От Креста
столь многие блага и происходили и происходят
Τοσαύτα αγαθά από του Σταυρού και γέγονε και γίνεται"
Преосвященнейшего митрополита Касторийского г. Серафима
Του Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Καστορίας κ. Σεραφείμ
Святитель Иоанн Златоуст, говоря о Честном Кресте нашего Господа, всемирное воздвижение котрого празднует наша Церковь 13 (27) сентября, пишет о следующих его характерных свойствах: « Крест принес примирение, соделал землю небом, смешал человеков с ангелами, разрушил акрополь смерти, парализовал силу дьявола, лишил силы грех, исвободил землю от заблуждения, вневь принес истину, изгнал демонов… …утвердил Церковь». Это событие нам напоминает, прежде всего, об обретении Креста святой Еленой и первом воздвижении Креста в 4 столетии патриархом Иерусалимским Макарием на амвоне храма Воскресения в Иерусалиме, а затем о втором воздвижении в 629 г., когда император Ираклий возвратил Крест из пленения в Персии.
А. Чем является Крест?
Для христиан он является символом спасения от уз смерти и греха. Единородный Сын Божий и Бог Слово Своей сметью упразднил «силу имеющего державу смерти, то есть дьявола»[1], воссоздал человеческий род и привел к изначальной красоте, даруя даже свободу и возможность наследовать жизнь вечную. Посему то он и стал:
- Символом самым дорогим и любимым,
- Прочной и неразрушимой стеной,
- Оружием нерукотворным,
- безопасностью для богатых,
- богатством для бедных,
- оржием для ведущих брань,
- отложением страстей,
- созиданием добродетели,
- знамением чудным и необычайным.[2]
Вот почему его и почитает наша Церковь как символ великой жертвы Христа, от которого проистекает благодать, освящение и спасение людей. Вот почему Его лобызают с почтением и Ему поклоняются как знамению Сына Человеческого[3], который таинственно и неизреченно восприял благодать и силу Распявшегося Господа, но и как подножйю Его наг. Как об этом поет пророк Давид: «Возносите Господа Бога нашего и поклняйтеся подножию ног Его, яко свято есть».[4]
B. Честь Креста.
Само начало почитания Честого и Животворящего Креста теряется во глубине веков. Нам оно передается уже из времен апостольских. Крест, как писал золотой соловей Церкви святитель Иоанн Златоуст, «является желанием Отца, славой Сына, радование Святого Духа, похвала апостола Павла»[5], который в послании к Галатам написал: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира».[6]
Кресту Христову воздает почтение апостол Петр, который умоляет палачей, говоря: «Я не достоин того, чтобы меня вы рапинали прямо стоящим, как моего Христа. Он был так распят для того, чтобы взирать на землю, поскольку Он нисходит во ад, чтобы освободить души тех, которые нам находились. Но меня же распните головой вниз, чтобы я взирал на небо, куда мне предстоит пойти».[7]
Он привел апостола Андрея, первозванного ученика, в великую радость, который воскликнул с трепетом и волнением: «Радуйся, Кресте, который освятился телом Христа и Его частями как жемчугом украшенный! Прежде пригвождения на тебе моего Господа, ты был страшным для людей. Но теперь все верные знают, какова благодать почивает на тебе. Бесстрашно и радуясь о тебе, я приближаюсь к тебе. Охотно приими меня и ты, ученика распятого Христа ... О, блаженный и превожделенный кресте, возьми меня от людей и предаждь моему Учителю».[8]
Его как символ освящения и благодати использует наша Святая Церковь с древнейших времен. Один из величайших апологетов Тертуллиан пишет: «Везде, где бы нам не пришлось оказаться, и чтобы то нам ни пришлось начать, когда мы начинаем и делаем, когда мы снимаем нашу обувь, кода мы моемся, когда едим, когда мы возжигаем светильник, когда мы ложимся в кровать, когда мы сидим на стуле, когда ведем беседу, мы полагаем на наше чело знамение креста».[9]
III. Те, кто носят Крест Христов на своей груди с момента своего возрождения в купели Крещения Крест Христов, обязательно необходимо приять его дары и жить по заповедям Христа Спасителя.
Тот, кто носит Крест Христов, тому нам следует указывать на ведение нашей борьбы за личную святость, за то, чтобы возгосподствовали мир и праведность, ради того, чтобы явилась любовь и кротость, благая деятельность и жертвенность. Непросто, а в особенноси в наше время, быть кому-то носителем креста, поскольку подвиг каждого христианина является благородным, спокойным, посреде гонений и печали, является освободительным, мужественным и преисполненым терпения. Крестоносец не вспыхивает, не бесчинсвует, не грабит, но только приносит, жертвует собой, делает все ади спасения других, он следует по пути самого первого крестоносца Иисуса Христа, согласуется с живым опытом апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по кайней мере некоторых»[10].
Если усилить несколько все выше сказаные слова, то Крест для каждого из нас становится «хранителем в ночи, башней во дни, во тьме поводырем, при унынии и печали увеселением души, в скушениях помощью, в опасностях спасителем, в скорби утешителем, в нуждах защитник, в мире управитель, в бедствиях помощь».[11]
Кресте Христов спаси нас силою твоею!
http://www.imkastorias.gr/
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016г.
[1] Евр. 2, 14
[2] ΕΠΕ 26,99
[3] Мф. 24, 30
[4] Пс. 99, 5
[5] ΕΠΕ 26,99
[6] Гал. 7, 14
[7] Ιερά Μονή Παρακλήτου, «Το σημείο του Σταυρού», Ωρωπός Αττικής 1998, σελ. 6
[8] Там же
[9] Там же.
[10] 1 Кор. 9, 22
[11] Αγίου Ανδρέα Κρήτης, «Λόγος Ι’ – Εις την παγκόσμιον Ύψωσιν του τιμίου και ζωοποιού σταυρού», PG 97,1021