19 /6. 08
Богословский смысл
Преображения Христова
Το θεολοικό νόημα της Μεταμορφώσεως του Χριστού
Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)
Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιεροθέου
Церковь Преображения Христова на вершине Святой Горы Афон
Богословие праздника Преображения всегда осмысляется вместе с богословием праздников Воскресения и Пятидесятницы. Читая песнопения праздника Преображения, ощущаешь, что тот, кто их написал, обладали опытом обожения Нетварным Светом, который исходит от Тела Христа.
Святые Отцы Церкви, но в особенности свт. Григорий Палама, этот святой святогорец, не только видел Нетварный Свет обожения, но и раскрыл богословие этого великого события, а в дальнейшем обозначил то различие, которое существует между рассудочным богословием и исихастским богословием. Рассудочное богословие связано с метафизикой, в то время как исихастское богословие связано с очищением сердца и просвещением ума. В этом заключается и разница между западным и православным богословием,и, конечно же, разница между рассудочно-метафизическими отцами и православными Отцами-исихастами.
Созерцание Нетварного Света, согласно учению Церкви, это причастность Царствию Божию. И мы несомненно знаем, что одно — это царство Бога, которым является все сотворенное, тварное, а иное — это Царство Божие, которое есть Нетварная благодать и энергия Бога, которая воипостасна, поскольку «действующий и подающий энергию есть ипостась» (прп. Иоанн Дамаскин). Причастность царствию. Божию — это в разной степени причастие или общение наше с благодатью Божией, которую вкушаем мы все как члены не так называемого мистического Тела Христова, а реального.
Когда человек причастен нетварной славе Божией, тогда он прославляется, согласно исповеданию апостола Павла: «славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26), потому что слава одного члена Церкви распространяется и на других людей. В качестве примера можно привести пророка Моисея, который был прославлен, вошел в богопознание, а потом с помощью закона, совета руководил народом и на всем пути его возвращения в обетованную землю.
На этих основаниях мы входим в понимание того, что в Православной Церкви мы не можем говорить о воюющей и торжествующей Церкви в том смысле, что те, которые живут биологической жизнью принадлежат к воюющей Церкви, а те, которые умирают входят в божественную славу, то есть участвуют в победе Христа. И это потому, что каждый святой, который достигает созерцания славы Божией, а, следовательно, и прославляется, как бы то ни было, уже отныне участвует в победе Христа. Хотя он пребывает в этой биологической жизни, в ней он участвует в торжествующей Церкви. Если кто-либо прочтет творения прп. Симеона Нового Богослова, то он увидит в них эту истину, которая излагается богословски и опытно.
Также следует сказать и о том, что Православная Церковь придает большое значение той методологии, которая направляет к прославлению и участию в победе Христа над смертью. И это потому, что ошибочная методология, которой, например, является метафизика, которая связана с воображением, и морализмом, ведущая к внешним человеческим установлениям, но не приводит в зрению Нетварного Света и спасению человека. И это весьма важно, потому что причастность Царствию Божию, то есть Нетварному Свету в будущем не осуществится, если человек уже теперь соответственно, не приготовлен для этой цели и не вкусил этой нетварной славы.
В этом состоит значение и достоинство монашества, которое неизменно сохраняет православную методологию, которая и ведет к обожению, являющейся целью человека. Вне этой православной методологии доминирует обмирщенность веры и христианской жизни.
