27/14 января 2009г. Русская Православная Церковь обрела своего шестнадцатого предстоятеля в лице Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского.
Поздравляем
Сотрудники и читатели нашего сайта выражают свои теплые поздравления Его Высокопреосвященству, митрополиту Смоленскому и Калининградского в связи с его избранием Поместным собором РПЦ Святейшим патриархом Московским и всея Руси и молитвенно ему желают здравия, многих лет жизни, а самое главное - «право править слово истины». Именно об этом за Божественной Литургией, после таинственного преложения-пресуществления евхаристических Даров в истинные Плоть и Кровь воплощенного, распятого и в третий день воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, молятся все чада поместной Церкви, поминая имя ее предстоятеля. Христос- единственная глава Церкви, а предстоятели-епископы являются раздаятелями божественной благодати, «передават частицу священного света»1, согласно мысли свмч. Дионисия Ареопагита.
Интронизация Его Высокопреосвященства во Святейшего Патриарха Московского и всея Руси состоится в первый воскресный день после избрания 1 февраля/19 января. Этот воскресный день совпадает с памятью двух величайших Святых Вселенского Православия: прп. Макария Великого и свт. Марка Евгеника, митрополита Эфесского и исповедника.
Свт. Марк Евгеник, митрополит Эфесский и прп. Макарий Великий
Православное чутье не может не ощущать и не видеть в этом, казалось бы, простом совпадении и особого промысла Божия, который заключается и в том, чтобы новому Святейшему патриарху Московскому и всея Руси указать на главные ориентиры его первосвятительского служения: чистота православной веры, защита Православия и аскетический подвиг, которые создают непоколебимый фундамент для разносторонней богоугодной деятельности.
В связи с этим мы не можем не вспомнить исповеднического служения свт. Марка, который воспринял свое святительское служение буквально накануне отъезда делегации Православной Церкви во Флоренцию. И именно там, когда шли напряженные переговоры о соединении церквей, святитель Марк явил все наилучшие ему данные от Бога качества: высочайший интеллект, рассудительность, знание, любовь и исповедничество. Кстати говоря Марк Сиропул, который вел историческую запись всех событий, указывал на такую черту свт. Марка как безупречность в духовной жизни, достижение им бесстрастия, а потому и совершенное бесстрашие при защите догматов апостольской православной веры. Его уму и аргументам, как замечает Марк Сиропул, не могли противостоять и ученые римо-католики. Эти качества вызвали зависть некоторых православных членов к достоинствам и качествам свт.Марка. Непримиримым врагом Эфесского митрополита на почве зависти стал другой выдающийся иерарх и образованнейший муж митрополит Никейский Виссарион. В конечном итоге именно эта страсть перородила его из православного иерарха сначала в сочувствующего литинянам и защитником некоторых их новшеств, а затем сторонником компромиссной унии, и изменником Православия. Однако и то подавляющее большинство православной делегации, которое подчинилось давлению папы Евгения и императора Иоанна Палеолога и подписало позорную унию с признанием папского главенства и остальных догматических нововведений Римо-Католической церкви, не сломило стойкости свт. Марка. При этом некоторые «православные», испытывая неприязнь к Святителю, стали применять шантаж и оказывать на свт. Марка психологическое давление, называя его умалишенным. Но каково было разочарование Римского папы Евгения, который не увидел на итоговом документе унии подписи свт. Марка. Он с глубоким разочарованием сказал: «Мы ничего не сделали».
Наша Православная Церковь является церковью Святых, которые после Великой Схизмы 1054г. однозначно выражали отношение в Римо-Католической церкви не только как в раскольнической, но и еретической, а значит отпавшей от Единой, Святой, Соборной и Апстольской Церкви и лишенной спасительной благодати. Прекрасным выражением этого общецерковного отношения к латинству являются слова свт. Марка Эфесского в его знаменитом послании « Всем находящимся на материке и на островах православным христианам»:
«Если же латиняне ничем не отклоняются от правой веры, то, повидимому, мы напрасно их отсекаем; но еслиони совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого – величайшая из всех опасностей, то ясно – что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков. Почему же и миром мы помазываем их, которые от них приходят к нам? - Не ясно ли – как еретиков?»2
И сегодня, спустя уже после многих десятилетий проведения богословского диалога с Римо-Католической церковью, мы вправе вместе со свт. Марком Эфесским вопросить тех православных иерархов, которые признают латинян за Церковь и вписывают это свое мнение в официальные документы нашей поместной Церкви: «Слышал ли, что они уклонились нетолько в обычаи, но и догматы, чуждые православным (а то, что чуждо православным, конечно – еретическое учение), и что, по канонам, они должны быть оглашены и присоединены к Православию? Если же надлежит огласить, то, ясно, что – и миом помазать. Откуда же они внезапно представились нам православными,те, которые в течение столького времени и по суждению таковых великих отцов и Учителей считались еретиками? Кто их так легко «сделал» православными? - золото, если пожелаешь признать правду, и твоя жажда наживы; лучше же сказать – не их сделала православными, а тебя сделала подобным им и отвела в удел еретиков».3
И эти крайне важные экклезиологические воззрения свт. Марка, являясь, мы это подчеркиваем особо, не личным мнением, а учением Церкви, необходимо тщательно оберегать и отстаивать именно сегодня, когда после принятия в Равенне Смешанной Богословской Комиссией итогового документа с размытой экклезиологией и сомнительными выводами, возникла реальная угроза для исчезновения Православной Церкви. Поэтому в современной ситуации новому Патриарху крайне важно в первую очередь исполнять свое первоочередное служение защитника Православной веры.
Сегодня часто говорится о церковном единстве. Но чаще всего оно представляется людьми как чисто внешнее формально-административное подчинение предстоятелю Церкви. Но этого недостаточно. В первую очередь необходимо стремиться к онтологическому единству во Христе, «единству духа в союзе мира»(Еф.4,3), которое осуществляется при искреннем и ревностном стремлении жить православно и мыслить православно. Последнее имеет первостепенную важность. И об этом свидетельствует «богоглаголивая уста», «Православия светильниче и церкви утверждение» свт. Григорий Палама, который для свт. Марка служил образцом: «Люди, не пребывающие в истине не принадлежат Церкви Христовой; и это тем более истинно, если они лгут о себе, называя себя и слывя пастырями и архипастырями; ибо мы научены, что христианство определяется не внешними проявлениями, а истинной и точной верой». 4
1свмч. дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. СПб. 2008, О священной иерархии, с. 333
2Цит. по Архимандрит Амвросий Погодин. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М. Сирин. 1994, 333
3Там же, с. 334
4Цит. по Георгий Мандзаридис. Обожение человека. СТСЛ. 2003, с. 55