Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святейший Патриарх Сербский господин Павел

Неизменность канонов и жизнь современного человека в Церкви

Из журнала «Гласник Сербской Патриархии»1, июнь 1990г., перевод с сербского И.А.Чароты, приводится в сокращении

Вопрос:

Позиция, которую Вы изложили в конце обширного ответа на вопрос об акривии и икономии, по моему мнению, слишком консервативна и означает стеснение, торможение современной жизни Церкви и ее членов связями, которые создала жизнь в первые семь веков. Рассудите сами: разве в Церкви ничего не изменилось и не может измениться в веке двадцатом по сравнению с тем, что возникло до века восьмого ?!

Ответ:

Я рассудил и понимаю: не только может измениться, но и реально изменилось многое; причём хорошо, что изменилось то, что может и должно меняться. Однако есть и то, что не изменилось, причём хорошо, что не изменилось, поскольку и не должно меняться. Соответственно есть то, по отношению к чему хорошо и нужно быть консервативными, а есть то по отношению к чему консервативными быть не нужно. Вот, например, в плане акривии и икономии беда, если мы там, где должны придерживаться акривии, становимся икономистами, и наоборот: где должны применять икономию, становимся акривистами. Так и здесь. Быть на православной позиции — значит иметь доверие к Церкви, которая знает, что является неизменным, и сохраняет это неизменным и знает также, что подлежит изменениям и изменяет это, когда нужно.

Мы усвоили, что священные каноны — это воля Духа Святого, а Дух Святой есть Бог, Который всегда Тот же и не изменяется (Мал. 3: 6). Он есть Истина, всегда последовательная в Себе. Как истины веры, догматы, суть от Бога и потому неизменны, так и канонические установления и этические правила, которые, собственно, — не что иное, как догматы веры применяемые в жизни верующих. Они могут налагаться только постепенно, в соответствии с возрастом верующих и условиями времени, могут излагаться и обосновываться современным языком, но их суть не может меняться.

Подобно и в жизни природы. Живой росток развивается в земле, затем в воздухе, пока не принесёт плода, не прекращая связи со своими корнями. Если колос лишается связи с корнями, он высыхает и плода не может дать. Так происходит и в жизни Церкви, которая отражается в ее канонических установлениях. Церковь не прерывает связи с ними, ибо они — выражение Духа Святого, Животворящего, в Его руковедении Церкви к ее цели, начиная от Его схождения на святых апостолов и до кончины мира.

Но Церковь устрояется не на букве установлений, а на духе, ибо буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6), и не на тех церковно-правовых установлениях, которые она принимала в отдельных странах с целью провести дух канонов в жизнь. Считать, что эти установления, отвечавшие прежним временам и условиям, но являющиеся плодом нашим, как соработников Божиих, имеют такую же значимость, как суть и дух канонов, конечно же, было бы ошибочно и привело бы к весьма ошибочным выводам. Это бы означало уравнивать Божественное и человеческое, задерживать развитие Церкви на чём-то несущественном, на способе применения, который в новых условиях превзойдён, и таким образом сдерживать ход дальнейшего развития. Это подобно тому, как если бы росток прекратил развиваться на некоем достигнутом уровне роста, независимо от того, насколько он важен, но тем самым лишил себя возможности приносить плод, что, по сути, означает необеспечение жизни и развития вообще.

Так что, значит, установления, принятые для того, чтобы с пользой послужить для определённого времени и условий, но в иное время не отвечающие своему предназначению, могут и должны изменяться и заменяться более эффективными. Замыкаться во что бы то ни стало на них, якобы неизменных, как мы уже сказали, было бы вредным для жизни Церкви, приводило бы к нестроениям, разделениям, расколам.

Не только это, но и если новые условия, в которых Церковь окажется, потребуют, Церковь будет способна принимать соответствующие канонические установления. Её руководство жизнью верующих к их спасению не исчерпывается каноническими установлениями, которые приняты в первые восемь веков, и она не остановилась на них. Дух Святой руководил Церковью не только на протяжении того времени. Он действует в Церкви и сейчас, и будет действовать до конца времён, и Церковь под Его руководством будет принимать условия и обстоятельства жизни, реагируя на них так же, как и до сих пор.

