Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)
Преображение Христа
Η Μεταμόρφωση του Χριστού.
Μητροπολίτης Ναυπάκτου Ιερόθεος
часть 1
Преображение Христа на вершине горы Фавор произошло незадолго до Его Страданий, а точнее — за сорок дней до страданий и распятия. Впрочем, цель Преображения состояла в том, чтобы утвердить учеников в вере, что Он является Сыном Божиим и чтобы они в этой вере не поколебались в то время, когда они узрят эти времен для страданий Христа. В тропаре церковного праздника эта истина указана. В нём мы поём: «Прежде честнаго Креста Твоего и страдания, поимь ихже прорассудил еси, от священных ученик, на Фаворскую, Владыко, взошел еси гору» И в праздничном кондаке говорится: «...да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедяят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».
Следовательно, правильно было бы праздновать Преображение Христово в марте месяце, в соответствии с днём празднования Пасхи. Но, поскольку это время выпадает на период святой Четыредесятницы и мы не смогли бы торжественного его праздновать, поэтому праздник был перенесен на 6 августа. И этот день выбран неслучайно, поскольку он сорока днями предшествует празднику Воздвижения Честного Креста Господня (14 сентября), который по своей сути подобен Великой Пятнице.
О событие праздника имеются упоминания у трёх так называемых евангелистов-синоптиков, потому что Преображение является центральным событием в жизни Христа и заключает в себе большой богословский смысл. (Мф. 16, 1-8, Мк.9, 2-9, Лк. 9, 28-36 )
а. Существует много случаев преображения
Преображение Христа является величайшим событием в жизни учеников Христа, и это событие имеет связь с Пятидесятницей, поскольку необходимо вести речь о величайшем опыте богопознания. Конечно, между Преображением и Пятидесятницей существует разница, именно с той точки зрения, что во время Преображения ученики Христа ещё не являлись членами обо́женного тела Христова, поскольку это произошло уже в день Пятидесятницы.
Тем не менее, существуют и другие события в жизни Христа, которые представляют собой некое преображение, поскольку ученики Его были удостоены увидеть некоторые лучи божества Христова. Я предложу на рассмотрение два из таких событий.
Первым является призвание двух учеников, которым Иоанн Креститель указал на Христа. Ученики, как только услышали слова Иоанна Крестителя: «Се агнец Божий», последовали за ним. И тогда «Иисус обратился, и узрев их следовавших» за Ним спросил их, что они ищут.[1] В вопросе, с которым Он обратился к ним, необходимо слышать Его желание призвать учеников идти рядом с Ним. И святой Евангелист Иоанн Богослов замечает: «Иисус же, обратившись и увидев их идущих» То, что Христос обратил свое лице и их увидел, означает, что Он приоткрыл славу своей личности в некоторой незначительной мере, чем в действительности Он вызвал у них желание остаться с Ним. Свет является жилищем Христа, поскольку как Бог «есть свет неприступный». То, что Они пребыли в тот день в жилище означает, что ученики пребыли весь день в состоянии созерцания нетварного Света.
Тем самым мы осознаём, что призвание учеников было не просто лишь призывом к тому, чтобы дать им некий ответ, поскольку они имели большую ревность, но она была плодом созерцания и откровения. И, как говорит бл. Феофилакт Болгарский, тем, которые последовали за Христом, Господь показывает Свой лик, славу Своего лица, потому что если кто-то не последовал за Христом посредством деятельной жизни, то он не сможет достичь созерцания, поскольку тот, «кто не очистился и не последовал по пути очищения, то как же он сможет просветиться ведением?»
Второй случай — это призвание учеников между которыми находился и апостол Петр. Их Христос встретил, когда они потерпели неудачу при ловле рыбы, и когда Господь им повелел закинуть сеть в озеро вновь. Когда же, несмотря на явленное благословение в виде улова множеств рыб, Симон Петр припал к ногам Христа и сказал: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Евангелист Лука разъясняет: «Ибо ужас объял его и всех бывших с ним, от этого лов рыб, ими пойманных» (См. Лк. 5, 1-11). Ощущение апостола Петра своей греховности являлось плодом и следствием ужаса и восторга в которые он пришел из-за чуда. Речь в данном случае идет об опыте переживания славы Божией, ощущении присутствия Сына и Слова Божия, но и ощущения своей неочищенности, греховности. Это событие, если его сравнить с параллельными известными событиями Ветхого и Нового Завета, указывает на то, что не существует никакого ужаса-изумления, который случается из-за внешних факторов, но он происходит при открытии славы Божией.
