Редакция содружества "Православный Апологет" поздравляет всех с Воскресением Христовым
Ныне праздников Праздник и Торжество из торжеств
Христос Воскресе!
Благодатный Огонь в этом году сошел буквально через 5-6 минут после входа Патриарха Феофила III в Кувуклию. Это чудесное событие произошло 13/26.04.2008г. В 15:55 по Московскому времени.
К сожалению есть много людей которые не верят в чудо схождения Благодатного огня на Православную Пасху на Св. Гробе Господнем в Иерусалиме.
Вот например на днях опубликовали статью c оскорбительным наименованием «Быть ли в этом году Благодатному Огню?» во всем известной своей дурной славой газете «Московский комсомолец» за 19/04/2008, где представлено такое сообщение не от какого-нибудь антицерковного журналиста, а от, казалось бы, известного борца за веру диакона Андрея (Кураева), взявшего на себя смелость перетолковывать слова Блаженнейшего Патриарха Феофила о схождении Благодатного Огня (Τό Ἅγιον Φῶς), и приписывать Патриарху неверие в чудо. Отец Андрей, который совсем недавно побывал в Иерусалиме в составе делегации от фонда Св.Андрея Первозванного уверял, что Патриарх всячески избегал слова Чудо, а вместо него употреблял слово representation. И по мнению о. Андрея Кураева явление Благодатного Огня для Патриарха – это такое же representation Страстей Христовых. Что можно сказать? Во-первых, на всех местах, связанных с земной жизнью Спасителя лежит особая благодать, это переживает любой христианин, посещающий Святую Землю. Скорее всего всему виной является плохое знание английского языка о. Андреем. Слово representation означает не просто демонстрацию, а явление, что иначе на греческом языке звучало бы как τό φαινόμενον – необыкновенное явление, феномен (от глагола φαίνω – светить, являть, показывать). То есть в греческом варианте в данном слове уже заложено понимание явления Благодатного Огня как чуда, феномена. И вопреки сомнениям и нежеланиям редакции Московского комсомольца.
"...Есть непреложные факты, и есть интерпретация, собственное отношение к событиям и людям, - заявил Владимир Якунин, председатель попечительского совета фонда Св. Андрея Первозванного. - Честно говоря, я огорчен интерпретацией, которая дана на сайте Кураева. Интерпретация слов Кураева дана, опубликована в газетах, но теперь это уже по линии владыки Марка (зампред ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк (Головков) также присутствовал на пресс-конференции). Они должны определиться, что и как позволительно трактовать священнослужителю Православной Церкви, а что не очень позволительно и не очень правильно. Запись высказываний Патриарха, сделанных на английском языке, имеется с упоминанием священного огня на английском языке - "Holy fire". На мой взгляд, никакого основания для трактования высказываний Иерусалимского Патриарха как толкований, которые по сути дела отрицают святость этого события, нет"1.
Исключительно прекрасные слова передал Блаженнейший патриарх Иерусалимский Феофил в интервью на радиостанции Элладской Церкви, которое взял писатель Константин Блафра. Встеча с Патриархом транслировалась в Пятницу 19/10/2006 в 11 вечера в передаче «Επί προσωπικού»2.
(Для наших соотечественников в России и СНГ мы представляем лишь последнюю часть беседы между Патриархом и писателем, содержание которой имеет непосредственное отношение и к нашей современной действительности).
Это небольшое интервью вполне исчерпывающе свидетельствует о глубокой вере и благочестии предстоятеля Матери всех Церквей и его несомненную веру в Чудо Великой Субботы.)
Писатель Константин Блафра: Вы происходите из многодетной семьи. Как на Вас как на Иерусалимского патриарха сегодня смотрят ваши братья? На маленького Илью, который убежал из деревни, чтобы сегодня стать патриархом Иерусалимским?
Патриарх Феофил: Этот вопрос таков, что насколько кто-то становиться выше, настолько приходит в сознание своего ничтожества, и не приходится думать ему обо всем этом по мирским критериям. Церковь – это служение и следовательно требуется применять большую осторожность. То есть не стоит кому-либо подходить к оценке церковного пути с мирскими мерками и говорить о карьере и т.д..
К. Б. Об этом я говорю с точки зрения духовной. Поскольку для нас мирских люддей, которые живут сегодня в некую эпоху обмирщения, то быть кому-то Иерусалимским Патриархом является неким примером, является предметом гордости.
