Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святыни, дошедшие до нашего времени — вещественные доказательства историчности Христа и Его страданий

 

На протяжении многих лет советского периода в истории России, который начался с октябрьского переворота 25 октября 1917г., насаждалась так называемая мифологическая теория в отношении Христа и происхождения христианства. Эта теория подвергала сомнению историчность Христа. Мы приведем интересный экскурс в историю этой теории, или школы: «Свое начало М. т. (Мифологическая теория) получила у писателей, не являвшихся профессиональными историками. В дальнейшем эту концепцию развивали преимущ. литераторы и философы. Впервые ее выдвинул франц. публицист и путешественник Константен Буажире, публиковавшийся под псевдонимом Вольней (1757—1820). В своем эссе "Руины" (1791) он вывел происхождение всех религий из почитания светил и причислил Христа к астральным божествам. Более подробно этот взгляд развил Шарль Дюпюи (1740—1809), франц. математик, член Конвента, автор многотомной работы "Происхождение всех культов" (1795). Гипотезы Вольнея и Дюпюи не были восприняты историками всерьез. Ответом на злоупотребление "астральным методом" послужил памфлет Жана-Батиста Переса "Почему Наполеона никогда не существовало" (рус. пер.: М., 1912), где этот метод, примененный к истории франц. императора, вел к "доказательству", что Наполеон не более чем миф.

Через полвека М. т. была возрождена нем. философом левогегельянского направления Бруно Бауэром (1809—82). Рассматривая Христа только как "идею", он в итоге отказался признать за евангельскими рассказами какую-либо историч. ценность. По Бауэру, христианство возникло даже не в Палестине, а в странах диаспоры; образ же Иисуса есть мифологизированный "идеал человечности" ("Критика Евангелия", 1850—51). Все нехристианские свидетельства о Христе Бауэр объявил "позднейшими вставками". В том же направлении развивались концепции радикального голл. теолога Абрахама Ломана (1823—97), англ. литературоведа Джона Робертсона (1856—1933), амер. математика Уильяма Бенжамена Смита (1850—1934) и др. Нем. пастор Альберт Кальтхоф (1856—1906) утверждал, что "миф о Христе" олицетворял чаяния античных пролетарских масс, а нем. ассириолог Петер Иензен (1861—1936), представитель панвавилонизма, видел в Евангелии один из вариантов поэмы о Гильгамеше. В этом древневавил. эпосе (3—2 тыс. до н. э.) отразился, по мнению Иензена, солнечный культ Месопотамии, и он же стоит за еванг. рассказом. "Мы, великий, могучий, культурный народ немецких братьев, — писал Иензен, — терзаем себя из-за мишуры, которой увенчали этого чужого бога".

Все направления М. т. синтезировал в нач. 20 в. нем. философ Древс. Приверженец пантеистической метафизики Эд. Гартмана (1842—1906), Древс считал, что христианство должно пасть под натиском "арийской религии", целью к-рой является "освобождение человека от подчиненности миру, а также от зависимости и условности временного бытия". В лице человека, заявлял Древс, Божество осознает себя и выходит из порочного круга несовершенства. На этом пути идея личного Бога и личность исторического Иисуса — лишь препятствия.

"Если для человека нет иного спасения, чем через самого себя, через духовное божественное свойство своей сущности, то для этого не нужно никакого Христа". Объявляя Его мифом, философ надеялся нанести христианству непоправимый удар, ибо, как он сам справедливо признавал, "не может быть христианства без Христа". Первоначально, по мнению Древса, в Иисусе видели только Бога: ап. Павел не знал еванг. Учителя, для него Христос — небесное Существо. Представление об этом Существе сложилось на основе древневост. и антич. мифологии, в частн. на основе мифов об умирающих и воскресающих богах (Осирисе, Адонисе и др.).

Аргументацию Древса впоследствии без существ. изменений повторяли его продолжатели (П. Кушу, С. Ковалев, И. Крывелев, и др.). Единственным из них, кто внес в М. т. нечто новое, был рус. сов. историк Р. Ю. Виппер (1859—1954). В книге "Возникновение христианства" (М., 1918) он утверждал, что Церковь была создана кружком образованных финансистов из оппозиционной греч. элиты. Время ее деятельности Виппер датировал 2 в. Именно тогда из этой группировки якобы вышла новозав. лит-ра, призванная идеологически обосновать церк. организацию. В 1 в. христианства еще не существовало (*"Дидахе" и "Пастыря" Гермы Виппер отнес к "предшественникам христианства"). Точка зрения Виппера не нашла поддержки ни в отечеств., ни в заруб. Науке».1

Более того, эта теория, обслуживающая узкий круг идеологов борьбы с христианством подвергалась всесторонней критике даже представителями марксизма. Один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс в сочинении «Бруно Бауэр и первоначальное христианство» отметил «ненаучность расплывчатой теории мифов Штрауса» и подвергнул критической оценке идеализм мифологической теории Бауэра2. По мнению известного французского философа Альбера Камю3, отрицая историю Христа, безбожники укрепляют позиции сурового Бога Ветхого Завета.