б. Что означает слово преображение
Слово «преображение» означат изменение образа. То есть в какой-то конкретный момент времени Христос явил то, что было сокрыто, Он явил славу Божества, с которым была соединена и человеческая природа, с момента Его зачатия во утробе Богоматери. Христос по Своему великому человеколюбию сокрыл то, чем Он был всегда, «дабы не обожглись» ученики, по причине их неподготовленности, поскольку они еще не были готовы.
Христос преобразился в тот час «не принимая того, чем не был, не прелагаясь в то, чем не был, но являясь своим ученикам именно тем, чем Он был» по словам прп. Иоанна Дамаскина. Это означает, что Христос не воспринял чего-то такого, чего Он не имел, Он не изменился в нечто, чем Он не был, но явился Своим ученикам тем, чем Он был. В действительности же, когда мы говорим о Преображении, то мы под ним понимаем, что Господь показал славу своего Божества, которую он невидимо сокрывал в явленном теле, поскольку люди не могли взирать на неё непосредственно.
Свт. Иоанн Златоуст говорит, что Христос не показал полноту Божества, но лишь малую Его энергию. И сделал Он это, с одной стороны, чтобы известить о том, каков божественная слава Царствия Небесного, а с другой, из Своего человеколюбия, дабы не лишились жизни, всю славу Божества. Поэтому таинство Преображения является откровением Царствия Небесного и выражением любви и человеколюбия Божия.
В богослужебных текстах говорится, что в момент Преображения Христос обо́жил воспринятую Им человеческую природу. Это ни в коем случае не означает, что человеческая природа была обо́жена только тогда. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, человеческая природа была обоготворена, то есть обожена по причине своего ипостасного соединения и общения с Богом Словом, которое произошло в момент его зачатия во утробе Богородицы в день Благовещения. Тогда Божество и обожило человеческую природу, в то время как человеческая природа — обожилась (свт. Григорий Богослов). В день Преображения Христова ученикам был явлена эта уже обоженная и воспринятая Богом Словом человеческая природа. Прежде она была неизвестной, теперь же стала видимой. Именно в этом смысле говорится в некоторых тропарях об обоготворении человеческой природы во время Преображения.
Это событие, несомненно, наводит нас на мысль, что на Фаворе произошло не только Преображение Христа, Его открытие, поскольку тогда, в действительности, Он явил некоторые лучи Божества, но произошло преображение и Его учеников. Ученики воочию удостоились увидеть обожествление человеческой природы Христа, и именно потому, что они сами преобразились. Святые Отцы говорят об изменении учеников. «Они изменились сами, и тем самым узрели изменение» (свт. Григорий Палама). Это означает, что изменение, преображение Христа стало известным потому, что произошло изменение, преображение учеников.
Преображение учеников коснулось всего их душевно-телесного состава. Ученики увидели Божественный свет не только своим умом, который является очами души, но и своими телесными органами чувств, но которые прежде были укреплены нетварной божественной энергией и преобразились, дабы увидеть этот свет. Телесные же глаза человека слепы для того чтобы увидеть Божественный свет, поскольку глаза человека тварны и они не могут видеть нетварный Свет. Именно поэтому они были изменены божественной энергией и были удостоены возможности видеть Божественную славу (свт. Григорий Палама).
в. Гора Фавор и два солнца
Чтобы показать славу Своего Божества, Христос взошёл на гору Фавор. Это могло бы произойти и на равнине, в каком-то отдалённом месте. Но почему же Он предпочёл гору?
В древние времена было принято, чтобы все великие события происходили бы на возвышенном месте, на высоких горах или небольших холмах, как это делали и язычники, совершавшие свои жертвоприношения на холмах. Христос являет величие Своей славы на вершине горы Фавор, поскольку явление обоженной человеческой природы является величайшим событием в истории человечества.