Что следует понимать под «духом» канонов, а что под «буквой», рассмотрим на примере 11 правила Шестого Вселенского Собора. В этом правиле указывается, что ни один клирик, ни мирянин не может есть иудейский азим (пресные хлебы, еврейское: масот), ни с иудеями иметь общение, ни в болезни их звать и принимать от них лечение, ни мыться с ними в банях, а кто посмеет делать это, если клирик — да будет извергнут, если мирянин — отлучён2. И многие другие каноны имеют подобные определения. Запрещается празднование Новозаветной Пасхи (Воскресения) вместе с иудейской Пасхой3, поститься с иудеями, праздновать их праздники и принимать праздничные подарки4, принимать от них пресные хлебы, иметь общение в их нечестии (асевиас)5; христиане не смеют по-иудейски праздновать субботу, но должны особенно чтить воскресение6; не должны ходить в синагогу молиться, ни носить туда елей и там возжигать свечи7.

В этих определениях под обозначением «иудеи» в виду имеется не народ, а вероисповедание, и нам должно быть ясно, что здесь речь идёт не о каком-то расизме, не об антисемитизме, совершенно чуждом христианству и Православию. Это определённо подтверждается и тем фактом, что обычно каноны, содержащие для верующих запреты по отношению к иудеям, то же самое запрещают и по отношению к язычникам, без разницы, к какому народу они принадлежат, равно как и по отношению к христианским еретикам и схизматикам8.

Очевидно, что дух этих предписаний заключается в том, чтобы православные верующие остерегались опасности для своей веры от «нечестия» (асевиас) не только иудейского и языческого, но и от христианских ересей и расколов9. Потому, конечно, эти предписания действенны и сейчас, и будут действенны до кончины мира. Если встаёт вопрос об опасности для души от навязчивой пропаганды еретиков либо язычников, либо атеистов — без разницы, какой они нации, — христианин должен избегать общения с ними. Потому что заботиться о пользе для тела, о его лечении,чистоте и других потребностях мира сего, а при этом пренебрегать душой и Царством Небесным — это для христианина плохая забота, это не приобретение, а утрата самого драгоценного — Жизни Вечной.

Однако исполнение требования избегать общения в вероисповедных делах, из-за опасности для своей веры, никак не может означать нетерпимости и враждебности по отношению к другим людям, иноверным, с которыми нас связывает общая человеческая природа, происхождение от одних прародителей и Богом дарованная нам всем нравственная и духовная свобода. Сейчас мы все — и православное священство, и верующие — лечимся в больницах, где врачи и персонал еврейской и других национальностей, разных вероисповеданий и неверующие, поэтому можно понять упрёк, что Правило 11 Трулльского собора изжило себя, «поскольку его никто не придерживается», если брать его в буквальном смысле. Но, что дух этого правила остаётся важным всегда, нам должно быть ясно и сегодня, также, как было тогда, когда это правило появилось. Тот православный христианин, который бы сейчас отступил от духа правила, потерял бы душу из-за тела — повторяем, сколько бы это ни объявлялось консервативным, — он не является христианином и не может им быть, если не покается.

1Официальный журнал Сербской Патриархии (гласник = с сербского вестник)

2Пидалион, изд. Астир 1970, 227; Милаш Н. Правила Православнее Цркве с тумачењима. Нови Сад, 1895. Т. I. С. 456.

3Правило 7, Святых апостолов; Правило 1 Антиохийского собора.

4Правило 70, Святых апостолов; Правило 37 Лаодикийского собора.

5Правило 38 Лаодикийского собора.

629 канон Лаодикийского собора.

7Канон 64 Святых апостолов.

8И в иудейском сборище еретическом христианин не смеет молиться — Правило 64 Святых апостолов; не смеет нести елей в синагогу иудейскую и святилище языческое — Правило 7.1 Святых апостолов; не смеет принимать праздничные подарки ни от иудеев, ни от еретиков — Правило 37 Лаодикийского собора; не смеет христианин молиться вместе с еретиками — Правило 45 Святых апостолов; ни праздновать вместе с язычниками — Правило 39 Лаодикийского собора; ни эллинами — Правило 60 Карфагенского собора. Разумеется, и понятие «эллины» здесь надо воспринимать не в этническом смысле, а в вероисповедальном — язычники.

9Вальсамон, толкуя 112 трулльское правило, говорит, что избегать общения с иудеями — значит уберегаться от ослабления своей веры, более возвышенной, нежели иудаизм. Наша Пасха выше их Пасхи, ибо здесь приносится Бескровная Жертва, «которую нам Господь наш Иисус Христос передал во время Своей смерти и праздника Пасхи», тогда как Пасха иудейская — «с ягнёнком, пресным хлебом и горьким зельем». Предписание не есть их азим не означает отказа от употребения пресного хлеба как такового, «ибо и мы свободно употребляем азим, так называемый анават... но чтобы через азим не праздновали с иудеями (их Пасху)» (Афинская Синтагма, Афины, 1852. Т. П. С. 337).




Подписка на новости

Последние обновления

События