Толкование Божественной литургии
Высшее Таинство Церкви
Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία
Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας
Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου
Преосвященнейший. Митрополит Писидийский Сотирий
19. Трисвятая песнь
Ο Τρισάγιος Ύμνος
С приходом Господа ко Святому Престолу Божественная литургия приобретает очень праздничную атмосферу. Вспоминая великое дело спасения, совершенное пришествием в мир Бога Слова, Иисуса Христа, и проповедью Евангелия, мы с радостью и воодушевлением воспеваем песнопения, относящиеся к Воскресению Христову – если это воскресный день- или относящиеся к тому праздничному периоду, который мы переживаем. Также поются тропари прославляемых в этот день святых и храма. Последним поется Кондак, предусмотренный соответствующим Типиконом. Все эти священные песнопения, воспеваемые во время Входе со Святым Евангелием, суть благодарственные и хвалебные песнопения за благодеяния священного Евангелия. Это легко понять, для чего важно вспомнить, что учение святого Евангелия наполнило вселенную святыми. Такие же как и мы люди, применили учение Евангелия к своей жизни, и благодать Господня сделала их святыми Божьими и посланниками для нас. И это факт, что только учение Евангелия выделяет истинных героев и святых, живущих по нему, и окружает их славой и честью, как в этой жизни, так и в вечности.
Церковь воспевает бесчисленные дары, разлитые во вселенной с пришествием Богочеловека, и чтит подвиги святых, но ни на мгновение не забывает первого Святого, источника святости. Вот почему она обращает ум и сердце молящихся людей к «Святейшему Слову», Христу, Который в скором времени апостольским и евангельским чтением и проповедью откроет нам Свое животворящее слово. «Господу помолимся», — возглашает диакон у Царских врат. И иерей: «Яко Свят еси Боже наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и святому Духу, ныне и присно», а диакон прибавляет: «и во веки веков». Таким образом, народ побуждается к воспомнанию в этот момент освящающего Господа и просить Его воздвигнуть других Святых, ибо этого хочет и Господь: «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фесс. 4:3). Церковное собрание также побуждается к тому, чтобы подражать святым Ангелам и воссылать ангельскую песть Его Божественному Величчию. После того как псалмопевцы подтверждают «Аминь» славословное восхваление Триединому Богу: «Яко Свят еси Боже и тебе славу возсылаем….», народ начинает петь известную Трисвятую песнь: «Святый Боже, Святый крепкий, Святой безсмертный, помилуй нас». Историк Феофан упоминает, что этот гимн был пропет жителями Константинополя по совету Ангела во время процессии, чтобы остановить землетрясения. Это произошло во время правления патриарха Прокла (438 г. н.э.). Землетрясения действительно прекратились, и с тех пор было установлено, что гимн Трисвятое следует произносить или петь каждый день во всех священных богослужениях. Смыслы, содержащиеся в Трисвятой песне, связаны с песнопением, услышанным пророком Исайей, воспевающим пред небесным престолом Божиим ангельским чином Серафимов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» (Ис. 6:1-3). Термины, которые добавляются: «сильный», «безсмертный» и «помилуй нас» часто используются в Священном Писании отношению к Богу.
Теперь поясним, почему слова Трисвятого гимна повторяются трижды каждый раз, когда мы его используем. Это потому, что свойства Бога «Святой», «Сильный» и «Безсмертный» относятся к каждому лицу Святой Троицы, а также к Трем Лицам вместе, как к равной и неделимой Святой Троице. Поэтому, когда мы впервые произносим Трисвятую песнь, пусть в сердце и в мыслях будем иметь, что обращаемся к Богу Отцу, Святому, Могущественному и Бессмертному. Когда мы повторяем гимн второй раз, мы обращаемся к Богу-Сыну, Который также также как и Отец, Свят, Крепок-Силен и Безсмертен. В третий раз мы обращаемся к третьему Лицу Святой Троицы, Святому Духу, который также, как Отец и Сын, Свят, Силен-Крепок и Безсмертен. Вы, должно быть, заметили, что гимн Трисвятой песни — когда он поется — не заканчивается троекратным повторением. Прибавлено краткое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу...» и Трисвятая песнь теперь обращена к Триединому Богу, Единосущному и нераздельному Единому Богу. Таким образом, Церковь с тех древних лет, когда столкнулась с христологическими ересями (арианство, несторианство и др.), старалась утвердить и поддерживать своих членов в православной вере. А Трисвятая песнь заканчивается словами «помилуй нас».
Воззрим же, братия, на Трисвятую песнь с радостью и умилением и попросим восседающего на славном Престоле Господа нашего удостоить нас с чистой совестью сопровождать Ангелов Его в сей благозвучной песне. Священник во время пения Трисвятого гимна, исполненный благодарности, воссылает молитву Трисвятого и молит Бога принять Трисвятую песнь, посетить его, то есть служителя, и молящихся людей, простить вольные и невольные грехи всех, и удостоить их в непорочности и благоговении служить Его Величию во все дни его жизни.
Завершая наши истолковательные комментарии на Трисвятую песнь, мы хотили обратить ваше внимание на великие Господские праздники, когда издревле во время их до совершения Божественной литургии было установлено совершать групповые Крещения. И в этих случаях вместо Трисвятой песни после совершения святого Крещения. поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). А в праздники Воздвижения Креста Господня и в Неделю Крестопоклонную поется гимн: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…».
http://oodegr.com/oode/biblia/8_leitoyrgia/19.htm
©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2022г.