Станет ли Швейцария первой страной, запретившей создание общества безналичных расчетов?
Πρόκειται η Ελβετία να γίνει η πρώτη χώρα που θα απαγορεύσει μία κοινωνία χωρίς μετρητά;
/images/st/5117/img_5117_17c80d62a39c9737ccc17b7141caf2bb.jpg
Как и в соседних Германии и Австрии, в Швейцарии по-прежнему царят наличные деньги, хотя и в гораздо меньшей степени. Но вскоре у швейцарцев будет возможность проголосовать за сохранение банкнот и монет на неопределенный срок (Референдум в Швейцарии уже прошел и большинство граждан высказалось за сохранение расчетов в стране наличными денежными средствами Прим. переводчика См. Граждане Швейцарии не желают упразднения наличных (Ελβετία: Οι πολίτες δε θέλουν την κατάργηση των μετρητών)https://enromiosini.gr/arthrografia/elvetia-oi-polites-de/ ).
Это редкая положительная новость, хотя неудивительно, что она почти не привлекла внимания за пределами Швейцарии. Насколько мне известно, ни одно из ведущих СМИ США, Великобритании, Франции, Германии или Испании даже не удосужилось осветить этот вопрос. На самом деле, я обратил на это внимание всего несколько дней назад, более чем через неделю после того, как эта история была первоначально опубликована, потому что мне об этом рассказал мой знакомый с семьей в Швейцарии.
Итак, вот кульминация этой истории: в начале прошлой недели либерально настроенная швейцарская группа активистов под названием «Швейцарское движение за свободу» (FBS) объявила, что собрала достаточно подписей (111 000), чтобы инициировать Референдум о сохранении наличных денег для следующих поколений. В случае одобрения эта инициатива потребует от федерального правительства обеспечения того, чтобы монеты и банкноты всегда были доступны в достаточном количестве. Кроме того, любая попытка заменить швейцарский франк другой валютой — скорее всего, цифровой валютой центрального банка — также должна быть поставлена на всеобщее голосование.
Из Рейтер:
У швейцарских граждан будет возможность попытаться отстоять гарантии на то, чтобы их экономика никогда не превратилась в безналичную экономику, заявила группа активистов в понедельник после сбора достаточного количества подписей для проведения референдума по этому вопросу.
Швейцарский активист Движения за свободу (FBS) говорит, что сейчас роль наличных денег во многих экономиках сокращается, поскольку электронные платежи становятся стандартом для транзакций во все более оцифрованных обществах, что облегчает государству контроль за действиями своих граждан.
По этой причине он призывает добавить в закон о валюте Швейцарии пункт, который регулировал бы то, как Центральный банк и Правительство должны управлять денежной массой, оговаривая, что «достаточное количество» банкнот и монет всегда должно оставаться в обращении.
В рамках швейцарской системы прямой демократии это предложение станет законом, если оно будет одобрено избирателями, но правительство и парламент будут решать, как закон будет реализован.
FBS сообщает, что роль наличных денег во многих экономиках, включая Швейцарию, снижается, поскольку на первый план выходят цифровые способы оплаты, облегчающие государству и центральному банку контроль за поведением граждан.
«Понятно, что… переход на безналичный расчет затрагивает не только вопросы прозрачности, оперативности или безопасности… он также сопряжен с огромным риском тотальной слежки», — заявил президент FBS Ричард Коллер на сайте движения.
Наличные по-прежнему в Швейцарии доминируют, хотя и в гораздо меньшей степени.
Как и в соседних Германии и Австрии, в Швейцарии по-прежнему царят наличные деньги, хотя их роль в последние годы значительно сократилась. Согласно результатам последнего исследования потребительских привычек граждан, проведенного Швейцарским национальным банком осенью 2020 года, 97% граждан Швейцарии по-прежнему держат наличные деньги в своих кошельках или дома для покрытия своих повседневных расходов, что значительно выше, чем в большинство стран.
40 % транзакций по-прежнему осуществляются с использованием наличных денег, что также выше, чем у многих более «безналичных» европейских соседей Швейцарии, таких как Великобритания (около 15 %), Швеция (менее 10 %) и Норвегия (3–4 %, самый низкий уровень наличных расчетов). уровень использования в мире). Тем не менее, он снизился примерно на 70% по сравнению с тем, что было 3 года назад. Кроме того, с точки зрения стоимости транзакции дебетовая карта недавно превзошла наличные в качестве способа оплаты с наибольшей долей разовых платежей.
«Результаты опроса показывают, что с точки зрения количества произведенных платежей наличные по-прежнему остаются наиболее часто используемым средством платежа среди населения Швейцарии», — сказал Фриц Цурбрюгге, тогдашний вице-председатель правления Швейцарского национального банка. Банк (СНБ).
«Однако по сравнению с 2017 годом, когда было проведено первое исследование способов оплаты, доля использования наличных значительно снизилась. Пандемия коронавируса дала дополнительный импульс этому переходу от наличных к безналичным способам оплаты».
