Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Радуйся Кресте всеми поклоняемый

«Χαίρε, Σταυρέ

τοίς πάσι σεβάσμιε»!

 

14/27 сентября мы совершаем праздник Воздвижения Животворящего Креста. По причине столь великого праздника предыдущая Неделя (Воскресный день), Неделя до Воздвижения, а также и последующий за праздником Воздвижения Воскресный день (Неделя по Воздвижении)имеют некий оттенок праздника Воздвижения. Да и священные песнопения и священное чтение этих дней имеют тот же оттенок, так что сентябрь можно назвать месяцем Креста.

Официальным празднованием этого торжества мы выражаем наше благоговение ко Кресту Христову. Для нас верных христиан Крест является предметом всеобщего поклонения. «Радуйся, Кресте, всеми поклоняемый», поем мы в похвалах Кресту. Радуйся, честный Кресте, ты еси тот, кому поклоняются все христиане.

Когда то Крест был позорным орудием, символом наказания и ужаса, орудием крайне жестокой и бесчестной смерти. Однако с того времени, как Богочеловек Господь излил на Кресте Свою честную Кровь, он преобразился. Он стал молнией и светом, знамением христианства, ограждением и защитой его, достославным украшением и действенным его оружием, символом жизни и победы.

 

Верные христиане с благоговением лобзают «треблаженное древо», поскольку на нем «распростреся» Христос, «царь славы». «О крестное древо! - восклицает в своем толковании на священное песнопение Крест честному прп. Никодим Святогорец,-Ты во-истину достоин всяческого ублажения, поскольку на тебе распростерты были руки и ноги и все тело сладчайшего Иисуса Христа, царя веков и Господа всего сущего и тобою ниспал изнемогающий труп несчастного дьявола».

Крест Христов «достоин многого ублажания», поскольку он является вечным символом любви Бога к человеку, символом уникальной жертвы Божественного Искупления, которая очистила грехи всего мира и даровала людям спасение.

Отметим, что верные христиане с благоговением лобызают окровавленный Крест Христов. Потому что на нем Начальник нашей веры упразднил «имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2, 14) Он одержал победу над властью диавола и смертью. И как царь, который одерживает победу над каким-то врагом, высоко  водружает оружие врага для того, чтобы разгласить о победе над ним, тчоно также и Христос - поскольку Он победил диавола, то «Он вознес на самый верх креста все его оружие, смерть, проклятие», дабы узрели все Его трофей; и ангелы, которые пребывают на небесах и люди, которые обитают на земли долу, и лукавые демоны, над которыми одержана победа, замечает свт. Иоанн Златоуст.

Так, Крест Христов, продолжает далее златостоустый Отец Церкви, стал основанием великого благословения для человеческого рода, смертоносным ударом для дьявола, уздой для демонов, намордником для демонских сил. Он упразднил смерть, сотряс медные врата Ада...разорвал узы греха...стал «очищением для вселенной», отверз врата небесные, «соделал ненавистников друзьями, возвел на небо, возсел одесную престола в нашей природе».

Достопоклоняемый Крест Христов это непобедимое оружие христиан, хранитель вселенной, утверждение верных. Он благодатно запечатлевает все наши поступки в этой жизни, освящает нас на нашем теле, освящает крыши наших домов с голубого  неба, подает надежду воскресения лежащим в гробах, он распростирается между небом и адом и соединяет человека с Богом.

Враги же Креста Христова достойны слез, как и дьявол, поскольку их концом станет уничтожение и вечные муки. Потому что они служат и поклоняются своему чреву как Богу и считают, что их поступки, приносящие им позор, являются славой. Потому что они имеют нрав достойный геенны огненной (Филип. 3, 18-19). К сожалению есть и такие враги Креста Христова, которые его попирают - это лжесвидетели Иеговы, которые с ним ведут борьбу и поносят его.

Давайте будем посвящать себя Распятому за нас и жить как Он хочет; жизнью посвященной Ему и любовью к Нему, Который нас настолько возлюбил. Последуем за Господом «куда бы Он ни пошел» (Апок. 14, 4), подъемля с радостью наш собственный крест. И когда мы увидим в руках священника, благоговейно служащего, возносимый  Крест Христов, мы ему с благоговением поклонимся, в молитве соединяя наш голос с голосами певцов и воспевая: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

 

 

 

 

Удовлетворение Божественному правосудию?