Кроме того, как сказал Христос, Он пришёл в мир, чтобы найти заблудшую овцу, которая потерялась в горах. Следовательно, на гору Фавор Христос взошёл для того, чтобы показать, что Он обрёл заблудшую овцу и освободил её от греха и смерти, что он действительно является пастырем людей (свт. Григорий Богослов).
Восхождение на гору также показывает, что тем, которые желают увидеть славу Божества в человеческой природе Бога Слов, необходимо отойти от всего низкого, оставить всё низкое и взойти на высоту, то есть очиститься от всего земного, которое их связывает на земли некиими узами.
Преображение Христа произошло в дневное время, поэтому ученики видели два солнца, чувственное и умное. В одном из тропарей прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Спряталось солнце чувственное за лучами божества, како же на горе Фаворстей узрели Тя пробразившагося, Иисусе мой». То есть чувственное солнце спряталось от лучей Божества Христова. Возможно, вначале ученики видели два света: тварный и нетварный, как об этом говорят святые, обладающие такого рода опытом, но, когда они увидели величайшую энергию Божеств, тогда они совершенно потеряли из вид чувственное солнце. Прп. Исаак Сирин говорит, что ученики на Фаворе увидели два солнца «одно на небе, по обычаю, и одно вопреки обычаю».
Прп. Никодим Святогорец говорит, что на горе Фавор, во время Преображения Христа, было великое и страшное зрелище. Во-первых потому, что воссияло два солнца, чего мир еще никогда не видел. Речь идёт не о заре, которая появляется прежде солнечного восхода и является его отображением, и самом солнце, а о двух солнцах, да ещё и в полдень. Во-вторых это зрелище страшное ещё и потому, что одно солнце было чувственным и воссияло с небес, а другое — умное, взошедшее и воссиявшее с земли. Это второе солнце было несравнимо выше солнце чувственного. И, как с восходом чувственного солнца на небе исчезают все звезды, так с восходом солнца правды исчезли лучи чувственного солнца.
Безусловно, в тот момент не все люди увидели славу умного солнца, но только-лишь три ученика и пророки, которые явились в то время. Свт. Григорий Палама говорит, что чувственное солнце, которое светит, его видят все живущие на земле, кроме лишь того, кто слеп. В то время как умное солнце правды видят те, которые приготовлены к этому. И анализируя эту мысль, святитель Григорий говорит, что чувственное солнце, поскольку оно бездушно, неразумно и не обладает воли, его видят все люди, в то время как умное солнце обладает не только природой и естественным сиянием и славой, но и волей, а поэтому оно является лишь тем, которым оно благоволит и в то время, какое оно желает. Следовательно, умный и нетварный свет видят те, которые удостоены от Бога переживать этот опыт, поскольку Бог открывает Самого Себя тем, Кому Он желает Сам, а поэтому откровение находится в зависимости от духовного состояния людей, которые удостаиваются иметь богооткровенный опыт.
г. Свет Христа — это слава Божества
Ранее мы подчёркивали, что этот Свет, который видели ученики на горе Фавор не был некой сотворенной реальностью, но светом Божества. Он также не был некой сокрытой третьей природой во Христе, но Божеством, которое обожило человеческую природу. То есть Христос, имел две природы, божественную и человеческую, соединённые в Его ипостаси непреложно, неслиянно, нераздельно, неизменно. Ученики удостоились видеть эту славу божества в человеческой природе Бога Слова.
Основополагающим учением Церкви является то, что всякая сущность обладает и своей энергией. И если сущность является несотворённой, то и энергия является несотворённой, если же сущность тварна, то и энергия является тварной. Также, согласно тому что говорит прп. Иоанн Дамаскин, одно это сущность или природа, другое же это энергия, одно — это действующий, а другое — это результат действия. Энергия является славой сущности, но действующий — это личность. Это значит, что Лица Святой Троицы обладают общей природой и энергией. Следовательно, на горе Фавор ученики не видели Божией сущности, но Его энергию в человеческой природе Бога Слова.
Свет на горе Фавор был славой Божества. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, слово «Божество» (θεότητα) обозначает божественную природу и божественную энергию, в то время как слово Бог (Θεός) означает лицо, ипостась. Нельзя называть Божеством только Отца, или только Сын, или только Святого Духа. Можно говорить: Бог Отец, Бог Слово, Богу Дух Святой. Но нельзя сказать: Божество Отца, в том смысле, что оно отлично от Божества Сына или Божества Святого Духа.
