Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Георгий Мантзаридис, почетный профессор Богословского факультета Аристотелевского университета в Салониках

Успение Божией Матери

H Κοίμηση της Θεοτόκου

The Dormition of the Mother of God

Источник Жизни во Гробе полагается, и лествица к небеси Гроб бывает...

стихира самогласна на "Господи воззвах" Великой вечерни праздника Успения Богоматери

В гимнографии Православной Церкви Богородица именуется «богом после Бога, стоящим на втором месте после Святой Троицы». Некоторым может показаться, что эти термины преувеличенны, чрезмерны и догматически необоснованны. Однако это, конечно, не так, поскольку они передают квинтэссенцию православного богословия и антропологии.

Богородица является не только первым, но и единственным лицом, действенно содействовавшим исполнению искупительного замысла Божественного Промысла. Она единственный «посредник благословений за пределами природы» [1]. Ее ответ на приветствие Архангела Гавриила был началом онтологического процесса спасения и обновления человеческого рода и всего творения.

Человеческое «соработничество», являющееся, по сути, исходным пунктом православного догматического учения, является не только нравственным, но и онтологическим требованием нашего спасения. Бог не спасает нас без нашего «соработничества», то есть нашего сотрудничества. Наше свободное согласие и участие в этой задаче являются требованием, и оно выполняется при содействии Богородицы в плане Божественного промысла. Без присутствия Божией Матери и ее всестороннего участия в плане божественного промысла спасение и обновление мира остались бы в подвешенном состоянии.

Как замечает святой Николай Кавасила, подобно тому, как волей Христа было стать человеком, так и Деве было необходимо стать Его Матерью с ее добровольного согласия. И потом, разве Спаситель не был личностью и Сыном Человеческим только из-за своей плоти? Но у него была и душа, и разум, и воля, то есть все человеческое. Это означает, что Его Мать также должна была быть совершенной, поскольку Она должна была служить носителем не только природы его тела, но также его разума и воли со всем, что Он имел как человеческое существо. Иными словами, Божия Матерь должна была принести Богу всю Себя, духовно и телесно, чтобы Бог мог спасти всю человеческую личность [2].

Богоматерь пришла не с неба, а с земли, как и весь остальной наш падший род, забывший свою истинную природу. Богородица, однако, противостояла всякому нечестию и с великой благодарностью проявляла добродетель, всецело отдавая себя Богу[3]. Таким образом, мы могли бы сказать, что догматический смысл человеческого соработничества воплощен в своей наиболее совершенной форме в лице нашей Госпожи. Однако, как замечает святой Николаяй Кавасила, Дева не была похожа на землю, которая способствовала формированию первого человека просто тем, что была невольным материалом, использованным Творцом. Вместо этого она трудилась и Сама предлагала Богу все то, что привлекло Творца на землю [4].

Своим свободным и всеобъемлющим вкладом в дело спасения и обновления Богородица стала соавтором и Матерью «нового творения». «Откуда новое творение? Итак, кто изменил все сущее?» — спрашивает Николая Кавасила и продолжает, что, - конечно же, небо приняло новых, возрожденных граждан, которых Дева перенесла туда от земли» [5]

 

В праздник Успения Божией Матери, да и вообще в праздник всех святых Церкви, мы совершаем то, что кажется странным: празднуем их смерть, их исход, кончину. Мы делаем это не потому, что радуемся смерти, а потому, что радуемся силе, которую дает нам Церковь для преодоления смерти. Мы празднуем это как временный сон. Мы празднуем его не как сошествие в ад, а как восхождение на небеса.

Но особенно в праздник Успения Божией Матери мы воспоминаем или, вернее, празднуем самое святое и странное успение особого человека: успение Божией Матери, Матери Жизни. И мы отмечаем его не как событие, которое имеет отношение только к нашей Госпоже, а ко всем нам, к каждому из нас.

 

Мы все смертны, как и наша Владычица. Все мы получили Божий дар пережить смерть как успение в Церкви. Это дар, впервые осуществленный Богородицей благодаря Ее добровольному согласию на призыв Божий во время Благовещении родить Христа: «Се, раба Твоя. Да будет мне по слову твоему» [6].

Этим своим абсолютным послушанием Богородица укоренила Церковь в мире как богочеловеческую общину и сделала дар победы над смертью доступным для всех нас. Так что Пятидесятница, день рождения Церкви Христовой, по существу начинается в день Благовещения. Он начинается с открытия общины прославления, в которой упразднена смерть и царит истинная жизнь.

Если Христос — автор спасения и освящения мира, то Богоматерь — «соавтор». Но Христос, рожденный «однажды во плоти» от Богоматери, также рождается постоянно «в Духе» любовью ко всем, кто готов принять Его. Он становится младенцем и принимает форму верного с добродетелями [7]. Тем самым верные занимают место Богородицы в духовном плане и, по благодати Святого Духа, становятся Матерью Христа, подобно тому, как они становятся Его братьями и сестрами и членами Его тела с их вхождением в Церковь и их участием в крещении и святом Причащении.

Сам Христос сказал: «Матерь Моя и братья Мои суть слышащие слово Божие и соблюдающие его»[8]. Что же касается Христа, то и для Богоматери, и для каждого христианина смерть не есть конец жизни, и это не уничтожение. Это засыпание и вхождение в новую жизнь, настоящую жизнь, вечную жизнь. Вот почему, как сказано в каноне, воспетом на Ее Успении, «умирая, воскресает с Сыном, живя вечно» [9]. Как мать Жизни, она живет вечной жизнью с Господом Жизни. Точно так же и верующие, живущие верой во Христа, в Церкви, после смерти вступают в новую перспективу бессмертной и небесной жизни.

 

 

СНОСКИ

  1. См. Песнь Богомаетри, песнь 2-я, Утреня, 8 июня.
  2. См. Св. Николай Кавасила. На Благовещение 5.
  3. Он же, На Рождество 6-7.
  4. Он же. На Благовещение 2.
  5. Он же. На Успение, 3.
  6. Лука 1, 38.
  7. См. Максим Исповедник, Miscellaneous Chapters, 1, 8, PG 90, 1181 AB.
  8. Лука  8, 21.
  9. Косма Маюмский, канон, песнь 1.

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2022

 



Подписка на новости

Последние обновления

События