Иоанн М. Фундулис, почетный профессор Фессалоникского университета (+2007) «Разумное богопоклонение», Салоники, 1971
Последование Великой Четыредесятницы (Великого поста)
Τοῦ Ἰωάννου Μ. Φουντούλη, Λογικὴ Λατρεία, Θεσσαλονίκη 1971
ΑΚΟΛΟΥΘΙΑ ΤΗΣ ΤΕΣΣΑΡΑΚΟΣΤΗΣ
Если кто-либо хочет пережить литургическое богатство, восхитительную таинственность и величие Великой Четыредесятницы, то ему следует постараться отойти от внешнего, поверхностного восприятия ее. Внешнее это то, что мы видим и что мы все узнаем в Воскресные дни Святого Поста. Эти Воскресные дни действительно имеют что-то особенное, что их отличает от Воскресных дней в остальное время года. Специфика праздничных тем, их гимнография, литургия свт. Василия Великого, которая совершается вместо литургии свт. Иоанна Златоуста – все это придает им особый колорит. Но Воскресенья святой Четыредесятницы в ней являются оазисами. По сути они находятся как бы вне ее. Очарование истинным постом кто-либо сможет ощутить в «море» или «сухой пустыне», как ее именуют Святые Отцы, этой самой Четыредесятницы, то есть в течение каждого дня, с понедельника по пятницу на протяжении шести ее недель.
Наша Церковь в монастырских богослужениях всегда видела особую идеальный и совершенный образ богослужения, поэтому со временем она заменила собой некоторые древние приходские богослужебные последования монашескими. Но в особенности это касается Святой Четыредесятницы, последование которой Церковь постаралась перенести из монастырских богослужений в светские храмы. Поскольку верующие не могли бы выбраться в пустыню, то Церковь перенесла богослужебные последования из пустынь в города. Ибо она хотела, чтобы и в эти умилительные дни и миряне могли бы вкушать таинственную красоту монастырских богослужений, чтобы мирских верующих немного делать монахами делали маленьких монахов. И этом нет ничего плохого.
В структуре монашеских богослужений периода Великого поста находится вершина всего годового цикла. Немногие из мирян могут присутствовать на них. Ибо они не имеют достаточного времени, не часто и имеют необходимого душевного расположения. Напротив того, в монастырях, где богослужение является центром жизни монахов и основным предметом интересов для тех из людей, которые посвящают себя этому, церковное богослужение периода святой Четыредесятницы становится своего рода пищей и почти что единственным занятием отцов
Мы постараемся дать некую диаграмму литургического содержания богослужений дней святой Четыредесятницы. В основе богослужений Четыредесятницы лежит число и диаграмма самих монашеских богослужений другого времени года. Что отличает их, так это их древнейшее содержание, вставка умилительных покаянных тропарей и, в особенности, длительность их по причине добавления многочисленных псалмов, чтений и других литургических элементов.
Богослужения упорядочены в семь частей, согласно словам псалма «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс. 118, 164). Хотя по своей сути они многочисленны. Благоговение монахов восхотело их увеличить с помощью добавлений и иных последований, так чтобы славословие Бога во время столь священного периода в году совершалось почти что непрерывно. Каждое богослужебное последование соответствует определенному времени дня или ночи. Это молитвенная остановка, которая освящает одну из частей двадцатичасового дня.
Молитва начинается с Полуношницы, а полночь считается наиболее подходящим временем для молитвы. В безмолвии и спокойствии монахи просыпаются и молятся. Они ожидают явление Жениха Христова, Который, согласно Евангелию, грядет «в полунощи» (Мф. 25: 6).
Богослужебное последование Полуношницы соединяется с последованием Утрени, утренней молитвой. Из особенностей, которые характеризуют Великопостную службу, мы укажем на два характерных момента: пение «Аллилуйя» с троичными и светильничными. «Аллилуйя» поется и на глас недели как припев в песни пророка Исайи «от нощи утреннюет дух мой к Тебе Боже» (Ис. 26: 9-15). Тропари, которые ее сопровождают, троичны, является неким чудесным согласием с «Аллилуйей» и песнью пророка Исайи. Это пение, которое слышится в храмах в темноте и тишине ночи.
Все вместе они составляют призыв, приглашение к вознесению славословия триединого Бога от всего творения. Люди соединяются с ангелами, чтобы воспевать трисвятую песнь триипостасному Божеству: «Свят, свят, свят». Невозможно найти наиболее подходящего песнопения для начала вознесения славословия нежели «Аллилуйя» - Хвалите Бога. Святая Четыредесятница - это период "Аллилуйя" – вознесения хвалы Богу.
В конце статьи утрени характерным явлением является появление дневного света. Тогда то и поются светильничные тропари, один на каждый глас. Они составляют благодарение за ниспослание солнечного света и молитву о о ниспослании умного света, просвещения от Христа нашим душам.
Последований часов - четыре.
A (Первый), который является продолжением Утрени и является просьбой о благословении на ших дел, которые мы начинаем в этот час – примерно в 7 утра.
Г (Третий), 9:00утра , время сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. В псалмах, в тропарях и в молитвах последования этого часа доминирует именно эта тема. Славословие и молитвенная просьба о ниспослании нам святого Духа.
΄ Στ в (Шестой час) время (12 часов дня, полдень) и Θ΄ (Девятый час - 3-й по полудни) в них звучит тематика Страстей Господних. 6 час это час распятия Христа, а 9-й час это время Его смерти – «Свершилось».
Θ΄9-ым( часом ) завершается богослужебное последование Типикона. В нем как в завершении тематики 9 часа, слышится песнопение гласа разбойника на кресте «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем (Си) »( Лук. 23:42), когда оно распевается как припев в блаженствам из Евангелий от Матфея.. Это напоминание об евангельском законе, но и ответ смиренного верующего в слова Христа: «Ты бо рекл еси, Господи, якоже блаженны – счастливы нищие духом, кроции, милостивые…. Я же не имам из этого нчесоже, посему аз взываю к Тебе яко разбойник «Помяни мя Господи».
У нас нет времени говорить о последовании умилительной вечерни и о ее прекрасных тропарях-стихирах, псалмах и чтениях, ни о сердце дней Великого Поста – литургии Преждеосвященных Даров.
Только два слова о Великом Повечерии, последовании, которое завершает день. Это длинное богослужение, которое посвящено молению об оставлении грехов, содеянных за день и о мирном и без соблазнов прохождении ночи.
Мы завершили краткое размышление о литургическом содержании священных дней Великого Поста.. Это не просто легкое очерчивание схемы. Небольшая попытка связать воедино прекрасный сад из многочисленных цветов. Это побуждает нас желать и узнать все это персонально, посредством собственного опыта.
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2020г.