Неделя Святых Отцов I Вселенского Собора
Κυριακή των Αγίων Πατέρων της Α' Οικουμενικής Συνόδου
Наша святая Православная Церковь определила, чтобы в воскресный день до дня святой Пятидесятницы совершалось празднование памяти 318 Святых Отцов I Вселенского собора. Нынешнее празднование установлено для того, чтобы особо подчеркнуть божественность лица Христа и указать на великое значение этой истины для всей Церкви.
Едва ли не более нескольких десятилетий спустя после события Вочеловечения Христа и Его страданий уже появились в Церкви первые исказители веры, а позднее и христологические ереси, касающиеся лица Господа и ипостасного соединения двух природ Господа (божественной и человеческой). Возникали такие вопросы: Кто же к конце концов такой Христос? Какова Его связь с Богом? Как постичь и понять связь и соединение тварного и нетварного в Воплощенном Сыне и Боге Слове? Как он может быть Богочеловеком, а Его матерь Богородицей? Итак, на все эти вопросы, которые были поставлены, необходимо было дать ответ и догматствовать Святым Отцам I Вселенского Собора как хранителям предания и истины. Эти вопросы касались не только Божества Бога Слова, но и Его Вочеловечения.
I Вселенский Собор осудил пресвитера Ария и арианство, а также три церковных раскола Новатиана, Павла Самосатского и Мелетианский, которые на протяжении длительного времени нарушали внешний мир Церкви. Этот собор изложил первые определения правильных христианских догматов и в особенности касательно второго Лица Святой Троицы и Сына, и Слова, такие как единосущный Богу Отцу (ὁμοούσιο τῷ Θεῷ Πατρί) Он составил первые семь параграфов Символа Веры и издал двадцать священных канонов.
На Соборе принимали участие 318 Святых Отцов. Он был созван императором Константином Великим в Никее Вифинской в 325 году в 20-й год его царствования и продолжался в течение 3, 5 лет. Выдающимися личностями этого Собора были Александр Константинопольский , Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский, святой Спиридон Тримифунтский, свт. Николай Мирликийский и др.
Дорогие мои, воины бросали жребий о Ризе-хитоне Господнем, в то время как Арий ее разодрал, внедряя в церковную полноту опасное для сотериологии учение. «Кто Твою ризу раздра Спасе? Арий, Ты глаголаше», - отвечают Святые Отцы. И действительно, нечестивый Арий своим злочестивым учением разодрал ризу Спасителя, поскольку его учение ниспровергало сотериологическую основу Евангелия Единой, Святой и Кафолической Церкви, сводя его к некой бесплодной философской системе. Итак, он учил тому, что Сын и Слово (второе лицо Святой Троицы не по природе, ни по сущности не является истинным Богом. Он был создан Богом –Отцом в какой-то определенный момент времени «ἐν χρόνω», то есть «во времени», так что был момент когда Его не было. Так что Он был не просто нерожденный, но и простое творение Бога.
Арий испытал серьезное влияние со стороны иудейского монотеизма, философского воззрения на абсолютную трансцендентность неподвижность Бога, со стороны воззрений и прежде всего учения Филона Александрийского о тварном Логосе, посредством Которого Бог создал мир. Этим учением Арий в сущности отвергал Божественность Христа, а следовательно и спасение человека.
Догматическое учение Святых Отцов
Святые Отцы Собора отстаивали правильную веру, которая вытекала из Евангелия, то есть что Иисус Христос есть воплощенный Сын и Бог Слово, Который пострадал и Воскрес ради спасения мира. Мы, мои братья, научены тем же Христом призывать и называть нашего Бога Отца «Отче наш». Как мы совсем недавно читали все вместе во время пения за Божественной литургией. Однако Христос не говорил «Отче наш», но «Отче» непосредственно. И эти два вида обращения различны, ибо ими обозначается наше отношение к Богу и совершенно иное Его отношение.
Поэтому в Символе веры м исповедуем решительным образом, что Иисус Христос есть «свет от света, Бог истинный от Бога истинного», что Он не творение, что Он всегда был со Отцем. Но отношение Христа к Богу Отцу это отношение единства. Иисус Христос является единородным Сыном и Богом Словом, единственным по природе от Бога Отца, единосущный Ему и совершенный Бог. Он второе лицо Святой Троицы. Чем является Отец и Сын и Святой Дух об этом постановили и об этом догматствовали 318 Святых Отцов I Вселенского собора, празднование которым мы совершаем сегодня. То есть что Христос это совершенный Бог.
