Зависимость от экрана растет вместе с детьми
Тихая зависимость подростков от мобильных телефонов
В каждом уголке повседневной жизни мы видим эту картину: дети и подростки не отрывают глаз от экранов своих мобильных телефонов. То, что изначально было инструментом общения и получения информации, быстро превращается в механизм зависимости, последствия которой невозможно игнорировать.
Мобильные телефоны начинают использоваться всё раньше. Ученики начальной школы теперь имеют «умные» устройства, а подростки проводят перед экранами по многу часов в день. Чрезмерное использование социальных сетей, онлайн-игр и бесконечные часы пассивного просмотра видео часто скрываются за невинным предлогом «поделиться с друзьями» или «использовать для учёбы».
Эта зависимость не только психологическая. Она имеет социальные и физические последствия, такие как изоляция, плохой сон, тревожность, снижение концентрации и даже ухудшение физического состояния из-за недостатка физической активности. Детям и подросткам сложно участвовать в активных дискуссиях, строить здоровые отношения и понимать границы между цифровым и реальным мирами.
Родители часто чувствуют себя беспомощными. Технологии повсюду, и полный запрет нереалистичен. Однако необходимо установить правила, такие как временные ограничения, запрет на использование во время еды или перед сном, и, прежде всего, честный диалог с детьми о рисках и их реальных потребностях.
Государство, школы и органы защиты детей также должны действовать. Внедрение образовательных программ по цифровому здравоохранению, повышение осведомленности семей и разработка политики более здорового использования технологий несовершеннолетними сейчас крайне необходимы.
Технологии могут быть союзниками. Но без руководства и контроля они становятся ловушкой. Наши дети заслуживают будущего с настоящими отношениями, осмысленным опытом и экраном, который не определяет их жизнь, а служит ей.
Чрезмерное использование мобильных телефонов детьми и подростками — явление, которое постоянно растёт и вызывает обеспокоенность как общества, так и образовательной среды.
Поскольку феномен зависимости детей и подростков от мобильных телефонов вызывает все большую обеспокоенность общества и родителей, мы попросили доктора Эрнестину Сисмани-Папакоста, главу Службы педагогической психологии Министерства образования, ответить на ключевые вопросы, касающиеся последствий чрезмерного использования, профилактических мер и роли школ.
Какие доказательства чрезмерного использования мобильных телефонов учащимися имеются в вашем школьном сообществе?
Чрезмерное использование мобильных телефонов детьми, учащимися и взрослыми становится всё более растущим социальным явлением на международном уровне. На Кипре, в связи с участившимися случаями чрезмерного и некорректного использования мобильных телефонов учащимися в школьных помещениях, по инициативе Министерства образования и науки в 2024 году были внесены поправки в Правила функционирования государственных средних школ, согласно которым использование мобильных телефонов ограничивается на протяжении всего учебного года. После вступления в силу новых правил использование мобильных телефонов в школах стало крайне ограниченным и связано с конкретными серьёзными причинами.
Растет ли число случаев, связанных с зависимостью от мобильных телефонов или злоупотреблением ими (например, дефицит внимания, агрессия, недостаток сна)?
Служба педагогической психологии редко направляет учащихся с симптомами, связанными с зависимостью от мобильных телефонов, к специалисту. В последние годы было опрошено очень мало учащихся, у которых была выявлена чрезмерная интернет-зависимость. Однако исследования показывают, что интернет-зависимость и чрезмерное использование интернета могут привести к серьёзным негативным последствиям, таким как социальная тревожность, одиночество, социальная изоляция, трудности с концентрацией внимания, депрессия и даже суицидальные мысли.
Существует разница между уровнями образования.
(Начальная, средняя, старшая школа)?
