Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Георгий Матзаридис, почетный профессор Богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля

Γεώργιος Ι. Μαντζαρίδης, Ομότιμος Καθηγητής Θεολογικής Σχολής Α.Π.Θ.

Святитель Григорий Палама, Архиепископ Фессалоникский

Άγιος Γρηγόριος ο Παλαμάς Αρχιεπίσκοπος Θεσσαλονίκης

Переход от первого Воскресения Великого Поста, которое посвящается Торжеству Православия, ко второму Воскресению, которое посвящается свт. Григорию Паламе, имеет двоякое значение: с одной стороны, это продлевает празднование Торжества Православия, за которое столько боролся и столько страдал свт. Григорий Палама, а, с другой стороны, тем самым подчеркивается необходимость объединения Православия с правым деланием, которому этот святой был очень ревностно привержен. Без поставления на первое место Православия и его связи с правым делание не может быть истинной христианской жизни.

Святой Григорий Палама (1296-1359) - один из величайших отцов Церкви. Его иногда называют четвертым Иерархом, святителем, наряду с Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, и при этом также его называют новым Златоустом.

После Святого Иоанна Дамаскина, который жил в 8-м веке и суммировал догматическое учение и христоцентричное содержание христианской жизни, начался новый исторический период. Он характеризуется, с одной стороны, дальнейшим развитием эмпирического, то есть опытного богословия, а с другой – развитием бесплодного консерватизма и христоподобного гуманизма.

Дух бесплодного консерватизма и гуманизма в 14 веке представлен в Византии Варлаамом из Калабрии Италийской, и другими богословами, такими как Григорий Акиндин и Никифор Григора. Хотя они и осудили некоторые положения учения Варлаама, однако же они были богословствовали от ума. Святой Григорий Палама отверг их богословие на основании живой традиции Церкви. Таким образом, голос Церкви, который в эту новую эпоху со своими собственными проблемами должен был быть также новым, был услышан из уст богослова, который жил и «переживал, выстрадал божественное», как всегда случалось с Отцами Церкви.

В основе патристического богословия и богословия св. Григория Паламы лежит опыт явления Бога в истории. И к этому опыту подходят не с помощью рациональных поисков, а с помощью жизненного  восприятия и усвоения божественного домостроительства. Старец Софроний Сахаров говорил, что без святого Григория Паламы мы не смогли бы  давать ответы нашему времени. Богословие святого Григория дает ключ к развитию православного богословского самосознания и его раскрытию в наше время. Вот почему  и обновление православного богословия, которое происходит примерно с середины двадцатого века, было напрямую связано с достойной оценки богословия св. Григория Паламы.

Центральное место в богословии этого святого занимает различие в Боге между действованием-энергией и сущностью. Это различие, основанное на Священном Писании, было богословски развито отцами Каппадокийцами. Святой Григорий Палама использовал это различие, подчеркивая несотворенную природу божественной энергии. Этот акцент не богословская инновация, а богословский акцент. Каждая природа имеет свою соответствующую энергию, действование. Тварная природа имеет созданную энергию-действование, в то время как несотворенная имеет несотворенную энергию.

Бог не пребывает вдали от человека и не входит с ним в общение, используя созданные средства, но Он входит в непосредственное и личное общение с ним с помощью Своих несозданных энергий-действований. Таким образом, человек может лично быть причастным божественной жизни и стать богом по благодати. Все паламитское богословие в конечном итоге завершается защитой истины о Христе обновления и обожения человека, то есть его избрания как личности стать «по подобию Божию».

Человек как творение по образу и подобию Божьему превосходит и ангелов. Таким образом, мы почитаем Богоматерь как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». На эту высоту человек был поставлен предвечным волеизъявлением Творца. Как отмечает Святой Григорий Палама, только люди из всех созданий обладают природной способностью изобретать и создавать множество искусств и наук. Таким образом, мы можем возделывать землю, строить и создавать несуществующие вещи, даже если мы делаем это из уже существующего материала, а не с нуля, то есть нечто того, что  принадлежит только Богу [1].

Другими словами, только человек среди творений Божиих имеет преимущество и привилегию создавать то, что мы называем культурой. С помощью культуры человек воплощает в жизнь свой внутренний мир. Таким образом, в каждой культуре отражаются предпочтения, чаяния и достижения человеческого общества. И человеческая культура, которая является в первую очередь созданием его разума, раскрывает его качество.

Ум человека, на котором в основывается, что называется «по образу Божию», работает правильно, когда он находится в общении со своим первообразом, Богом. Когда разум человека отворачивается от Бога, говорит святой Григорий Палама, «зверь становится одержимым демонами», он нарушает свои естественные границы и изменяется, соблазняясь сребролюбием, честолюбием и сладострастием[2].

Этот феномен наблюдается во всем мире и на протяжении всей истории. Но сегодня, в особенности, человеческие скотоподобное состояние и демонизация проявляются во всем их ужасном величии. Любовь к деньгам, как вторая форма идолопоклонства, поражает всю нашу планету. Люди вместе со всей землей, морем и воздухом оказываются в ловушке токсичных паров любителей денег. Приманкой, которую эти люди используют в любом возрасте, как и сегодня, является кредитование денег. Святой Григорий Палама подробно рассматривает эту проблему, указывая на ее катастрофические социальные аспекты. Пристрастный к деньгам и ссудам, говорит он, заражает не только его душу, но и все общество, приписывая ей [своей душе] преступление человеконенавистничества. Таковые разрушают жизнь заемщика, а также их душу. Интерес - это «порождение гадюк», гнездящихся в лоне скупых. Но даже если вы скажете, что вместо того, чтобы начислять проценты, вы просто оставите себе дополнительные деньги вместо того, чтобы одолжить их нуждающимся, вы, по мнению святого Григория, находитесь в том же положении.

Там, где есть интерес к получению процентов и любовь к деньгам, там возникают эксплуатация, изгнание и сладострастие. Человек игнорирует или проявляет безразличие к своему неповторимому величию, к самой его человечности, и он доходит до скотского состояния. Таким образом, создаваемая им культура крайне вредоносна и бесчеловечна. Такова, так или иначе, ослепительная культура, которую производит современный человек. Его великолепный и страстный ум отражается в его культуре. Без очищения ума от страстности и восстановления связи с первообразом, Богом, образом которого он является, он в конечном итоге станет «зверским или демоническим».

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2010г.

https://www.pemptousia.gr/2020/03/agios-grigorios-o-palamas-archiepiskopos-thessalonikis/

ССЫЛКИ

1. Γρηγορίου Παλαμα, Κεφάλαια 63, Γρηγορίου του Παλαμά, Συγγράμματα, εκδ. Π. Χρήστου, τόμ. 5, Θεσσαλονίκη 1992, σ. 71.

2. Βλ. Γρηγορίου Παλαμά, Ομιλία 51,10, Γρηγορίου του Παλαμά, Συγγράμματα, εκδ. Β. Ψευτογκά, τόμ. 6, Θεσσαλονίκη 2015, σ. 539.

3. Βλ. Γρηγορίου Παλαμά, Ομιλία 45,7, ό.π., σ. 483.

 

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События