Как хорошо известно читателям, пандемия еще больше усугубила ранее существовавшие тенденции, в основном из-за необоснованных опасений, что наличные деньги могут усугубить распространение COVID. Эти опасения подпитывались и усиливались средствами массовой информации и использовались некоторыми розничными торговцами (например, британскими супермаркетами Tesco), чтобы оправдать поощрение всех покупателей избегать оплаты наличными. Даже сегодня, когда большинство мер общественного здравоохранения (по крайней мере, несанитарного характера) приостановлено, розничные торговцы в некоторых странах продолжают отказываться от наличных денег.
Согласно SNB, три уникальных преимущества наличных денег
Дата проведения Референдума по инициативе об использовании наличных пока не определена. В сообщении Swiss Info по этому поводу отмечается, что ни одна из основных политических партий Швейцарии не поддерживает эту инициативу. Он также подчеркнул либеральные взгляды активистской организации ФСБ, сравнив кассовую инициативу с неудавшейся инициативой суверенных денег в июне 2018 года, также известной как Vollgeld, которая была направлена В 2019 году на веб-сайте МВФ (Международного валютного фонда) в сообщении под названием «Обналичивание: как заставить работать отрицательные процентные ставки», основанном на исследовании сотрудников МВФ, предлагалось создать двухвалютную систему, в которой будут постепенно обесцениваться по отношению к электронным деньгам, что позволит центральному банку устанавливать «столь отрицательную процентную ставку, которая необходима для борьбы с рецессией, не вызывая каких-либо крупномасштабных замен наличными».
Как отмечают сами авторы поста, внедрение такой системы «потребует значительных изменений финансовой и правовой системы» в каждой стране. «В частности, — продолжают они, — необходимо решить фундаментальные вопросы, связанные с денежным законодательством, и обеспечить его соответствие правовой базе МВФ. Также потребуются огромные усилия для коммуникации этих систем».
Причина этого в том, что большинство людей в большинстве стран, если бы они были должным образом информированы, очевидно, предпочли бы не жить в экономике, где процентные ставки были бы значительно ниже нуля, а наличные деньги по замыслу и по закону еще более недооценены, чем сейчас. сегодня. Они, вероятно, также предпочли бы не жить в экономике, основанной на CBDC, где в значительной степени неподотчетные Центральные банки будут иметь беспрецедентные полномочия по наблюдению и контролю над населением.
Вот в чем проблема: с гражданами, независимо от того, живут ли они в Нигерии, Великобритании, США, России, Бразилии или еврозоне, не консультируются. И именно поэтому то, что происходит в Швейцарии, потенциально так важно. По крайней мере, будет публичное обсуждение этого вопроса.
Как отмечает президент FBS Ричард Коллер, продвижение таких гарантий доступа к наличным деньгам в Европейском союзе потребует «почти невозможного» процесса получения одобрения от всех 27 государств-членов. Это также повлечет за собой общественные консультации, представительство и подотчетность, которых просто не существует на уровне ЕС.
Если бы референдум FBS об удержании наличных денег действительно состоялся и правительство фактически приняло закон, не слишком ослабляя его (два очень крупных «IF»), Швейцария могла бы стать потенциальным «европейским знаменосцем в области защиты наличных денег», — говорит Коллер. И это, по скромному мнению блогера, было бы неплохо.
На прекращение банковской деятельности с частичным резервированием, включая создание бухгалтерских денег, которые были предусмотрены законом,. Швейцарским национальным банком (SNB).
СНБ выступила против этого Референдума. Пока не ясно, что он будет делать с денежной инициативой. Официально у Центрального банка нет предпочтений в отношении того, расплачиваются ли граждане наличными или цифровыми альтернативами. Свобода выбора — вот что важно. В своем выступлении в ноябре прошлого года под названием «Популярно, но под давлением — наличные деньги в цифровую эпоху» Мартин Шлегель, заместитель председателя правления SNB, выделил три ключевых преимущества наличных по сравнению с цифровыми платежами:
Во-первых, использование наличных делает управление деньгами простым и понятным. Легче контролировать свои расходы, используя банкноты и монеты. Ему нужно только открыть свой кошелек, чтобы увидеть, может ли он позволить себе дополнительные расходы. Правильно, родители обычно дают своим детям карманные деньги наличными. Напротив, когда вы держите пластиковую карту над платежным терминалом, все, что вы видите, — это сумма, которая будет списана с вашего счета в какой-то момент в будущем.
Во-вторых, благодаря простоте использования наличные деньги позволяют каждому участвовать в экономической и общественной жизни. Вам не нужно иметь учетную запись или мобильный телефон, чтобы расплачиваться монетами и банкнотами, и вам не нужно быть связанным с цифровыми технологиями.
В-третьих, при оплате наличными вам не нужно указывать личную информацию, такую как имя или номер карты. Однако при электронных платежах сохраняется информация о лицах, совершающих транзакцию, и их поведении.