Использование мобильных телефонов в начальной школе находится на крайне низком уровне по сравнению с другими уровнями образования. С наступлением подросткового возраста и переходом в старшую школу потребность в использовании мобильных телефонов и общении в социальных сетях закономерно возрастает. Проблемы, возникающие в средних школах, связаны с ненадлежащим использованием мобильных телефонов и пропагандой насилия/кибербуллинга в школах. В последние годы кибербуллинг принял угрожающие масштабы, оказывая серьёзное негативное влияние на умственное и образовательное развитие учащихся.
Как в настоящее время формулируется закон о запрете мобильных телефонов в школах (например, утром, во время перемен, во время школьных занятий)?
Закон в школах соблюдается и соблюдается большинством детей. Особых проблем в этом вопросе в школах не наблюдается.
Что происходит в случае нарушения учащимися закона? Предусмотрены ли какие-либо санкции или корректирующие меры?
Активация и использование обучающимися мобильного телефона разрешается только в том случае, если это осуществляется под контролем преподавателя и служит учебной деятельности и учебно-воспитательному процессу в целом, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с безопасностью и/или здоровьем .
В течение первого периода применения изменённых правил директораты школ уделяют особое внимание информированию и ознакомлению учителей и учащихся с новыми правилами. В частности, в отношении применения педагогических мер Министерство образования рекомендует директорам школ использовать все имеющиеся по их усмотрению возможности для применения педагогического диалога, наблюдения, устного общения и совместного письменного педагогического обязательства. Более строгие педагогические меры, такие как исключение из школы, могут применяться в качестве крайней меры в случае повторных нарушений или в сочетании с другими, более серьёзными нарушениями, связанными с использованием мобильных телефонов.
Кроме того, руководству школы поручено обеспечить учащимся возможность пользоваться качественными помещениями для полезных и творческих занятий во время перемен, что сделает школьную среду более привлекательной для детей.
Какие профилактические программы реализуются в школах в связи с цифровой зависимостью?
Служба педагогической психологии в рамках своих полномочий разрабатывает по заявкам школ или по собственной инициативе программы, основанные на позитивной психологии и способствующие психическому здоровью всех детей.
В школах реализуются программы профилактики и вмешательства, направленные на развитие необходимых навыков самосовершенствования, самоконтроля и, в более широком смысле, поддержания хорошего психического здоровья всех детей. Одновременно реализуются программы и практические семинары, направленные на профилактику и борьбу с насилием и травлей посредством развития социальных навыков, навыков принятия и уважения к многообразию каждого ребенка.
Активно ли участвуют родители в информационных мероприятиях? Существует ли взаимодействие школы и семьи по этому вопросу?
Родители являются важными партнёрами школы, и их участие в мероприятиях, программах и событиях – залог успеха. Сотрудничество школы и семьи имеет решающее значение, и общество должно активно поддерживать семью и её активное участие в образовательном процессе. Вопрос поддержки семьи многоуровневый, поэтому для его достижения важно участие многих компетентных органов и служб.
Существует ли отправная точка для учащихся, испытывающих симптомы зависимости от мобильного телефона?
Школа с её механизмами поддержки и службами (консультационная служба, служба педагогической психологии, группа немедленного вмешательства) может стать точкой поддержки для учащихся, испытывающих симптомы чрезмерного употребления наркотиков. Постоянное обучение партнёров школы (учителей, родителей, учащихся), а также повышение осведомлённости общества в целом являются необходимым условием для снижения и решения этой проблемы.
Имеют ли они доступ к школьным психологам или другим специалистам?
Школы и родители могут обратиться к своему педагогу-психологу (во всех школах есть ответственный педагог-психолог) и направить к ней учащихся с особыми трудностями или обратиться за консультацией и руководством. Направление учащегося всегда осуществляется с согласия родителей/опекунов. Для адекватного реагирования на серьёзные и многогранные проблемы, с которыми сталкиваются современные школы, ощущается нехватка кадров службы и потребность в дополнительном персонале (на основе европейских и международных данных). Увеличение штата позволит Службе уделять больше времени как рассмотрению индивидуальных случаев, так и разработке профилактических мер.