Слово «Божество» (θεότητα), поскольку оно обозначает природу, может быть употреблено и относительно энергии. Поэтому можно говорить о «трансцендентном божестве», которое выражает природу, которая является абсолютно непричастной, и «имманентном божестве», которое означает энергию, которая причастна человеку. Во всяком случае в трёх ипостасях Божество одно (свт. Григорий Палама).
Слово «Божество» многозначно и выражает различные богословские истины. Свт. Григорий Палама дает несколько объяснений этимологии этого слова, его происхождению. «Божество» ( θεότητα) даже происходит от «бежать и всюду достигать», и обозначает «не существовать нигде», ни по сущности, ни по природе. Также называется «Божеством» «от пожигать, то есть Оно пожигает и изгоняет всякое враждование», а означает в данном случае сияние Бога, Его энергию, которая испепеляет всякого грешника. Это слово может происходить и от слов «видеть» (θεάσθαι), и означает, что Бог видит и знает всё и даже прежде их рождения. Оно также означает промысл Божий, поскольку оно связано со словами «содержать и видеть». Кроме того оно называется «Божеством» от глагола «боготворить». Все эти этимологические разъяснения указывают на многообразие божественных энергий, то есть: промыслительную, просвещающую и боготворящую, а также указывают на непричастность Бога, когда слово «божество» применяется по отношению к сущности или природе.
Подводя богословский итог сказанному в отношении нашего вопроса, мы можем сказать, что ученики на горе Фавор не видели природу, но видели нетварную энергию Троичного Бога в человеческой природе Бог Слова.
д. Царство Божие
Преображение Христа на Фаворской горе произошло после того, как Он сказал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Сразу после этого евангелист описывает Преображение, которое происходит по прошествии шести дней, и, как это видно из Евангелия, в этот период нет никакого другого события, ни учения, ни чуда. Это означает, что все эти шесть дней время после произнесения указанных слов Христом и Его Преображением ученики провели время в безмолвии.
Существует множество мнений относительно того, что такое «Царствие Божие». Одни отождествляют Царствие Божие с установлением в мире Божественной воли, другие — с будущей блаженной жизнью праведных. Однако, связь Царствия Божия с Преображением Христа указывает на то, что Царствием Божиим является созерцание нетварной благодати и славы Троичного Бога в человеческой природе Бога Слова и, конечно, обожение человека.
Прекрасные комментарии в связи с этим даются свт. Григорием Паламой. Он говорит, что Царствие Божие тесно связано с царством, которым является Бог, Христос. Во Христе соединены божественная и человеческая природа. Слава Божества обожила и просветила человеческую природу. Поэтому, где находился Христос — там пребывало и Царствие Божие. Царь немыслим без царства, равно как и царство без царя. Таким образом, Царствие Божие невозможно без Царя Христа. Таким образом, Царствие Божие невозможно без Царя Христа.
Христос связывает царство с видением: «как уже увидят Царствие Божие». Здесь речь идёт о видении нетварного Света. Слово «пришедшее» не означает, что Царствие приходит откуда-то извне, но означает его явление, потому что, где находится Христос — там и Царствие Божие. Таким образом, речь идёт не о приходе в какое-то определённое место, но о явлении (откровении), которое совершается по действия Всесвятого Духа. Эта истин выражается словами «в силе». Человеку невозможно увидеть Божию славу, если его душевные и телесные чувства не будут укреплены нетварной божественной энергией.
Церковь и Божественная Евхаристия могут быть названы «Царством Божиим», если все живущие в её лоне достигают видения нетварной божественной славы, которая действительно является Царством. Если же мы говорим о Церкви и о Царствии Божием, не соединяя их с боговидением, зрением Нетварного Света, тогда мы совершаем богословскую ошибку. Ведь таинства Церкви являют Царствие Божие и ведут к нему, и именно потому, что они самым тесным образом связаны с очищающей, просвещающей и боготворящей божественной энергией.
Перевод ПА 2012г.
продолжение следует