Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Готовы ли христиане к соединению православных и католиков?

«Είναι έτοιμοι οι Χριστιανοί για την ένωση ορθοδόξων και ρωμαιοκαθολικών;»

 

Ираклис Реракис, профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля

Президент Всегреческого союза богословов

« Готовы ли христиане к соединению православных и католиков? »

 

Είναι έτοιμοι οι Χριστιανοί για την ένωση ορθοδόξων και ρωμαιοκαθολικών; - Φωτογραφία 1

 

Нам очень важно осознавать, что различия в вере, разделяющие людей и нации, нелегко сгладить. Однако Православная Церковь постоянно молится «о мире всего мира», мире и единстве веры, о чем молился Сам Христос   во время Своей Первосвященнической молитвы, прося Своего Отца и Отца всех людей и особенно христиан, чтобы они соединились в одном теле, одном стаде и одной вере: «да   будут все едины, как и Ты, Отче, во Мне, и Я в тебе» (Ин. 17, 21). О «Единстве веры и причастии Святаго Духа» молится и Церковь в своем Богослужении.

 Однако мы знаем, что с 1054 года существует Раскол между христианами Востока и Запада и что одним из главных препятствий на пути их объединения является то, что некоторые из них стремились и стремятся к Единству, в большей степени антропоцентричному, нежели богоцентричному, поскольку они не ставят в основу послушание воле Божией и в том, что относится веры в Него, но, кажется, предпринимают объединяющие усилия или создают движения, имеющие антропоцентрический и дипломатический характер, и  светской любви.

Фактически, судя по некоторой информации, ряд влиятельных людей, похоже, рассматривают вопрос будущего Единства христиан, связывая его со  своими геополитическими планами, поскольку они заинтересованы и способствуют любому организационному или объединяющему элементу, который мог бы содействовать организации глобального государства.

Таким образом, процессы создания Единства христиан, по всей видимости, включают в себя, явно или скрыто, некоторые светские ухищрения, которые, как обычно, сопровождаются   давлением или побуждениями светских чиновников, искусственно желающих десакрализировать и секуляризировать вопрос единства веры и оторвать его, насколько это возможно, от ее христианской цели.

В этом контексте представляется, что некоторые факторы, влиявшие в прошлом или влияющие в наше время на направление и содержание современного богословского диалога, в большей степени вкладываются в чувства, вызванные стремлением к человеческому миру и любви, и в меньшей степени   в мир который сходит свыше, который исходит из любви Божией и веры в личность и истину Христа, как она переживается в Церкви и как она выражена в соборном и вселенском этосе ее Святых Отцов Православной Традиции.

Таким образом, при обсуждении вопроса о Соединении мы не видим учтенных, как можно было бы ожидать, условий единства во Христе, то есть искреннего покаяния и стремления восстановить их в правильной и угодной Богу вере.

С точки зрения Православных Церквей ясно, что единство христиан и диалог в этом направлении есть вопрос богословского – и только – диалога в вере и истине, как это определено богословским Духовным Преданием Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью Христовой.

Однако диалоги Православной Церкви с христианскими конфессиями никогда не прекращались и не прекратятся, потому что долг и миссия православных христиан – благовествовать истину Христову всем людям, поскольку только «кто верует и крестится тот спасен будет».

С другой стороны, повторная евангелизация считается необходимой и важной  для  христиан, когда они осознают, что истина и жизнь их веры изменены, так как без нее, по указанию Священного Писания, их спасение находится под угрозой: " познайте истину, и истина сделает вас свободными».

Православная Церковь поэтому в любом случае должна двигаться в настоящем и будущем, основываясь на своей Истине. Священное предание по этой причине правомерно должно рассматриваться как некая формальная прочность, устойчивость в догматическом наследии Православия, а как полную и глубокую веру в постоянное явление Святого Духа, постоянно присутствующего в жизни членов Православия. Церкви, чтобы они могли Своими дарами пройти три стадии Совершенства и Спасения во Христе: Очищение, Просвещение и Обожение.

Вот почему, когда говорят о Единстве христиан, необходимо осознавать, что Раскол, как отделение и отдаление от спасительной истины, излечивается не светскими и не церковными встречами, беседами и любовными разговорами, а подлинным   диалогом истины и любви, а также реальным и истинное покаянием и исправлением со стороны тех, кто отклонился и уклонился от пути и истины Христовой, нарушая единство веры.

Таким образом, очевидно, что, если богословские причины, приведшие к отделению от Истины Христовой и Святых Отцов, не исчезнут, то бесполезно обеим сторонам далее двигаться к Единству, ибо это, если оно будет достигнуто, по другим светским критериям, будет непостоянным и уязвимым, в результате чего, как это случалось в прошлом, оно станет ложным, условным и иллюзорным.

Диалоги направленные на соединение Церквей велись и  после 1054 года, их было множество, но они были безрезультатны, хотя они продолжаются и в наше время. Это продолжение диалогов, когда они, конечно, ведутся в истине и любви, является актом созидания, поскольку обеим сторонам предоставляется возможность дискутировать на основе соборных и святоотеческих текстов, и чтобы удовлетворять опыту Святых Отцов, что, возможно, подействует положительно на возвращение отделившихся к Истине Христовой.

Однако было бы трагической ошибкой использовать или связывать богословский диалог о Единстве с мирскими планами и геополитическими устремлениями, поскольку любой небогословский подход к Единству приведет не к достижению истинного и богословского Единства, а к заключению условного сговора, с определениями, условиями и результатами, не имеющими отношения к христианской истине и жизни.

Что касается христиан, исторический опыт учит, что христиане не должны повторять ошибку предыдущих диалогов, в которых они были вынуждены уступить политическим движениям или давлениям, что не исцелило, а увековечило раскол, с решениями псевдосоюзов, которые послужили, исключительно, нечестивым ожиданиям, а не истине Евангелия. 

Ведь исторически известен результат таких действий, поскольку, когда предпринимались попытки принять лжеунию, с принятием православными представителями римско-католических вероучительных отклонений, они впоследствии аннулировались православным народом.

Вероучительные отклонения и различия выделялись, указывались Святыми, такие как святой Марк Евгеник: «Много лет тому назад (Римская Церковь) отделилась от общества четырех Святейших Патриархов , отделилась от морали и догматов Кафолической Церкви и Православных и внесла чуждые» .

Св. Иустин Попович также фиксирует свою позицию в отношении папских нечестивых учений: «Православное учение было отвергнуто и заменено латинской еретической пандоктриной о первенстве и непогрешимости папы. И из-за это всеереси родились и продолжают рождаться другие ереси: Filioque, отвержение эпиклезы, использование опресноков, введение учение о тварности божественной благодати, учение о чистилищном огне, сокровищницы преизбыточных добродетелей и т. д. » .

Из вышеизложенного кажется, что  в движениях, направленных на соединение, которые должны принять и понять, что отколовшиеся от Церкви, которые имеют расположение вернуться к истине через покаяние, никто в них до сих пор для этого ничего не делает. Поэтому необходимо уделить большое внимание вопросу богословского подхода к диалогу Востока-Запада, чтобы не рождались большие ожидания относительно прогресса в достижении истинного Единства и, следовательно, в истинном Единстве веры христиан.

 

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2025г.

Источник: https://www.inewsgr.com/0/einai-etoimoi-oi-christianoi-gia-tin-enosi-orthodoxon-kai-romaiokatholikon.htm

 



Подписка на новости

Последние обновления

События