Иоанн Литинас
Император Константин Великий и войны, ведущиеся по воле Божией
Μέγας Κωνσταντῖνος καί οἱ κατά βουλήν Θεοῦ πόλεμοι
Император Константин Великий «более из всех других благороднейший, кротчайший и весьма человеколюбивый» совершил во время своего правления многочисленные военные операции.1
В частности, когда он предпринял войну против Максенция (312 г.), когда император увидел знамение Святого Креста, «крестное знамение»(σταυροῦ τρόπαιον) на небе в полдень, составленной из света надписью «сим победишь» (τούτῳ νίκα), т. е. с силой знамения Креста ты одержишь победу», он взялся за защиту христианской веры и сам вел духовную жизнь.
Из Евсевия Кесарийского: "И начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его о себе и в предстоящем деле простер ему свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и прошения об этом, василевс получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто-то другой. Но нас с клятвой уверял в этом сам победоносный василевс, когда, спустя долго после того, мы писали настоящее сочинение, удостоились его знакомства и беседы; посему, кто станет сомневаться в истине сего сказания, тем более, что и последующее время было свидетелем его истины? «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу,"- говорил василевс,– «я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: «сим побеждай!» (τουτω νικα). Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо." (О жизни блаженного василевса Константина, 28 глава)
Вехой в его духовной жизни стало явление Христа видимым образом, Который приказал создать Крест, который он будет использовать как защиту во время войны.
Из Евсевия Кесарийского: "Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: «что бы значило такое явление?» Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов87." (29 глава)
Константин Великий соорудил не только священный символ из золота и драгоценных камней, но и многие другие кресты(его крест хранится в Святом Ватопедском монастыре). Он также нанес на свой шлем монограмму Христа «XР» и дал указания по сооружению знамен в форме креста — знамени (λάβαρου), которые в обязательном порядке носили все воинские части. 2
крест, созданный св. императором Константином, хранится в алтаре главного собора Ватопедского монастыря, Святая Гора Афон
Так, приняв в качестве покровителя Всевышнего Бога и призывая Христа как своего Спасителя и помощника, он шел во главе своих войск, преднося спасительные знамения и крест3.
Военная операция против Максенция рассматривалась как агрессивное вторжение в Италию с целью освобождения Рима от его порабощения тираном. Битва была выиграна благодаря чудесному вмешательству Бога 4, и боголюбивый царь с триумфом вошел в Рим. «Он же, имея врожденное благоговение к Богу, совершенно не тронутый восклицаниями и не превозносясь похвалами, в глубине души чувствуя помощь от Бога, сразу воздал благодарственную молитву Виновнику победы». 5
Евсевий Кесарийский был современником Константина Великого и был очевидцем и слушателем многих происшествий из его жизни. Видение креста и явившегося Христа было открыто Евсевию самим Константином. Это также раскрывает нам то, что святой император имел частые видения Бога и дар проницательности и предвидения.
Победы на полях сражений всегда приписывались силе Божией, и Евсевий объяснял, что Бог, в награду за попечение Константина о Церкви, «покоряет под ноги его все варварские народы». Он также свидетельствует о том, что у него было в обычае молиться перед всяким сражением только потому, что «он желает всегда все делать по воле Божией».8
Молясь, таким образом, избегая всякого утешения и нежной жизни, сам он упражнялся в посте и телесном злострадании, и он был удостоен Богоявления и после этого извещения он приступил к битве. Тогда, говорит Евсевий: «Внезапно он вскочил и повелел, чтобы войска сразу двинулись, без промедления взяв меч в тот же самый момент. Они же сразу пошли в атаку, мужественно сражаясь, так что за короткое время одержали победу и подняли знамена победы над врагами. 9
Однако Соборы того времени никогда не осуждали ни одну из войн, предпринятых святым императором. И войны в целом. Вероятно, потому, что знали, что «с точки зрения православных» 10 бывают случаи, когда Бог не только допускает, но и ведет, рекомендует и поощряет войну (ср. Иер. 27:14; Числ. 31, 7;Числ.314 исход 17, 11-14, Второзак. 21, 10; Второзак. 20, 1-4; Числ. 25, 6-13, 4 Царств 19, 32-35 и др) по причинам, известным Ему и Его Святым.
Источник: http://aktines.blogspot.com/2022/03/blog-post_85.html
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.
_____________________________________________________________________
Сноски
1. Евсевий Кесарийский. О жизни блаженного василевса Константина Εὐσέβιος Καισαρείας.Εἰς τόν βίον Κωνσταντίνου Βασιλέως. ΕΠΕ 4,237.
2. ὅ.π. ΕΠΕ 4,217-219
3. ὅ.π. ΕΠΕ 4,225
4. ὅ.π. ΕΠΕ 4,225-227
5. ὅ.π. ΕΠΕ 4,229
6. ὅ.π. ΕΠΕ 4,239
7. ὅ.π. ΕΠΕ 4,237
8. ὅ.π. ΕΠΕ 4,271
9. ὅ.π. ΕΠΕ 4,271-273
10. https://www.dogma.gr/ellada/egkyklios-i-synodou-gia-oukrania-katadikazoume-tin-viaii-eisvoli-ton-rosikon-stratevmaton-kai-ton-polemo-stin-oukrania/136565/