6/ 19. 12память преставления святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Некоторые чудеса свт. Николая,
архиепископа Мир Ликийского1
Предлагаемые описания чудес свт. Николая, являются реконструированными и восстановленными на основании древних греческих рукописей жития свт. Николая, хранящихся в разных странах мира. Этот титанический труд был предпринят с целью выявить подлинные географические наименования и исторические имена, упоминаемые в Житии, которые, порой, до неузнваемости были изменены славянскими переписчиками. Проделанный православными учеными труд позволяет рассматривать Житие свт. Николая как серьезный и важный исторический памятник, а не как произведение народного фольклора и некое мифотворчество. Все чудеса имели место быть как реальные и бесспорные факты.
Сосуд Артемиды
Вскоре после блаженной кончины свт. Николая со всех концов земли благочестивые люди стремились прийти в Миры Ликийские к его святочтимым мощам — неиссякаемому источнику Божественной благодати. Начнем повествование о чудесах дивного архиерея Христова с древнейшего из его посмертных деяний.
В греческих поселениях при устье реки Танаиса2 жили богобоязненные мужи. Погрузив на корабль провизию, необходимую для дальнего странствия, паломники собрались плыть в Ликию. Они решили отправиться в Миры на поклонение мироточивой и целительной раке свт. Николая. Но дьявол мечтал отомстить верному служителю Живоначальной Троицы за то, что он его посрамил, разрушив капище Артемиды до самого основания. Дух зла, лишенный чудотворцем своего обиталища, задумал уничтожить останки прославленного архипастыря вместе с его храмом. Когда корабль готовился к плаванью, коварный бес принял облик благочестивой женщины, явился к паломникам и стал их просить:
-
Молю вас отвести мое пожертвование к могиле святого. Сжальтесь над моей немощью, ведь болезнь не позволяет мне отправиться с вами в Миры. Прошу вас налить елей из моего сосуда в горящие у мощей архиерея лампады.
Поскольку злопамятный бес не в силах был навредить богоблаженному Николаю в течение всей жизни святого, он вознамерился отомстить святочтимому иерарху после его погребения и вручил путешественникам свое коварное подношение
Не подозревая о кознях сатаны, танаисяне взяли сосуд и отплыли на корабле в Ликию. После первого дня благополучного пути, с наступлением ночи великий заступник явился во сне одному из плывших на судне людей, указал на сосуд, принесенный демоном,и произнес:
- Когда проснешься, брось его в морскую пучину!
Утром мореплаватель поведал своим спутникам о явлении добропобедного архиерея. Поверив рассказу об удивительном видении, путешественники беспрекословно исполнили повеление богоносного владыки.
Но как только они швырнули за борт сосуд, мрачное дно обнажилось, огромное пламя с темным дымом взвилось до самого неба, а воздух наполнился мерзким зловонным запахом. Затем волны вспеленились, стали бурлить, и из них во все стороны посыпались брызги, подобные огненным искрам.
Смертельный ужас объял путников. Вихрь с невиданной силой обрушился на корабль. Судно опасно кренилось — оно могло вот — вот утонуть. Моряки уж не пытались управлять его рулем и парусами. Казалось, что танаисян уже никто не сможет спасти. И тут святой Николай предстал перед странниками и быстро избавил их от страшной беды. Ибо едва лишь корабль отошел от опасного водоворота, буря затихла, и радость наполнила души людей. Паломники осознали, сколь страшной демонской силой был наделен сосуд, отосланный бесом ко гробу любимого чудотворца, и стали благодарить Боа и великодушного святителя Николая за свое удивительно спасение.
Святитель Николай возвращает варвару похищенную подать
Прошло лишь одно столетие со времени погребения светоча Христова, а слава3 его уже пошла до южных берегов Средиземного мор, где готские племена, захватили Ливию и основали в Африке свое государство.4 Эта держава быстро окрепла, и ее войско стало на кораблях совершать набеги на итальянские земли. Жестокие варвары грабили и предавали огню Калабрийские города и селения, убивали и уводили в рабство их жителей.