Большинство современных исследователей новозаветных текстов и раннехристианской истории не признаёт мифологическую теорию. Британский теолог из Вестминстерского аббатства Н. Т. Райт уподобил сторонников мифологической теории профессиональному астроному, рассуждающему на тему «создана ли Луна из сыра». Другой британский теолог Джеймс Дан характеризует теорию мифического Христа как «совершенно мёртвый тезис»4. Несмотря на всю антинаучность и антиисторичность этой теории, она все же сумела глубоко засесть в сознании нескольких поколений нашей страны, дать глубокие корни и породить поразительное невежество и безразличие в истине. Это невежество, особенно широко распространенное в наше время среди расхристинизированной молодежи, нашло себе благоприятную почву для насаждения мифологической теории, но в уже несколько измененном виде, адаптированном с мышлению современного человека, а вернее масс. Этот новый вид мифологической теории сегодня трансформировался в теорию «альтернативой истории», лил «исторический ревизионизм»5. Эта теория подвергает критике и сомнению традиционный исторический взгляд на многие факты и события, основываясь на ложных и выдуманных «криптоисточниках». При этом многие современные художественные и документальные фильмы, как оказывается являются порождением этой теории.6 В последнее время в кинематографе вышли такие фильмы как: «Зейт гейст», а также «Агора», «Король Артур», «Последний легион» сюда следует отнести кинофильмы из серии ВВС «Взлет и падение Римской империи» — император Константин Великий, все они имеют строго идеологическую направленность — дискредитация христианства с помощью умелого искажения исторических фактов. Эти фильмы пользуются огромной популярностью и спросом благодаря свое красочности и талантливой постановке, увлекательности. Пользуясь христианской безграмотностью и невежеством большинства людей, по крайней мере в России, они используются как инструмент насаждения и воспитания у людей лжеисторического сознания, а также отвращения к христианству.

Современный мир тщательно скрывает от людей и молодежи факт существования бесспорных артефактов, святынь , которые относятся непосредственно ко Христу, Его спасительным страданиям. Эти святыни дошли до нас чудом. Так, большинство из них попало на запад из разграбленного в 1204г. Константинополя. Многие из этих святынь, например описываются участником штурма Константинополя Робером де Клари в его хронике: «Когда город был взят и пилигримы разместились, как я вам об этом рассказал, и когда были взяты дворцы, то во дворцах они нашли несметные богатства. И дворец Львиная Пасть был так богат и построен так, как я вам сейчас расскажу. Внутри этою дворца, который взял себе маркиз, имелось с пять сотен покоев, которые все примыкали друг к другу и были все выложены золотой мозаикой; в нем имелось с добрых 30 церквей, как больших, так и малых; и была там в нем одна, которую называли Святой церковью и которая была столь богатой и

табличка-титло с Креста Христова, базилика св. Креста Иерусалимского, Рим

 

 

благородной, что не было там ни одной дверной петли, ни одной задвижки, словом, никакой части, которые обычно делаются из железа и которые не были бы целиком из серебра, и там не было ни одного столпа, который не был бы либо из яшмы, либо из порфира, либо из других богатых драгоценных камней. А настил часовни был из белого мрамора, такого гладкого и прозрачного, что казалось, будто он из хрусталя: и была эта церковь столь богатой и столь благородной, что невозможно было бы вам и поведать о великой красоте и великолепии этой церкви. Внутри этой церкви нашли много богатых святынь; там нашли два куска креста Господня толщиной с человеческую ногу, а длиной около полутуазы, и потом там нашли железный наконечник от копья, которым прободен был наш Господь в бок, и два гвоздя, которыми были прибиты его руки и ноги; а потом в одном хрустальном сосуде нашли большую часть пролитой им крови; и там нашли также тунику, в которую он был одет и которую с него сняли, когда его вели на гору Голгофу; и потом там нашли благословенный венец, которым он был коронован и который имел такие острые колючки из морского тростника, как кончик железного шила. А потом нашли там часть одеяния Пресвятой Девы, и голову монсеньера св. Иоанна Крестителя, и столько других богатых реликвий, что я просто не смог бы вам их перечислить или поведать вам все по истине". (РОБЕР ДЕ КЛАРИ. Завоевание Константинополя. LA CONQUETE DE CONSTANTINOPLE гл. LXXX1)»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Хитон Христа Спасителя, привезен св. равноапостольной царицей Еленой в Трир, по распоряжению св. императора Константина.