Свт. Григорий Палама во всех своих трудах говорит об этом православном методе. В одном из своих трудов он пишет, что необходимо иметь истинную веру, потому что изменение веры не ведет в достижению цели существования человека. «Верю же, что мы научены согласно тому, что приняли от просвещенных Христом». Он говорит о просвещенных Отцах, о послушании им и о хранении их веры. Но и этого недостаточно, но человек нуждается в том, чтобы прийти к личному переживанию Нетварного Света: « да приидет к озарению этим светом». Речь не идет о некой пышности и роскошности в духовной жизни, а о важной цели нашего бытия. На пути к этой цели от человека требуется очищение разума от земной грязи через пренебрежение ко всякой вещи, которое является радостью и красотою, но изменчивой: «Да очистим очи нашего ума от земного сора, пренебрегая всякой радостью и красотой, которая непостоянна». Радость, которая не является постоянной это наслаждение, удовольствие, которое вызывает боль и страдание, и «облекает душу безобразным хитоном греха». Поэтому свт. Григорий Палама вполне ясно подчеркивает, что мы избавляемся от огня мучения «просвещением и познанием невещественного и вечного света Преображения Господня»
.
Богословие Преображения неразрывно связано с методом, который нам необходимо использовать для переживания этого Великого Света, православная вера связана с православным исихазмом, потому что когда одно лишается связи с другим, тогда мы в конечном итоге приходим к метафизической или чисто внешней обязанности, которые не спасают человека.
Я часто думал над тем, что мы современные христиане поем прекрасные песнопения Преображения Христова и, конечно же тропарь праздника, взывая к Богу: «да возсият и нам грешным, свет Твой присносущный», или как мы молимся во время первого часа «да знаменуется и на нас свет лица Твоего, да и мы в нем узрим Свет неприступный». Но и вся наша церковная жизнь вращается в орбите по направлению к зрению Нетварного Света. То есть, члены Церкви попадают в некое критическое состояние тогда, когда они не утверждаются в своей жизни переживанием очистительными, просвещающими и обоживающими энергиями Бога.
Современная наука ослепляет человека, потому что говорит о «записи генетического кода», о «расшифровке генетического кода» с тем, чтобы осуществлять лечение многих болезней и продлевать биологическую жизнь, но, однако она пренебрегает тем, что величайшей болезнью человека является смерть, которая упраздняется только причастностью славе Христа. Также забывается о том, что действительным генетическим кодом, духовной сутью человека является то, что создано по образу Божию, обожение, которое является изначальной целью при творении человека, и насколько эта цель не реализуется в жизни человеке, настолько она становится тщетной. Характерно то, что в день извещения об открытии принципа декодирования генетического кода (27 июня 2007г.) одна из газет написала: «Найдено тождество (жизни), смыл исследуется...» Когда человек не нашел смысл жизни, тогда его жизнь становится трагедией.
Человеческая наука, когда она свой смыл не черпает в Божественном Свете, она превращается для человека в катастрофу, разрушительную силу. Ощутимым примером является то, что произошло 6 августа[1] 1945г в Хиросиме. В то время когда Церковь праздновала Преображение Христа и воспевала Свет божества Христа, который источает мир, радость и подает человеку силу преодолевать смерть, в Хиросиме воссиял иной свет, свет современного человека, атомная бомба, которая создала катастрофу, принесла боль, печать, смерть. Два света, тварный и нетварный, два отличных друг от друга мира с противоположными последствиями.
Преображение Христово связано с Крестом и Воскресением Христа, точно также как и с великим праздником Пятидесятницы, когда ученики Христа стали членами Тела Христова, они показывают на цель и на смысл человеческого бытия. К сожалению мы далеко отстоим от Преображения Христова, и проживаем в нашем искаженном образе. Мы удаляемся от пути к обожению и мельчаем на пути к просвещению. Мы поем песнопения Преображения Христа и в наших душах мы переживаем трагичность состояния падения.
«Христе Боже...просвети и нас грешных Светом присносущным, молитвами Богородицы, Свтодавче, слава Тебе».
Перевод «Православного Апологета» 2011г.
Источник: Εκκλησιαστική παρέμβαση 2001 ε.
[1] Автор имеет в виду Элладскую Церковь, которая тогда уже перешла на Григорианский новый стиль. Однако данное сопоставление владыки Иерофея имеет другие измерение — духовное.