«Общее» празднование Пасхи
Ὁ «κοινός» ἑορτασμός τοῦ Πάσχα
Заявление монастыря прп. Григория, святая Гора Афон
Монастырь Святого Григория
Гора Афон.
В Заявлении Синаксиса-Собрания Иерархии Седьмого Вселенского Патриархата (3.9.2024) написано о праздновании Пасхи в 2025 году:
«Единогласно выражено пожелание, чтобы совместное празднование Пасхи в следующем году у Восточного и Западного христианства было не просто счастливым совпадением, а началом установления общей даты ее ежегодного празднования в соответствии с Пасхалией нашей Православной Церкви».
Вопрос о совместном праздновании Пасхи православными и инославными имеет много аспектов: богословские, социальные, коммерческие и т. д. Однако мы коснемся здесь лишь той стороны, которая оправдывает озадаченность верного члена Церкви. Именно богословская сторона связана с нашей верностью воле I Вселенского Собора: «не праздновать вместе с иудеями» и «не совершать празднование Пасхи раньше весеннего равноденствия». Завещанием отцов Никеи в 325 году по причинам, которые для многим объяснятся, состояло в том, чтобы праздновать христианскую Пасху после весеннего равноденствия, после следующего за ним полнолуния и обязательно в воскресенье.
Исключительная причина постановлений I Вселенского Собора состоит в том, что христианам не следует праздновать Пасху раньше или вместе иудеями, по серьезным причинам верности библейской традиции относительно связи между Пасхой иудеев и Воскресением Господним. Остальные (вычисление равноденствия и т. д.) были техническими вопросами, которые по постановлению Собора решались александрийскими астрономами, чтобы на основе фиксированного календаря (равноденствия) обеспечить, чтобы «не праздновалась Пасха ни до иудеев ни вместе с ними». Составленный им Пасхальный канон навечно обеспечил эти экклезиологические условия для празднования Пасхи. Святые отцы соблюдали Пасхальное правило во все времена, хотя уже было известно, что некая ошибка в расчетах «сдвигала» равноденствие на один день каждые триста лет. Прп Никодим Святогорец характерно отмечает: «...и вселенские соборы, которые состоялись после первого, и другие Отцы, да, они тоже, как бы они ни были мудры, видели, как равноденствие зашло слишком далеко, но они не хотели его переносить с 21 марта, день в который нашел равноденствие I Собор, предпочитая больше согласие Церкви и единство, чем точность равноденствия». Поместный собор в Антиохии (341 г.) по тем же экклезиологическим соображениям резко высказывается против тех, кто будет нарушать положения Первого Вселенского Собора в Никее, отмечая: «Все дерзающие нарушать определение святого великого Собора, собранного в Никее …о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, если продолжат с еще бо́льшим упорством противиться добрым установлениям. И это пусть будет сказано о мирянах.
Если же кто-либо из предстоятелей Церкви – епископ, или пресвитер, или диакон – после настоящего определения дерзнет обособляться от прочих и совершать Пасху с иудеями, что совращает людей и возмущает Церкви, такому святой Собор судил с этого времени быть чуждым Церкви как виновному не только в собственном грехе, но и в растлении и развращении многих. И Собор отрешает от служения не только таких, но и дерзающих находиться в общении с ними после их извержения. Изверженные же лишаются и внешней чести, которой пользуется святое звание и Божие священство».
Реформа Григорианского календаря 1582 года была основана на календарных, а не церковных критериях. Он в значительной степени исправил ошибку расчета равноденствия, но упустил из виду экклезиологические требования Собора, так что с тех пор жители Запада праздновали Пасху даже раньше Идейский. Это подчеркивается в письмах Вселенского Патриарха Иеремии II и Патриарха Александрийского Мелетия Пигаса, а также в соборном решении Патриархов Востока (1593 г.).
В течение прошлого 20-го века ученые, богословы, коммерческие организации и церковные комиссии обсуждали этот вопрос на крупных конференциях. Вопрос рассматривался прежде всего, как вопрос календарный, т. е. как необходимость корректировки даты весеннего равноденствия в соответствии с астрономической точностью, а не как сугубо церковный вопрос. Однако Всеправославные конференции (особенно Второй Предсобор 1982 г.) придавали особое значение экклезиологическому измерению вопроса. Созвучные экклезиологическому духу прославленных Восточных Патриархов, наши Святогорские Отцы в 1982 году направили на Вторую Предсоборную Всеправославную конференцию, обсуждавшую этот вопрос в Женеве, в 1982 году следующую телеграмму: «Истолковывая общую озабоченность всего Святителя Монашество, по всему смирению и по непоколебимому сознанию мы сыновне понимаем, что стремление 2-й Всеправославной Предсоборной конференции найти способ совместного празднования Пасхи вместе с инославными христианами непременно приведет раскалыванию единства Православной Церкви. Потому что мы не одобряем любое изменение Пасхалии... Надеясь, что благодаря неизмеримо похвальной вашей стойкости наши ожидания не будут обмануты, мы проявляем глубокое уважение. Все игумены Двадцати святых Аафонских монастырей на Чрезвычайном Двойном Священном Собрании».
Сегодня будущее совместное празднование Пасхи всеми христианами должно так или иначе означать, что исчисление даты Пасхи будет производиться в соответствии с Пасхальным каноном Православной Церкви, как это предусмотрено Заявлением Синаксиса Иерархии Вселенского Престола, а не по нововведению григорианского календаря. Если Запад решит отменить исчисление Пасхи по григорианскому календарю, это будет хорошим шагом назад к православию. Но в этом случае Пасху надо праздновать с постоянством в соответствии с Православной экклесиологией, то есть без всякого смешения богослужения православных и инославных, как они до сих пор не отвергли все еретические догматы веры ( Filioque, первенство римского папы, чистилище, опресноки, учение о сотворённой благодати, о непорочном зачатии Богородицы и т. д. ). Совместное празднование Пасхи должно иметь место только после достижения абсолютного доктринального единства на основе православной веры, а не на основе богословских компромиссов, таких как Баламандское соглашение (1993 г.), т.е. церковного единства-унии союза без тождества веры.
Желание и молитва всех нас, по словам Анафоры свт. Василия Великого — о возвращении инославных к православным догматам (вере) и за то, чтобы их соединение с Церковью произошло в Истине Православной Веры. Тогда празднование Пасхи будет по-настоящему общее, настоящим праздником праздников и торжеством из торжеств. Потому что Пасха, Воскресение Христово, есть победа над всякой смертью, всяким грехом, всяким заблуждением, всякой ересью, всяким отступничеством, что означает проявление нашей Православной Церкви как единой и единственной спасающей Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Ежегодный журнал
«преподобный Григорий»
2024 год
Ετήσια έκδοσις
‘Ο όσιος Γρηγόριος’
2024
©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2024г.