Во время одного из таких набегов варвар вошел в дом зристианина и увидел в нем очень красивый образ Мирликийского архиепископа Николая, писанный на золотом фоне. Невежественный муж не знал, кто изображен на иконе, однако она очень ему понравилась. Варвар тайком положил образ за пазуху и отправился к заключенным в оковы пленникам, чтобы узнать, чей лик так благолепно написан художником.
Увидев похищенную святыню в руках безбожного человека, христиане сильно огорчились и со слезами на глазах сказали ему:
— Это прекрасный образ преподобного Николая, которого Бог наделил великим даром творить дивные чудеса. Несомненно, святой продолжает совершать их и после своей смерти и погребения.
Варвар тотчас спрятал икону. Он, опасаясь алчных собратьев по грабежу, не рассказал им о столь необычном трофее и о могуществе прославленного иерарха.
Поверив словам христиан о дивной помощи от иерарха, варвар отправился в путь, даже не заперев дверь в своей лавке. Во время поездки он совсем не беспокоился о деньгах и вещах, находившихся там, поскольку считал, что приставив охранять мытницу нажеднейшего из сторожей.
Пока варвар путешествовал, грабители незаметно вынесли из его лавки всю собранную им подать. Один лишь образ святителя Николая по промыслу Божьему остался на притолке. Так поступил Господь, ибо хотел прославить Своего верного служителя на африканской земле и показать сколь дивным даром чудотворений наделен свыше Его великий избранник.
— Николай! Поручил тебе охранять мо лавку. Хорошем ж ты сторожем оказался! Зачем ты так наказал меня? Варвар схватил ремень и начал сечь икону, грозя архиерею Божьему:
— Если ты не вернешь мне подать, продам твой образ огню. Так дерзок был непросвященный варвар, однако Всеблаго и Всеправедный Господь не покарал его за надругательство над святыней. Десница Отца, милосердие и Бога всякое утешеие (2Кор. 1, 3) простерлась над неразумнвым язычником, дабы благодаря благодушному предстательству заботливого Николая спасти безбожного человека и привести ко Христу.
-
Вскоре войско вандалов вернулись с богатой добычей и множеством пленников в Африку. Вместе с войском возвратился домой и варвар, укравший образ святого. Он был сборщиком подати и у себя на родине решил использовать чудотворца для охраны мытной лавки. Намереваясь отлучиться из города, варвар поставил икону на притолоку внутри помещения, где лежала взысканная им подать: золото, серебро и ворох разнообразных одеяний, и обратился к образу чудотворца:
-
— Николай, я поручаю тебе охранять мою мытницу.
-
-
Когда варвар вернулся из странствия, он ожидал найти в мытнице всю собранную подать целой и невредимой, нолавка оказалась совершенно пустой — в ней не осталось ничего, кроме иконы. От отчаяни мытарь рвал свою броду, плакал и в сильном унынии поворял:
-
— Ох, как я ошибся! Что я, несчастный наделал? Поверив могуществу Николая я себя погубил! Варвар повернулся к двери и вдруг увидел икону на том месте, где поставил ее, отправляясь в путь. Он с гневом посмотрел на образ святителя и обратился к нему точно к живому:
-
-
-
Немедля верный служитель Божий с неистощимым радением явился к призренным ворам, делившими украденное ими золото, серебро и одежды. Он предстал перед разбойниками и грозно воскликнул:
-
-
Жалкие, несчастные люди, вы совершили злое дело! Я своими газами видел, как вы по наущению сатаны грабили лавку и посему доподлинно знаю, сколько добра вами похищено. Мытница находилась под моим надзором, и из-зи вас мой образ подвергля жестокому бичеванию. Если вы не хотите погибнуть, верните назад все вами украденное и ступуйте с миром. Но если вы не послушаетеся меня, то я объявлю о вашем престплении, вас предадут смерти.
