Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

 

Свт. Григорий Палама и исихасты

Ο Άγιος Γρηγόριος ο Παλαμάς και οι Ησυχαστές

Павел Муктарудис, богослов

Πάυλου Μουκταρούδη, θεολόγου

2-е Воскресенье Великого поста посвящается памяти свт. Григория Паламы, монаху-исихасту Святой Горы Афон, а затем ставшему архиепископом Фессалоникийским

Свт. Григорий защищал монахов-безмолвников, исихастов Святой Горы Афон, которых высмеивал и вел с ними целую войну выразитель духа Западной Церкви монах Варлаам из Калабрии, области в Южной Италии. Свт. Григорий Палама, когда он своим словом защищал монахов, он изложил православную веру относительно Бога и образа приближения к Нему и вхождения в общение с Ним человека, описав что это означает, поскольку это составляет спасение человека.

Поскольку если изменять веру, пусть даже на одной йоту, неизбежно приводит к изменению и жизнь «во Христе», а тогда совершенно тщетными, напрасными становятся поиски человеком спасения.

 

Запад.

Тем, кто исказил истинную веру Церкви является Западная Церковью. Каковы же ее основные отличия от Православия? Наиглавнейшей характеристикой и особенностью Запада является интеллектуализм. Православная Церковь имеет в качестве источника веры связь человека с Богом. Первый — это Бог, а потом — это человек. Апостолы говорили: «И в нас прославился Дух Святой». «И в нас» относится к Апостолам, которые последовали Духу Святому. Православная Церковь стремится приблизиться и войти в таинство Бога, живя жизнью Христа настолько, насколько это возможно для человека, соответственно степени общения с Богом, внутреннему очищению человека и степенью благодати, которую он воспримет от Бога. В то время как западное христианство стремится приблизится к Богу интеллектуально, с помощью человеческой логики и естественного знания. Оно не ставит в поле своего зрения Божественную благодать. Однако таинство Бога «превыше разума»1. Как же может рассудок к нему приблизится?

Монах Варлаам осуждал исихастов Святой Горы, которые для того, чтобы приблизится к Богу вели борьбу за очищение души с помощью непрерывной молитвы, дабы в нее вселилась боготворящая благодать Святого Духа, тем самым чтобы ее задействовать, как он говорил благодать и это стало традицией Церкви: «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят»2. Эта традиция была чужда для Запада и ему не известна. Поэтому в своих прениях со свт. Григорием Варлаам, который выражал дух Запада, утверждал, что насколько человек преуспевает в знании, книжности, философии, в такой же мере он познает и Бога, настолько он становится близок к Нему. Суть всего находится в интеллекте, разуме, а не в «очищении сердца», как сказал Христос. Свт. Григорий Палама не согласился с ним, потому что кроме всего прочего Варлаам тем самым оставил вне спасения малограмотных и неграмотных.

 

Свт. Григорий и исихасты

Кто такие были исихасты? Это были те, которые в своей жизни стремились жить в «тишине, безмолвии», что вовсе не является каким-то простым бегством от внешнего шума, впечатлений. Такое безмолвие-исихию легко найти, если удалиться от мира, людей. Трудность и сложность для человека составляет достижение им внутреннего безмолвия, поскольку оно теряется из-за внутреннего смущения, которые создаются: мирским мышлением и сообразованием с ним своего ума, житейские попечения, желание и стремление к приобретению богатства и многочисленных благ, плотские помыслы, которые «рождаются в сердце сынов и дочерей» (Евагрий), сладострастные порывы, главным образом склонность ко греху. Все они создают в человеке «внутреннее безрассудство» и смятение. Когда же они пресечены, тогда в сердце входит благодать Святого Духа, который успокаивает человека и тогда он обретает исихию-безмолвие.

Для того чтобы в человеке родилось стремление к безмолвию требуется аскетический подвиг и борьба по отношению ко всему, что составляет ветхого человека, дабы стать христианином, воином Христа «невещественным и безпопечительным», «бесстрастным по отношению ко всякому пожеланию» и необходимо «возложить все упование на Господа». Его жизнь должна превратиться в непрерывную молитву и пребывание Христа в его сердце, которое и приносит истинный плод исихии-безмолвия. Тот, кто восприимет это состояние, называется исихастом. Это состояние человека до грехопадения, его жизни еще в раю.