Шлегель сказал, что для того, чтобы граждане могли продолжать пользоваться этими преимуществами, SNB должен помочь поддерживать швейцарскую инфраструктуру наличных денег, такую как операторы обработки наличных в коммерческих банках. Он также должен обеспечить, чтобы магазины продолжали принимать банкноты и монеты для покупок.
Однако, чтобы не забегать вперед, результат референдума в Швейцарии автоматически не становится законом. Как любезно отметил читатель NC «Irrational», есть много случаев, когда швейцарское правительство, парламент, суды и официальные органы откладывали и/или смягчали нежелательные законы, одобренные гражданами.
Денежный кризис в Норвегии
В некоторых странах, которые очень близки к безналичной системе, центральные банки и правительства уже предпринимают шаги по сохранению услуг с использованием наличных денег. К таким странам относится Норвегия. В ходе опроса, проведенного в 2021 году, центральный банк страны Norges Bank обнаружил, что многие коммерческие банки страны больше не несут ответственности за предоставление услуг с использованием наличных денег. Это стало одним из основных усугубляющих факторов так называемого «кассового кризиса» в Норвегии в мае 2022 года, когда карточные терминалы по всей стране отключились на несколько часов, в результате чего миллионы людей не смогли проводить транзакции.
Этот кризис подчеркнул важную роль, которую по-прежнему играют наличные деньги, которые Шлегель описывает как «особенно устойчивые в условиях кризиса»:
Вы можете расплачиваться бумажными деньгами, даже когда перестал работать карточный терминал, когда нет сигнала мобильного телефона или электричества. Таким образом, наличные деньги служат важным резервным решением в случае локальных или даже более масштабных сбоев в платежах по картам или других программных приложениях.
Похоже, что «кризис наличности» в Норвегии побудил как правительство, так и Norges Bank поддержать услуги с использованием наличных денег и права расплачиваться банкнотами и монетами. В сентябре 2022 года Министерство юстиции и готовности к чрезвычайным ситуациям представило предложение о внесении изменений в Закон с целью усиления права на оплату наличными, при этом физические предприятия обязаны принимать конкретные меры, а в отдельных случаях использование других услуг тоже считается.
Но в то же время большинство центральных банков, в том числе Norges Bank и SNB, также изучают возможность запуска собственной цифровой валюты центрального банка (CBDC) в недалеком будущем. Хотя большинство центральных банков неоднократно заявляли, что CBDC, оказавшись в обращении, будут сосуществовать с наличными, нет никаких гарантий, что это произойдет или при каких обстоятельствах.
В 2019 году на веб-сайте МВФ (Международного валютного фонда) в сообщении под названием «Обналичивание: как заставить работать отрицательные процентные ставки», основанном на исследовании сотрудников МВФ, предлагалось создать двухвалютную систему, в которой будут постепенно обесцениваться по отношению к электронным деньгам, что позволит центральному банку устанавливать «столь отрицательную процентную ставку, которая необходима для борьбы с рецессией, не вызывая каких-либо крупномасштабных замен наличными».
Как отмечают сами авторы поста, внедрение такой системы «потребует значительных изменений финансовой и правовой системы» в каждой стране. «В частности, — продолжают они, — необходимо решить фундаментальные вопросы, связанные с денежным законодательством, и обеспечить его соответствие правовой базе МВФ. Также потребуются огромные усилия для коммуникации этих систем».
Причина этого в том, что большинство людей в большинстве стран, если бы они были должным образом информированы, очевидно, предпочли бы не жить в экономике, где процентные ставки были бы значительно ниже нуля, а наличные деньги по замыслу и по закону еще более недооценены, чем сейчас. сегодня. Они, вероятно, также предпочли бы не жить в экономике, основанной на CBDC, где в значительной степени неподотчетные центральные банки будут иметь беспрецедентные полномочия по наблюдению и контролю над населением.
Вот в чем проблема: с гражданами, независимо от того, живут ли они в Нигерии, Великобритании, США, России, Бразилии или еврозоне, не консультируются. И именно поэтому то, что происходит в Швейцарии, потенциально так важно. По крайней мере, будет публичное обсуждение этого вопроса.
Как отмечает президент FBS Ричард Коллер, продвижение таких гарантий доступа к наличным деньгам в Европейском союзе потребует «почти невозможного» процесса получения одобрения от всех 27 государств-членов. Это также повлечет за собой общественные консультации, представительство и подотчетность, которых просто не существует на уровне ЕС.
Если бы референдум FBS об удержании наличности действительно состоялся и правительство фактически приняло закон, не слишком ослабляя его (два очень крупных «IF»), Швейцария могла бы стать потенциальным «европейским знаменосцем в области защиты наличности», — говорит Коллер. И это, по скромному мнению блогера, было бы неплохо.
Источник:https://enromiosini.gr/arthrografia/prokeitai-i-elvetia-na/