Патриарх. Является неким предметом гордости, но для того кто назначается на это место, является местом ответственности и очень большой и там он сознает свое ничтожество и низость.
К. Б. Ваше Блаженство, здесь в Греции мы каждый год получаем с Благодатным Огнем благословение, который привозится каждую Пасху, каждую Великую Субботу. Снасчала, я хочу Вас спросить что переживает патриарх, когда входит в Кувуклию Святого Гроба в тот день для получения Огня?
Патриарх: Он чувствует то, что когда ему необходимо совершать какое-либо богослужебное последование, в особенности Божественную Литургию.
К.Б. Что вы скажете тем, которые в Греции оспаривают это Чудо?
Патриарх: Мы не можем заставить людей поверить в Чудо или нет. Это является опытом, опыт который проявляется не в каждом человеке и не выбирается им.
К.Б. Каждый год при совершении его, когда загорается Огонь, мы видим волнение и праздничные декламации в Храме Воскресения. Сам народ – это православные христиане или мусульмане?
Патриарх: Прежде всего это христиане. И не христиане.
К. Б.: Как вы живете при таком всплеске благодати-радости, который для какой-либо западного человека может показаться преувеличением?
Патриарх: Этот взрыв радости является опытом современности и этот всплеск радости является тогда, когда мы говорим: Христос Воскресе!
К. Б. Вы знаете арабский?
Патриарх: Достаточно хорошо.
К. Б.: Это означает, что Вы контактируете с простым народом.
Патриарх: Да, у меня есть возможность служить для арабской паствы.
К. Б. Как арабские люди встречают, которые в последние десять лет стали вести жесткий образ жизни, как они относятся к Вашему присутствию лично, одному из православных клириков между ними?
Патриарх: Они относятся с уважением и почтением. Поскольку они надеются на православное присутствие.
К. Б.: Арабский мир надеется на присутствие Православия?
Патриарх: Потому что он благодарен нашей религиозной традиции. Арабский мир, мусульманский мир тесно связан с православной традицией, и мы видим как арабы, арабы мусульмане гордятся тем, что получили в своё распоряжение самую большую империю с такой великой культурой.
К. Б.: Все эти годы Вы жили в атмосфере многочисленнх заявлений протеста военного характера. Вы когда-либо испугались?
Патриарх : Когда ты служишь в Церкви, то чего бояться?
К. Б. Какой комментарий Вы дадите на знаменитую «войну культур»?
Патриарх: Я не знаю, что существует проблема столкновения культур. Это одно из явлений, которое имеет отношение к Глобализации. И все знают, что такое Глобализация. Она означает изменение личности человека, который является образом Божиим. Целью Глобализации является в точности - человеческую личность, которая является образом Божиим, - чтобы сделать её чем-то иным, иконой кого-то другого...
К. Б. Какое бы пожелание, Вы Ваше Блаженство, хотите адресовать православным грекам, в основном тем грекам, которые нас слушают по Церковному радио?
Патриарх: Пребывайте твердо в Церкви, в самой Церкви, поскольку Церковь- это надежный якорь, безопасная область, где хранится свобода и уважение, которые необходимо заслужить каждому, кто является образом Божиим.
Со дня Воскресения Христова даже и доныне не прекращаются разделения между людьми, и они будут продолжаться до скончания века. Народы разделились на два противоположных лагеря в отношении к Божественной Личности Господа нашего Иисуса Христа. Одни являются Его последователями и учениками, другие сделались Его врагами. Одни верят в Его Божественное пришествие на землю, другие же сомневаются в Его снисхождении к людям и не верят в то, что Он пришел на землю, дабы спасти весь род человеческий.
Очень рекомендуем всем прочесть удивительную книгу греческого архимандрита Саввы (Ахиллеоса) 3. Остаётся только посочувствовать таким людям. В Евангелии есть такие строгие слова: "кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море" (Мф. 18, 16), (Мк. 9, 42). И это на самом деле никакая не строгость, а величайшее милосердие и проявление любви, - оградить других людей от гибели.