 


 


 


 


 


 


 


 

Несомненно, одной из главных святынь, принадлежавших Господу Иисусу Христу является Терновый венец, который в XIIIв. был заложен в банк латинским Константинопольским императором Балдуином II и выкуплен французским королем Людовиком IX и перевезен в 1239г. в Париж. Теперь эта величайшая святыня хранится в Париже в соборе Парижской Богоматери.7


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Большие части Креста Господня также оказались в разных частях Востока и Запада бывшей римской империи. Самая большая часть Креста Господня хранится в ризнице Святогробского монастыря Православной Иерусалимской Церкви в Иерусалиме .

Большая часть Креста Господня и гвоздь, два шипа из тернового венца с табличкой находятся в Риме в церкви Креста Иерусалимского, выстроенной при доме св. равноапостольной царицы Елены, матери св. императора Константина.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

В Армении во святом Эчмиадзине бережно хранится копие Лонгина сотника, которым римский воин пронзил Христа на Кресте. Это копие принёс в Армению, по преданию, св. апостол Фаддей.


 


 

В Старом Риме и Новом Риме-Константинополе-Стамбуле сохранились части колонны бичевания. Эта та самая колонна, к которой был привязан Господь и по повелению Понтия Пилата нанесли плетьми по телу Христа Спасителя многочисленные удары.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Церковь св. Пракседы в Риме

церковь св. Георгия в Константинополе


 

Мы представили лишь небольшой количество святынь, связанных в земной жизнь. Господа нашего Иисуса Христа. Несомненно, что все эти святыни венчает Плащаница Христа, хранящаяся в г. Турин в Италии, по праву признанная «Пятым Евангелием». Именно она дала ученым-исследователям неопровержимые доказательства подлинности страданий Христа, при этом дала материала намного больше чем нам известно из Евангелия. Она же является неопровержимым доказательством Воскресения Христова. Ибо изображение на полотне появилось именно в момент Воскресения Христа.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Несомненно то, что для верующего человека названные святыни являются неопровержимым доказательством историчности Христа, того что Он Страдал и Воскрес. Но самое большое доказательство для христианина — это опытное переживания соединения со Христом в таинстве Евхаристии.

В заключении мы приведем замечательные слова прп. Иоанна Дамаскина, в которых он разъясняет причину необходимости поклонения святыням: «Итак, должно поклоняться самому этому досточтимому и поистине драгоценному древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, освященному прикосновением святого тела и крови, точно также – и гвоздям, копью, одеждам и священным Его обиталищам, каковы: - ясли, вертеп, Голгофа, спасительный животворящий гроб, Сион – твердыня Церквей....Мы поклоняемся также и изображению честного и животворящего креста, из какого бы вещества оно ни было сделано, почитая не вещество (да не будет так!), а изображение, как символ Христа...Итак, должно поклоняться знамению Христа, ибо где – знамение, там и Сам Христос будет... Итак, мы поклоняемся всему тому, что принадлежит Богу, относя почтение к Нему Самому". (Точное изложение православной веры. кн. IV, XI О кресте и еще о вере)»


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Редакция Православного Апологета 2012г.

1Мифологическая теория происхождения христианства. http://slovari.yandex.ru/мифологическая теория/Библиологический словарь/Мифологическая теория происхождения христианства/

 

2Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство, 1882, HYPERLINK "http://www.greatcom.org/russian/more_carpenter/mtcp.htm"Джош Макдауэлл. Не просто плотник. От редакции. Зенон Косидовский. Сказания евангелистов

3 «Бунтующий человек»// История философии: Энциклопедия / под ред. А. А. Грицанова. — Минск: Книжный Дом, 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий) Альбер Камю. Бунтующий человек, 1951

4J. G. D. Dunn, The Christ and the Spirit, Volume I: Christology, (Eerdmans / T & T Clark, 1998), page 191.

5http://ru.wikipedia.org/wiki/Альтернативная_история

6http://www.lebed.com/2002/art3126.htm Альтернативная история в сети.

7First Friday of the month and every Friday during Lent at 3 pm, on Good Friday from 10 am to 5 pm..http://www.notredamedeparis.fr/Veneration-of-the-Crown-of-Thorns

 



Подписка на новости

Последние обновления

События