Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф


29 ИЮНЯ-12 ИЮЛЯ ПАМЯТЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
 

СВЯТЫЕ АПОСТОЛЫ
ΟΙ ΑΓΙΟΙ ΑΠΟΣΤΟΛΟΙ

 

Апостолы Петр и Павел

 



С помощью Троичного Бога, мы, дорогие мои братья достигли конца поста Святых Апостолов.

Прежде всего мы напомним, что слово «апостол» относится к такому человеку, который кем-то посылается для некоторой миссии. Итак, Апостолы, эти простые рыбари, были посланы Самим воплотившимся Богом Словом во все концы вселенной для спасения людей.
Они были не самозванцы, но были по сути богопризванными, поскольку она были избраны, как об этом сказал Сам Христос, Самим Господом нашим Иисусом Христом. Для того, чтобы осознать и постичь тот великий вклад, который они внесли в дело спасения, для этого необходимо нам понять, осознать то, что они дерзнули, конечно же естественно по благодати Божией,
и на то, чтобы ниспровергнуть в то время существовавшие неприступные империи с их уже выстроенными социальными институтами. Они смогли с помощью благодати Божией одержать над ними победу.

Уникальность их служения и достоинство Апостолов состоит в том, что они и только были свидетелями Слова, поскольку они следовали за Ним шаг за шагом и слышали все Его слова, видели все Его действия и слышали учение Иисуса Христа. Сам же Господь незадолго еще до Своего Вознесения говорил им «
вы суть свидетели Мои».(Деяния. 1, 8) , то есть вы будете свидетелями по всей вселенной о всем том, что видели у Меня, Господа вашего, и что слышали от Меня, вашего Господа. Они и только они да будут говорить людям. То есть ничего более из того что слышали и ничего не убавляя из него.

Так, с тех пор весь последующий сонм Святых, если мы это осознаем, были ли они преподобные, либо были мучениками, либо богословами, святителями, священнослужителями и мирянами, весь этот избранный сонм святых в сущности же является ни чем иным как славным родом святых Апостолов, а главным образом носителем их учения.
Это первые святые Апостолы возвестили о том, что побежден наш величайший враг, которым является смерть, поскольку они первыми видели Воскресение Христово и передали эту весть по всему миру. И они,основываясь на этом личностном опыте воскресения, который они передали по любви и из сострадания ко всему человечеству, и почти что все они мученически пострадали
, братия, сами, а их жизнь была неким нескончаемым радостным свидетельством. Только они возвестили о том, что смерть побеждена. И как мы все понимаем, что существует только одна вещь о которой мы не можем выносить наше суждение — это наша собственная жизнь.

Они возвестили о победе, которой все человечество не просто не придало значения, но даже и не стремилось понять, или даже если предположить, что о нем бы размышляли и думали бы о нем, то не испытывали бы особой радости.

В этом случае нам необходимо заметить то, о чем далее говорится в Символе веры: веруем «Во Единую, святую, соборную, то есть вселенскую , и апостольскую Церковь». Это означает, что одним из основополагающих признаков Церкви является ее апостоличность. То есть что наша Церковь утверждается и основывается на учении Святых Апостолов. Поскольку Христос, вероятно мы не задумывались об этом прежде, ничего не написал, не писал абсолютно ничего. Хотя Он Сам и является Словом Отчим.
Как замечает свт. Иоанн Златоуст: «Письменный закон явился после падения, потому что первозданные люди в раю не имели нужды в писанном законе. Так что писанный Закон в сущности, как бы это не казалось нам странным, это ниспадение после падения». И далее этот святой отец говорит следующее: «Вторым величайшим ниспадением является то, что хотя и существует писанный Закон, однако мы им пренебрегаем». Итак, Христос не писал никаких слов. Однако Апостолы записали произнесенное Христом устно Его учение, которое они вполне естественно восприняли от Самого Христа и ничего не писали кроме того, чему они были наставлены. Ничего ни больше и не меньше.

Таким образом, возникло так называемое «Апостольское Предание» которое вполне естественно включает в себя Новый Завет и главным образом Священное Предание, то есть первоначальные христианский нравы и обычаи, которые существовали в нашей Святой Церкви в начале христианской эпохи. Как, например, способ рукоположения в священный сан через руковозложение, . Это касается и центра ​​евхаристического собрания - Божественной литургии, также как и первого Апостольского собора, который состоялся в 49 году от Р. Х. при председательстве на нем не апостола Петра, а святого Иакова, брата Господня, - это сказано специально для латинян. Посему с тех пор первый Апостольский собор стал источником для установления так называемого «соборного принципа» нашей святой Церкви.