Ικανοποίηση

 θείας

 δικαιοσύνης;

В самой середине сентября месяца располагается насажденное древо жизни, честной Крест Христос. Праздник Воздвижения, поскольку он возвышенно располагается между двумя Воскресными днями, то он во-первых, предвозвещается, а во-вторых охраняет и обновляет память о нем, занимая значительную часть месяца.

Этот день является второй Великой Пятницей («равен святой великой Пятнице»), поэтому он сопровождается строжайшим постом, евангельское же чтение нас переносит на Голгофу, описывая нам смерть Господа на Кресте.

Великий праздник нам дает повод для более глубокого исследования непостижимой глубины этого таинства смерти, которое стало источником жизни и счастью для всего мира.

 

Крест это таинство

Ο Σταυρός είναι μυστήριο

 

 

Никто из людей, какой бы он мудрый ни был, никто из богословов,какие бы они ни были вдохновенными и имеющими духовное расположение, не смогли бы и не смогут полностью раскрыть и объяснить смысл смерти Господа на Кресте. Крест является таинством и им же будет оставаться. Богословские подходы для постижения его, которые временами и предпринимаются, являют лишь некоторые стороны этого уникального события, однако сама суть крестной смерти, ее сердцевина, всегда остаются непостижимыми для человеческого ума. Всякой богословское приближение ко Кресту, для того чтобы оно оставалось в пределах истины, требует сохранения и указания на него как на таинство. И в какой большей степени богословие постигает суть его смыслов, настолько в большей степени следует проявлять трепет к непостижимости этого таинства. Богослов, постигая таинство Креста, должен переместиться в пустыню горы Синай, и ему необходимо там пребывать  в страхе с пророком Моисеем подле горящей и несгораемой купины. Находясь там, всякий раз, когда его рассудочное богословское любопытство будет понуждать подойти ближе к пламени, он будет слышать воспрещающий глас Бога: «Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3, 5) Не приближайся! Если же ты приблизишься к пламени, то ты сгоришь вместе со своими теориями. Сними обувь с ног твоих. Место на котором ты стоишь священно.

Да! «Сними обувь с ног твоих!» То есть перемени привычный для тебя образ исследования и понимания. Прояви почтение к таинству.

Так богословстововали Отцы Церкви, обладая именно таким мышлением. С благоговением и священным страхом они постигали таинство Креста. Сам величайший богослов свт. Григорий Назианзин в одном из своих самых глубоких богословских озарений, которым он был просвещен касательно сложности в постижении знамения таинства Креста Христова, когда он вполне ясно указал на непостижимость богословских вопросов и дал их принципиальное разрешения, актуальное и для наших дней, то он их заклел в такой фразе: «А большее да будет почтено молчанием»[1] (На Святую Пасху, Είς  τόν άγιον Πάσχα, P.G. 36, 65)!

Святитель предпочел молчать, нежели  идти по скользким путям заблуждния.  Тем самым он указал на меру и на образ истинного богословия. На протяжении последующих столетий это безошибочное правило не всегда уважалось. Некоторые  дерзко шли далее (а точнее сказать: весьма нахально)там, куда не только не следует двигаться, но при этом не имели и достаточного умственного багажа.

В своих стремлениях разъяснить таинство Креста, они его злословили, и вместо того, чтобы оказать помощь, они создавали путаницу, что в некоторых случаях доказывало опасность и вред подобных подходов.

Одним из самых характерных и опаснейших богословских покушений на это величайшие таинство Креста является мысль об «удовлетворении Божественному правосудию».

Эта теория была развита в 11 столетии одним из корифеев римо-католического богословия и отца так называемого схоластического богословия Ансельмом, епископом Кентерберийским. Эта теория оказала свое влияние и на Православие, куда она была перенесена преимущественно в эпоху турецкого пленения.

что это за теория и как она повлияла на греческое богословие мы это увидим в нашей  следующей статье.

 

 

 

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2013год.

 

 

Иточник: периодическое издание одноименного органа «Братства богословов» «Ο ΣΩΤΗΡ»  έτος 54ο - 1 καί 15 Σεπτεμβρίου 2013 - Τεύχος 2073

                                              



[1]  ...καί τά πλείω σιγή  σεβέσθω.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События