Уже с первых веков христианства существовали исихасты, которые своим образом жизни на века запечатлели характерные особенности духовной жизни. Они оставляли города и «создавали города в пустыни», вовсе не для того, чтобы отвернуться от мира, людей, но чтобы всецело устремить свое внимание к Богу. Проблемы мира они возлагали на престол Божий и своими молитвами неоднократно останавливали бездождье, землетрясения, войны, тяжелые эпидемии и многое другое. Прп. Антоний Великий, например, «утвердил вселенную своими молитвами», как поет наша Церковь.

Этих то людей и осуждал и высмеивал Варлаам, потому что он сам не имел опыта подвижнической жизни и непрестанной молитвы. «Рассуждающий о божественных вещах»3, как его называет свт. Григорий Палама, то есть для Варлаама Бог был предметом рассуждений, некой идеей, в то время как исихасты «выстрадали божественное». Для них Бог был личностью, с которой они стремились «претерпевая страдания» самым теснейшим образом соединиться. Подвижнической жизнью и «вкушением» Креста, «они отдали кровь, чтобы принять Дух». Варлаам считал исихастов праздными, бездельниками. Но какие дела мира сего смогли возвести человека на небо и соделать его Богом «по благодати»4? Никакие. В то время как «праздные» исихасты это совершили, сделали. Поэтому, как говорит свт. Григорий Палама, безмолвие является «превыше всякого действования» (πέρ πάσαν νέργειαν), потому что она «соделала» обожение.

Эта «праздность» - непрестанная молитва, «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Благодаря своей краткости она оказывает помощь уму сосредоточится в сердце и всецело устремиться к Богу. С перенесением ума в сердце молитва становится оружием на дьявола. Эта молитва становилась для исихастов «жизнью», и она их соединяла, пусть даже они и занимались какими-то иными телесными трудами. Поэтому молитва была чем-то важным в их жизни, скорее всего даже самой их жизнью, и никакой физический труд не препятствовал их уму пребывать в непрестанной молитве. Как для человека в раю, еще до его грехопадения, его жизнь состояла в непрерывной связи и общении с Богом, так в это же состояние вновь возвращались, по мере сил, и исихасты. Они стремились к тому, чтобы увидеть нетварный Свет свт. Григорий называет ипостасным, то есть он является не просто чувственным озарением, но неким «воипостасным»5 светом, светом «в личности»6. И этим лицом, личностью был Иисус Христос.

Как отмечает свт. Григорий, «когда молитва совершается чистым умом (ум уходит от всего чувственного), он выходит из молитвы, исполняется теплоты, словно он имеет в себе огонь (божественный огонь благодати). Я думаю, - замечает он, - что капли пота, которые истекали из лица Господа во время Его усиленной молитвы в Гефсимании, были следствием внутренней теплоты молитвы».

 

Свт. Григорий говорил, что исихасты реально осуществляли заповедь блаженства Господа: «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И Господь обещал, что Он Сам «вселится в них и будет ходить в них» (2 Кор. 6, 16). Тем, которые Его истинно возлюбили, Он дал обещание, что Он придет со Своим Отцом и «пребудет» в их сердцах.

Исихасты-безмолвники в своей жизни жили Предание Церкви о том, что человек через очищение себя от страстей приближается к Богу и обоживается, а это обожение является его спасением.

Сегодня, когда люди ощущают свое крайнее переутомление из-за внешнего и внутреннего шума, весть свт. Григория Паламы и исихастов-безмолвников весьма актуальна.

Обратим свое внимание на самих себя, возвратимся в самих себя, для собирания, для самососредоточения, для поиска Бога, для соединения и общения с Ним. И мы ощутим подле Него наш покой, который Он обещал нам дать: «И Аз упокою вы».

 

Источник: Παύλου Μουκταρούδη, θεολόγου, «Διήρχετο δια των σπορίμων», τ. Β΄.εκδ. Ι.Μητροπόλεως Λεμεσού

 

© Перевод «Православного Апологета» 2012г.

1« πέρ λόγον»

2Мф. 5, 8

3 Διενοείτο τα θεία

4«κατά χάριν» Θεό

5«νυπόστατο»

6«ν προσώπω»

 



Подписка на новости

Последние обновления

События