-
Разбойники разумели, что не смогли скрыть содеянного, ибо пришедший к ним человек каким-то образом видел, как они грабили мытницу. Их охватил страх и, надеясь избежать казни, воры решили вернуть похищенные ценности. Перед полуночью, когда горожане уснули, разбойники скрытно перенесли в лавку украденное ими золото, серебро и одежды.
Утром сборщик налогов проснулся и сразу отправился в мытницу. С неописуемым удивлением варвар нашил в ней всю исчезнувшую подать. Он заплакал от радости и, поразмыслив, понял, кто спас ег от разорения и позора. Варвар стал целовать икону и восклицать:
-
-
О святой Николай! Великодушный и сострадательный, раб Бога Всевышнего. Как я тебя поносил, а ты меня простил! Я жестоко тебя остерегал, а ты меня пожалел и явил мне, варвару и язычнику, предивное чуду, я убежден, что не только ради меня, неразумного человека, ты готов сотворить столь великую милость, но спешишь ко всем, кто призывает тебя в различных нуждах. Поэтому, о святой, я отныне верю во Христа и почитаю тебя своим скорым помощником и заступником!
-
Затем он отправился к епископу и рассказал ему о необычном деянии достославного Николая. Владыко, видя горячую верю варвара огласил и крестил мытаря, его жену и всех домочадцев. Сборщик подати возвел на собственные средства храм в честь Мирликийского архипастыря, где по окончании привременной жизни он его семья были погребены. Вслед за ним многие некрещенные соплеменники варвара щедро украшали дарами, построенный им храм и призывали человеколюбивого иерарха Христова оказать им покровительства.
Такова удивительная история, благодаря которой в Африке стало известно о великом чудотворце Николае. Так, год за годом, распространялась и возрастала слава присноблаженного святителя
Святой Николай наказывает арабского адмирала Хумайда за святотатство
ННа протяжении многих столетий мироточивые мощи архиепископа Николая покоились в византийской земле в Мирах, где от них, по благодати, дарованной Богом, проистекало множество дивных чудес. Однако, спустя пять веков после блаженной кончины иерарха Христова возникла угроза утраты его святочтимых останков. Все побережье Северной Африки, Египет, Палестина и Сирия подпали под власть халифата. Набеги арабов на Римскую империю (Византию) сделались частыми и очень опасными. Варвары грабили и убивали христиан, разрушали храмы и оскверняли святыни. Слух о могуществе знаменитого чудотворца и неизменной помощи христолюбивым людям от его мощей порождал коварные умыслы в сердцах иноверцев. Римский хронист Феофан поведал миру об одном из разбойных набегов арабов на остров Родос и родину Николая — Ликию.5
В сентябре 807г. Халиф Харун ар-Рашид6 послал свой флот против Родоса. Его адмирал Хумайд ибн Маюф внезапно напал на остров и сильно опустошил побережье, ограбив его жителей. Но он не сумел покорить ромейскую крепость города Родос и вознамерился в Мирах надругаться над святыми останками милостивого Николая, покровителя и заступника благочестивых христиан. Хумайд направил свои корабли в Ликию, где хотел разбить гробницу великого чудотворца. Однако господь не попустил безбожному сарацину попрать драгоценнейшую из святынь. Дерзкий араб не знал, где почивают мощи угодника Божия, и по ошибке взломал другую гробницу, лежавшую по-соседству. Когда же Хумайд отправился на кораблях в обратный путь, святой Николай напал на флот нечестивого адмирала. Раздались раскаты грома, и засверкали грозные молнии. И тот час от сильного ветра поднялись огромные волны и сбили разбойничий флот с выбранного им курса. Множество кораблей Хумайда погибло и он, сам едва избежав смерти, узнал о великой силе святого. С той поры халиф ар-Рашид и его безбожные сыновья многие годы не отваживались нападать на римские земли.