Тогда Апостолы собрались на нем, чтобы решить и единогласно текущие проблемами нашей святой Церкви. Из этого Апостольского собора, как мы уже сказали, проистекает принцип соборного устройства в Церкви. Поэтому что наша святая Церковь в качестве высочайшего своего авторитета имеет только Вселенский собор, а не какую-то авторитетную личность, индивидуальность, как например, западные христиане в качестве авторитета имеют Римского папу. И совершенно прав был блаженной памяти сербский богослов прп. Иустин Попович- который безукоризненно владел греческим языком, - когда он говорил, что в человечестве было три величайших падения: Адама и Евы, Иуды и Римского папы».

Таким образом, была сформулировано Апостольское Предание. Теперь, чтобы правильно интерпретировать Апостольское Предание нам необходимо ответственно основываться на Святоотеческом Предании, которое является ни чем иным как истолкованием, которое дали нашей святой Церкви Святые Апостолы для прочтения церковной истории. И они дали верную интерпретацию истории, Писания потому что эти Святые Отцы были очищены, были просвещены, были обожены, обладали божественным опытом боговидения. И, как мы уже говорили, мы должны основываться и опираться кроме Святых Отцов также на определения Вселенских соборов.

Святоотеческое Предание имеет равное значение и положение с Апостольским преданием. Если же мы его отвергаем, Святоотеческое Предание — поскольку некоторые люди в наше время либо по своему неведению, либо же намеренно желали бы его отвергнуть, то тогда бы мы впали в субъективную интерпретацию Священного Писания. Это означало бы, что каждый будет читать Священное Писание и будет его истолковать так, как он хочет, или же, что еще лучше, подвергаясь влиянию своих страстей, либо будет его понимать, либо не будет. И понемногу мы будем падать как и протестанты, у которых существует уже тысячи разных направлений и группировок.

И, наконец, братия мои возлюбленные, наиболее важное заключается в следующем: Апостольское Предание кроме всего прочего заключается в следующем: Апостольское Предание будет передаваться от Христа через апостолов миру посредством самой этой Церкви. Потому что Христос не только говорил, или проповедовал, или творил чудеса, но выше всего этого, что для нас имеет наибольшее значение, Он Сам на века нам передал Свою святую Церковь. Поскольку некоторые люди, которые вероятно и слушают слова Христа, но они смогут написать какие-то иные евангелия. Однако эти другие люди не могут нам передать Церковь.

И когда мы говорим «Церковь», то мы подразумеваем под этим словом Таинства святой Церкви, а прежде всего источник всех Таинств, которым является священство. Поскольку Апостолы были рукоположены Самим Господом,а в затем они передали священство, которое существует и будет существовать, согласно не ложным словам Христа, вплоть до кончины мира. По сей причине мы не беспокоимся за судьбу Церкви. Более же всего нам следует беспокоиться о нашей собственной судьбе.


И только Православная Церковь обладает тем, что мы называем «непрерывное апостольское преемство», поскольку только в нашей Православной Церкви существует установленное и непрерывное апостольское преемство, начиная со времен Апостолов и плоть до сего дня. То есть ни у западных христиан, ни у коптов, ни у армян, ни у разного рода раскольников нет апостольского преемства. То есть все они откололись от Церкви.

И вне Церкви нет спасения. И если же кто-то находится вне Церкви по своему неведению, то естественно он имеет много смягчающих обстоятельств. Судьей является только Бог. Однако если кто-то находится вне Церкви по убеждению, при плохом расположении к ней, то тогда все это к сожалению составляет для таких людей сложности и затруднения для спасения в превосходной степени.

Желаю мои возлюбленные братия, чтобы мы вели брань, жили в подвиге и не как нам нравится, но согласно с апостольским образом и примером, о котором мы уже говорили, в соответствии с истолкованием этого апостольского образца, который мы найдем в Святоотеческом Предании нашей Церкви, дабы тем самым нам войти в Царствие Божие, дабы нам стать святыми между святыми, являющимися сладким плодом святых Апостолов. Аминь.


архимандрит Арсений Kaтерелос
игумен. Монастыря Св. Николая /диврисского в Фиотиде
(Слово произнесенное в храме священной митрополии Лимийской 29/6/1997)

 

© перевод «Православного Апологета» 2014 год

http://www.impantokratoros.gr/root.el.aspx



Подписка на новости

Последние обновления

События