Есть ли недавние исследования или данные об использовании мобильных телефонов студентами на Кипре? Каковы их основные выводы?
Данные международных исследований свидетельствуют о частых тенденциях и негативных последствиях чрезмерного использования мобильных телефонов и Интернета несовершеннолетними. На Кипре данных по рассматриваемой теме недостаточно. Тем не менее, некоторые исследования демонстрируют наличие проблемы чрезмерного использования и зависимости от Интернета, а также тенденцию к росту этого явления в школах. Следует отметить, что соответствующие исследования были опубликованы до внесения изменений в правила, ограничивающие использование мобильных телефонов в школах.
С какого возраста можно начать пользоваться мобильным телефоном на Кипре?
Наступление подросткового возраста также знаменует собой начало использования мобильных телефонов (за некоторыми исключениями) как на Кипре, так и в большинстве европейских стран.
Каким образом министерство планирует содействовать осознанному использованию технологий студентами после запрета?
Министерство образования, внедряя здоровые альтернативные меры в школьной среде, способствует сокращению использования мобильных телефонов учащимися. В то же время, обучение (учителей, родителей и учащихся) и повышение их осведомленности по общим вопросам развития и совершенствования навыков и психического здоровья способствуют ограничению использования мобильных телефонов и повышению качества жизни и образования.
Что говорит министерство родителям, обеспокоенным тем, сколько времени их дети проводят в цифровых медиа?
Детям необходимо общение и взаимодействие как с родителями, так и со сверстниками. Подчеркивание их активного участия в обучении, удовлетворение их потребностей и забота о них, а также возвращение игры и изучения окружающего мира как важной части детства – это здоровые и необходимые действия для их развития. Ограничение использования мобильных телефонов, особенно в раннем возрасте, и инвестирование в альтернативные виды активного отдыха и игры могут значительно улучшить психическое и физическое здоровье детей.
Психологическая оценка чрезмерного использования мобильных телефонов детьми
Психолог и личностно-центрированный психотерапевт Рания Михаэлиду выступает ниже и ясно выражает свою обеспокоенность постоянно растущей зависимостью подростков от мобильных телефонов. Основываясь на собственном ежедневном общении с детьми и семьями, она подчёркивает психологические последствия, роль семьи и необходимость осмысленного общения вместо простого запрета:
«Подростковая зависимость от мобильных телефонов стала повседневным явлением и источником серьёзной обеспокоенности для многих родителей. Как психолог с 20-летним стажем, я постоянно вижу подростков, погружённых в экраны, часто до раннего утра, что негативно сказывается на их психическом здоровье.
Основные психологические симптомы, которые мы наблюдаем, — это изоляция от семьи, повышенная тревожность, низкая самооценка, дезориентация личности и даже саморазрушительное поведение, связанное с тенденциями или моделями поведения в социальных сетях. Они часто проявляются в виде сильного гнева, реактивного характера и сильных вспышек отчаяния.
Семья играет решающую роль. Недостаточно просто оставить грансие? нам нужны присутствие, диалог и симпатия. Станьте «друзьями» с нашими детьми – с уважением, а не контролем. Показать, что нам небезразлично, как прошёл их день, что у них на уме. Когда они чувствуют, что их принимают и поддерживают, необходимость искать убежища только в Интернете отпадает.
Постоянное воздействие экранов глубоко влияет на самооценку и эмоциональное развитие. Многие подростки находят поддержку друг в друге, поскольку чувствуют, что взрослые их не понимают. Именно поэтому родителям и учителям важно «синхронизироваться» с новым поколением посредством образования, гибкости и открытого общения.
«Решимость — не строгость, а доверие, принятие и осмысленный контакт». Только так мы сможем воспитать независимость, уверенность в себе и психологическую устойчивость наших подростков. Я верю.