Спасение египетского сарацина
Однажды египетский сарацин ловил, как обычно, рыбу вблизи африканского побережья. Внезапно ветер с неистовой слой обрушился на его кораблик и увлек крошечное суденышко на середину моря.7 От страшной бури все вокруг погрузилось во мрак. Срацин, не чая остаться в живых, бросил кормило, упал ниц и лежал, словно мертвый на дне корабля. В свой последний час он вспомнил о чудотворце, к которому христианские моряки обращаются в бедах, и воскликнул:
-
Святой Николай , если ты сейчас поспешишь и спасешь меня от грозной стихии, то я отрекусь от мусульманской веры!
-
И вдруг, - рассказывал египтянин, - на судне появился благолепный муж и спросил:
-
осле того, как я избавлю тебя от неминуемой смерти, станешь ли ты христианином?
-
Да, господин, - воскликнул рыбак, - только меня пощади»
-
Я пообещал появившемуся на кораблике человеку принять его веру. Тогда он встал у руля и управлял им до тех пор, пока не доставил меня живым и невредимым до крепости Атталия.8 на берегу люди стали расспрашивать меня, как я оказался на их земле. Они были сильно удивлены, узнав, что крошечное суденышко смогло во время шторма переплыть бескрайнее море и назвали меня Мононавтом.9 Я спросил у них, есть у них в Атталии церковь святителя Николая. Меня отвели в храм чудотворца, где на иконе был нарисован тот благолепный муж, который явился на мой кораблик и спас меня от неизбежной смерти. Я поклонился образу ангелоподобного иерарха и рассказал находившимся в храме людям о величайшей милости, оказанной мне дивным угодником Божьим.
-
Рыбак из Египта решил навсегда остаться на римской земле. Он принял святое крещение, взял в законные жены христианку и сильно разбогател в последствии. Потомков этого сарацина жители крепости называли детьми Мононавта. Так прозвище «одинокий моряк», запечатлевшее столь необычное появление чужестранца на побережье Атталии, укоренилось на многие годы за всей семьей египтянина. После кончины благоразумного сарацина, ставшего ревностным христианином, его потомки благодарили Господа за сотворенное с предком чудо и ежегодно праздновали святочтимую память богоблаженного Николая.
1Из книги «Добрый кормчий». Почитание святителя Николая в христианском мире. М. Скиния. 2011г.
2 Греческое наименование реки Дон. В устье раскопано античное греческое городище Боспорского царства Танаис, которое имело большие предместья.
3Сост. по текстам калабрийского происхождения из рукописи: Vat. gr. 821,1077 г., лл.260 об. - 264 (Anrich. Hagios Nikolaos. Bd.1.S.339-342. По замечанию Анриха, «здесь мы имеем дело с одним из древнейших свидетельств почитания святителя Николая, сопоставимому по возрасту с «Деянием о стратилатах».
4Готы в 429 переправились из Испании через гибралтарский пролив в Северную Африку и завоевали эру дренеримскую провинцию, основав в 442 году королевство Вандалов и Алан. Только в 534г. Римские войска под командованием Велисария победили готов и уничтожили это королевство, вернув империи древнююю провинцию.
5Составлено по Theophanes. Cronographia/ Ed. C. De Boor. Leipzig, 883. P. 483
6Один из самых знаменитых халифов (786-809) из династии Аббасидов. Представители этой династии были весьма ревностными поборниками мусульманства. В 803г. Этот халиф отстранил от власти в халифате персов, и после этого начались нестроения в государстве. В 807г. После непрерывны междоусобиц ар-Рашид был вынужден прекратить набеги на Восточно-Римскую (Византийскую) империю.
7Сост. По: Enconium Neophyti, XIв. (рукописи Paris. gr. 1189, XIII-XIV вв., и Paris. gr. 1313, XV в. (Anrich. Hagios Nikolaos. Bd. 1. S. 415-416)
8Атталия (совр. Анталия).- византийская крепость и город на южном побережье Малой Азии. Неоднократные нападения на него арабов и взятие его 860г. Полководцем Фадл ибн Карином, заставили византийские власти обнести горд второй стеной в 904г. Надпись на греческом языке от 916г. Гласит, что новые стены были возведены против безбожных арабов.
9 Значит «моряк — одиночка».