Выводы конференции в отношении Пасхального канона
Πορίσματα Ημερίδας περί Πασχάλιου Κανόνα
ВЫВОДЫ КОНФЕРЕНЦИИ, ОРГАНИЗОВАННОЙ ЦЕНТРОМ ПАТРИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 01.02.25 В АУДИТОРИИ ОТЕАКАДЕМИИ НА ТЕМУ: ПАСХАЛЬНЫЙ КАНОН: УСЛОВИЕ НЕПОДВИЖИМОГО ЕДИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ΠΟΡΙΣΜΑΤΑ ΤΗΣ ΗΜΕΡΙΔΑΣ ΠΟΥ ΔΙΟΡΓΑΝΩΣΕ Η ΕΣΤΙΑ ΠΑΤΕΡΙΚΩΝ ΜΕΛΕΤΩΝ ΣΤΙΣ 01.02.25 ΣΤΟ ΑΜΦΙΘΕΑΤΡΟ OTEACADEMY ME ΘΕΜΑ: ΠΑΣΧΑΛΙΟΣ ΚΑΝΟΝΑΣ: ΟΡΟΣ ΑΜΕΤΑΚΙΝΗΤΟΣ ΕΝΟΤΗΤΟΣ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ
В рамках решений Первого Вселенского Никейского собора достигнутое единство веры было закреплено решением об установлении общего празднования православными Пасхи. Церковь придавала первостепенное значение литургическому единству. По этой причине соответствующее решение, как видно из Первого канона Антиохийского собора, возвело его в ранг «Стандарта», равного по ценности Стандартам веры. Таким образом, он постановил, что православные на Востоке и Западе будут праздновать Пасху вместе в первое воскресенье после первого полнолуния весеннего равноденствия, тем самым гарантируя, что она не совпадет с иудейской Пасхой. Первый Вселенский Собор в качестве критерия празднования Пасхи установил несовместимость христианской и иудейской Пасхи. Не празднуя Пасху вместе с иудеями и отмечая святой праздник «в один день», первое обеспечивает целостность и отличие христианской Пасхи от иудейской как выражение веры, а второе обеспечивает литургическое единство Православных Церквей – христиан через совместное празднование праздника славного Воскресения «в один день».
Более того, Церковь, как удачно написал (отец Епифаний Феодоропулос), заботясь о своем единстве в православной вере, «никогда не помышляла о вступлении в соглашения» с еретиками «для установления общего празднования либо Пасхи, либо какого-либо другого праздника». Это исключает возможность религиозного синкретизма в связи с празднованием Пасхи. «Сию «Гору» «святого и великого собора... о святом празднике Пасхи», которая была решена на Первом Вселенском Соборе, все Отцы Церкви вплоть до святого Никодима Афонского соблюдали в точности. Они следовали догматическому соглашению Церкви и совершенно игнорировали астрономическую точность равноденствия. Как пишет святой Никодим, «и Вселенские Соборы, где после первого были и другие Отцы, видели, да, и они... как равноденствие далеко отступило; но они не хотели переносить его из месяца марта, куда его поместил Первый Собор, предпочитая больше согласие и единство Церкви, чем точность равноденствия» (Пидалион, стр. 11).
Как видно из протоколов так называемого Всеправославного съезда в Константинополе (1923 г.), наряду с установившимся изменением календаря, нарушившим литургически-праздничное единство православных, теперь открыто поднимался вопрос о сослужении с еретическими конфессиями. Таким образом, мы не должны недооценивать подробное определение празднования Пасхи, как будто бы имеющее дело только с солнцем, луной и конкретными датами. И это потому, что возможное нарушение Пасхального канона влечет за собой два зла. Празднование с еретиками и разделение церковного тела
Вселенский Патриархат сегодня пропагандирует совместное празднование Пасхи православными христианами и «западным христианством» как проявление любви Православной Церкви к каждому христианину. Однако упускается из виду основное условие общего празднования: общая вера. Совместное совершение богослужения выражает и укрепляет единство Церкви и основывается на общей вере, на едином мышлении верующих. Запад, с его высокомерием, создал богословие, основанное на рационализме и презрении к богословию святых отцов. В данном случае наблюдается полный разрыв между православными и папистами-протестантами по центральному вопросу спасения, дарованного нам через Крест и Воскресение. Паписты и протестанты верят, что с падением человека и его грехами справедливость Божия была оскорблена и что для того, чтобы человек был прощен и оправдан, Его Сын должен был умереть на кресте, чтобы Его справедливость была удовлетворена и человеческая природа могла получить искупление от смерти. Это логическая конструкция, которая соответствует отправлению человеческого правосудия. В отличие от православного учения отцов, богословствующих в Духе Святом, истина спасения открывается как дар божественной любви, как трансцендентная тайна, где через Крест и Воскресение изношенная человеческая природа исцеляется и обновляется во Христе и Церкви. Оба диаметрально противоположных учения ярко проявляются в изображениях событий Распятия и Воскресения православными и папистами соответственно. Поэтому совместное празднование с еретическим Западом невозможно и необходимо сохранение постановления Первого Вселенского Собора. В соответствии со своей рационализацией папство астрономически скорректировало равноденствие, но часто празднует Пасху с иудеями, в то время как целью точного определения празднования Пасхи было не празднование с иудеями.
В заключение следует отметить, что Православная Церковь с благоговением чтит решения Первого Вселенского Собора с момента его принятия и до наших дней, и поэтому она не может и не желает праздновать Пасху вместе, ни с иудеями, ни с инославными. Он следует канону Седьмого Вселенского Собора, который гласит, что «мы сохраняем неизменными все установленные нами церковные предания, как писаные, так и неписаные». Как уже было сказано, «Пасхальный канон никогда не может быть изменен, потому что это является хулой на Святого Духа и божественное вдохновение Церкви».
Забота Церкви — обеспечить литургическое единство и неразрывное общение Православных Церквей повсюду. Другим проявлением любви Церкви к каждому человеку является раскрытие Истины, Православной веры, всеми средствами, переданной нам Господом нашим Иисусом Христом через Апостолов и Святых Отцов. Так называемому «соблазну» «разделенного христианского мира», который экуменисты пропагандируют для достижения общего празднования при повсеместном распространении ересей, мы противопоставляем настоящий соблазн для православных христиан. Потому что в случае нежелательного празднования, как писал святой Филофей Паросский, «последуют смятение, волнения, споры, распри, враги, ненависть и другие виды зла, за которые приходит гнев Божий».
Мы желаем и надеемся, что при могущественном вмешательстве Господа нашего Иисуса Христа, только после всех Православных Церквей, мы будем праздновать 1700-летие со дня созыва Первого Вселенского Собора, выражая нашу благодарность и воздавая истинную честь его богоносным Отцам, которые и сохранили православную веру, и даровали православное богослужение через Пасхальный канон как объединяющее звено Тела Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.