Для тех кто испытал схождение Благодатного огня на собственном опыте совсем не нужно доказательств чуда, как хорошо отметил в вышеприведённом интервью блаженнейший патриарх Феофил. О. Савва (Ахиллеос) в своей книге сам отвечает подобным горе-скептикам и "доброхотам": "Что же касается верующих, то они не имеет нужды в доказательствах своей веры, однако мы считаем, что этот рассказ принесёт им некую духовную пользу, так как он укрепит их веру и согреет их сердца любовью к Воскресшему Христу. У теплохладных в вере, у сомневающихся и неверующих откровенный рассказ о. Митрофана, скорее всего, не устранит сомнений. А для ищущих доказательств от разума даже самые бесспорные и неоспоримые свидетельства и факты покажутся неубедительными."
И далее приводим ещё небольшой отрывок из этой небольшой чудесной книги:
"Слева от входа в Храм Воскресения Христова находится колонна с трещиной посредине. Она служит убедительным свидетельством того, что на этом месте когда-то произошло чудо. В 1517 году при Салиме II армяне задумали лишить православных Благодатного Огня, изгнав их из Храма. Тогда на глазах у всех совершилось чудо. Колонна треснула, и из образовавшейся в ней щели появился Благодатный Огонь. Это событие не могли отрицать даже самые непримиримые враги Православия.
Однако неверующий станет рассуждать по своему разуму: "Колонна действительно треснута и черна от дыма, но возможно ли, чтобы от Святого Огня исходил черный дым?"
Бог Всемогущ, а человеку не дано знать советы Божии или постичь Его цели. Бог есть Огонь и Жизнь. Он есть Животворящая Сила. И этою силою Своею Он просвещает и хранит жизнь всякой твари. Светом и Источником жизни является не только Бог Отец (Иак. 1,17). Свет есть и Сын (Ин. 8, 12). Свет есть и Дух Святой, и апостол Павел призывает верующих "ходить во Свете Духа Святого" (Эф. 5, 9). Известно, что Бог Отец являлся не только в виде Огня или в Светлом Облаке, но и в дыме огня. Когда Моисей поднялся на гору Синайскую, чтобы получить скрижали Завета, он услышал "громы и молнии и видел густое облако... Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи..." (Исх. 19, 16-18). Бог не принимает от нас распоряжений, в каком виде Ему явиться. Бог свободен и все происходит по Его Божественной воле. Он и в Колонне Храма Воскресения явился "в огне и в дыме, как дым из печи" во свидетельство верным. На Синайской Горе все и по сей день покрыто черным дымом "от молний", озаривших то место. Почему же Колонне Святогробского Храма не быть закопченной дымом? Неверующий скажет: все это подстроено, чтобы легче было бы обманывать легковерных людей. Но "легковерных" не так уж и мало. К ним относятся миллионы верующих во всем мире. Они верят в Благодатный Огонь, как и верят в то, что из Колонны вышел Благодатный Огонь во свидетельство Истины Православия. Когда совершается служба Благодатного Огня в Великую Субботу, на ней присутствуют все иноверцы: армяне, католики, копты, сирийцы. По логике вещей невозможно предположить, чтобы они соучаствовали в "торговле" и в "обмане". Иноверцы с большим смирением в этот день подходят к Главе Православной Церкви. Они признают его, как представителя истинной православной веры и как Главу Иерусалимской Церкви, первым Епископом и основателем которой был Св. Иаков брат Божий.
Дух покорности выражается на их лицах. Они смиренно воздают Патриарху дань уважения и чести. Только при таких условиях они получают Благодатный Огонь из рук Патриарха. Стоя пред ним на коленях, они целуют его правую руку. Мы бы хотели задать вопрос: возможно ли, чтобы иноверцы покорились лжи? Веками они пребывают непоколебимыми в своих верованиях, так неужели же они покорятся "этим обманщикам, которые разыгрывают всю эту Божественную Комедию, для того чтобы обмануть каких-то 7 - 10 тысяч доверчивых паломников". Отрывок взят из книги одного современного писателя "Святые Места. Торговля верою и соучастие в обмане со Святым Огнем".
Инославные никогда не склоняли свои выи пред догматическими расхождениями, имеющимися между нашими вероучениями. Так неужели бы они покорились в этом единственном случае, если бы сами не удостоверились в истине Благодатного Огня?".
1См. http://www.portal-credo.ru
2Ἀποκλειστική συνέντευξη τοῦ Μακαριωτάτου Πατριάρχου Ἱεροσολύμων κ. Θεόφιλου Γ´ στόν Ραδιοφωνικό Σταθμό τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἐλλάδος
3http://bibliotekar.ru/ogon/ Игорь Доброхотов, "Взгляд скептика".