровение. Поэтому ересь, основываясь на принципах философии, в действительности отрицает учение, которое ведет к богозрению (θεοπτία).

Арианство с точки зрения теоретической науки не является ересью, а просто неправильным рассуждением (κακῶν στοχασμῶν). Арианство является ересью потому, что оно разрушает учение об обожении. Оно не понимает учения об обожении, той связи, которая существует между травным и нетварным и т. д. И ересь неспособна вообще перенести догмат в жизнь, поскольку ее догмат, вера создает некую неверную жизнь, неверное переживание (κακό βίωμα), которое не является переживанием обожения. И если вы обратите ваше внимание на все ереси, то вы заметите, что основы ереси всегда духовны. Ереси есть ереси, поскольку они не ведут туда, куда должна вести вера. И ересь не может приводить к правильной духовной жизни.

Ересь появляется в результате отсутствия очищения и просвещения. Когда кто-то не имеет просвещения, то он подвергается опасности впасть в ересь, поскольку смешивает мнение о Боге с Богом».

Еретики не могут знать Бога, поскольку им не известен метод богопознания. Всякая наука обладает какой-то теорией и она подтверждается экспериментом, а каждое выполнение эксперимента приводит к той же теории.

Еретик не обладает способом очищения, просвещения и обожения, поэтому он неспособен кого-то научить этому способу обожения.

Ересь состоит и в том, что она неспособна приводить к различению между тварной и нетварной энергиями, и того, что исходит из помраченного ума. И поскольку ум не просвещен, то человек богословствует сообразно воображению и рассуждению. В то время как святоотеческое богословие - это не рассуждение, поскольку, если бы оно было бы рассудочным, то не было бы никакой бы причины удаляться от дьявола. И никто не смог бы избежать ухищрения дьявола.

Ересь касается не только догматических вопросов, но и духовной жизни. В качестве примера можно следующее - отделение христианской жизни от теории (догмат, вера) и практики (аскетика) является заблуждением, прелестью. Некоторые принимают догматы, но при этом отвергают основы догматов.


Источник: Ορθόδοξος Τ'υπος, 27 απριλίου 2012, αριθμ. Φύλ. 1924, σελ. 6


Перевод «Православного Апологета» 2012г.



Подписка на новости

Последние обновления

События