Не единосущен Отцу Сын – так утверждали Арий и многие следовавшие ему и даже так считали, но Он единосущен Ему. Он действительно имеет ту же природу и ту же сущность с Отцом. Но Он стал человеком в лице Иисуса Христа, при этом никогда не прекращая быть совершенным Богом, Богочеловеком Господом. И все это Он совершил ради нашего спасения.
Эта в действительности нераздельное и вечное единство Иисуса Христа с Богом Отцом неоднократно было изложено в Новом Завете. Как, например, в словах «Я и Отец одно есмь». «В начале было Слово и Слово было к Богу и Слово было Бог», «видевший Меня видел и Отца», «вся Моя Твоя суть и Твоя Моя есть» и многое другое.
И теперь возникает вопрос: Кем был Христос прежде пришествия в мир и принятия плоти и костей от Марии Девы? Ответ на это дает Сам Господь в своей Первосвященнической молитве, которую мы слышали в Евангелии, которое и является ответом Арию, который считал, что был момент, когда не было Сына: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде создания мира» (Ин.17, 5). То есть Христос обладает вместе с Отцом на небе божественной славой, как единосущный Ему, как совершенный Бог, прежде еще, чем был создан мир, как духовный, так и материальный. То есть все три Лица Святой Троицы имеют непрекращающееся общение-связь. Они обладают первым видом общения и связи прежде, нежели был сотворен мир.
Необходимо, мои дорогие, в этой связи напомнить, что определения I Вселенского собора были написаны на древнегреческом языке, что подтверждается фразой Господа относящейся и в эллинам: «Пришел час, да прославится Сын Человеческий». Древнегреческий язык был наиболее удобным для того, чтобы точно и ясно сформулировать эти догматические определения, дабы они были точны и по содержанию и по сути.
Вклад Отцов и Соборов в деле сохранения Истины на все века
Мы видим, что вклад Святых Отцов и Вселенских Соборов в деле сохранения Истины для спасения людей был исключителен. Поэтому то многие говорят, что вполне можно было бы в Символе веры ставить фразу «и в Отеческую Церковь» (ἡ πατερική ἐκκλησία). Поскольку Богоносные Отцы является теми личностями, которые, прежде всего, переживают, а после изложением нашего догматического учения сохраняют и оберегают от заблуждения и схождения от спасительного пути как стражи и защитники. Решения Вселенских Соборов не были человеческими измышлениями для разрешения вопросов религиозного характера, как может быть кто-то мог так и сказать, но они были составлены под водительством Святого Духа. Догматические учения не являются рассудочными, юридическими изложениями некого положения, но составляют Истину и были пережиты жизнью, опытно Святыми, подвижниками, мучениками и исповедниками на протяжении веков.
Очень важно отметить также и то, что во время Собора в Никее имели место и многие чудеса от святых и богоносных Отцов. Характерным является чудо свт. Спиридона, святого Экумения и святого Ахиллы. Достоин упоминания случай, который произошел между свт. Николаем и Арием. Первый не мог укротить свое негодование на то, что утверждал Арий, и его ударил по лицу. Император Константин Великий наказал свт. Николая заключением в темницу. Но в темнице произошло чудо, доказывающее святость Николая и заблуждение Ария.
К сожалению и некоторые современные люди по причине неведения и обмирщенности , которая руководит ими, сомневаются в том, что Христос Богочеловек, сомневаются в Святой Троице и не верят во многие догматические истины, которые тем не менее имеют сотериологический характер. Многие задают вопрос – почему Церковь не отвечает? Но Церковь, как мы видим, давала на протяжении столетий ответ на все эти вопросы. Многими и до сего дня утверждается, что протестанты, римо-католики и другие конфессии говорят о Христе даже тогда, когда их спрашивают о том, в чем состоит разница между ними и почему Православие является истинной верой. Вселенские Соборы и Святые Боговидцы и Богоносные Отцы прежде всего отвечали на жизненно важные вопросы о сотериологической истине, которую излагает Православие, а потом уже догматствовали.
Итак, дорогие братья, давайте взирать на решения Святых Отцов I Вселенского собора как на богодухновенные истины, как ключи ко спасению, которые нас непосредственно приводят к Искупителю и предвечному Богу Иисусу Христу. Истинам, которые нам указывают на то, что Господь наш Иисус Христос есть всегда и всюду и все наполняющий как Богочеловек и единосущный Отцу в жизни каждого из нас, и что наша связь см Ним является постоянной, персональной, и соответствующей нашим возможностям. Во время каждой Божественной Литургии посредством Таинства Божественной Евхаристии мы становимся причастниками Истины и связанными с Ней. Посредством этих ключей Истины мы сможет открывать двери, когда Он настойчиво стучит посредством призывающей любви. Аминь.
euxh.gr
© перевод с новогреческого выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 201 5год.