СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА И СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ О МУЧЕНИКАХ
Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16)
ИСКУПЛЕНИЕ
Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу (καὶ ἐξάξω ὑμᾶς) вас из-под ига Египтян (ἀπό τῆς δυναστείας τῶν Αἰγυπτίων), и избавлю вас (καὶ λυτρώσομαι ὑμᾶς) от рабства их, и спасу вас мышцею простертую и судами великими (Исх. 6, 6)
Свт. Василий Великий: «Итак, не брата ищи для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который един может дать измену за всех, потому что Его предположи Бог очищение верою в крови Его(Рим. 3, 25). Моисей был брат израильтянам, однако же не мог искупить их…Моисей не освободил народ от греха, но только умолил Бога не карать за грех».1
-
Свидетельства Священного Писания и соответствующих толкований святых отцов, что мученичество – это жертва
Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоанн. 15, 13)
Свт. Кирилл Александрийский: «Ясно говорит, что это заповедь и это учу делать и помышлять желающих следовать Мне, именно стараться о такой любви друг к другу, какую Я уже показал ранее и исполнил. Итак, какой предел любви Христовой каждый должен представлять себе, это опять Сам показал, сказав, что нет ничего более такой любви, которая повелевает и самую душу отдавать за любимых… Но вот теперь Спаситель из любви к нам положил за нас и самую душу Свою и, показав некое несравненное человеколюбие, явил нас ревнителями и треблаженными, не имеющим недостатка ни в каком вообще благе…В таком смысле, полагаю, приведенные слова будут приличествовать Богодухновенным главам учеников. Если же и на всех простирать это изречение, то есть сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, то исследование даст великую пользу. Ведь если любовь к братьям содержит и совершает исполнение всей заповеди Спасителя нашего, то разве не достоин великого удивления тот, кто преимущественно ее старается совершить безпорочно и безукоризненно, как скоро она есть, так сказать, возглавление всех добродетелей? Ибо второю после любви к Богу является любовь друг к другу, и вся сила благочестия к Богу как бы заключается в одном этом сове «слове, именно: возлюбиши ближнего твоего, как себя самого». (Гал. 5, 14)
Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало
(2 Тим. 4, 6)
Свт. Иоанн Златоуст: «Не сказал: моего жертвоприношения, но нечто более, потому что от жертвы не все приносится Богу, а от возливаемого (σπονδῆς) – все.2»
Бл. Феофилакт. Болгарский: «Не сказал: я приношу себя в жертву, но сильнее. Ибо в жертве не все приносится Богу, а возлияние все было приносимо»3
Свт. Феофан Затворник: «Жрен бываю, - σπένδομαι. Меня уже закалают в жертву; «или я уже приношу себя в жертву Христу» (Экумений Триккский). «Стою при самом конце подвигов. Умервщление свое назвал Апостол закланием в жертву (т. е. выразил словом - σπένδομαι); потому что за благочестие проливаема была кровь (σπονδη – возлияние жертвенное)» (бл. Феодорит Киррский). «Не назвал готовящейся ему смерти- жертвою, - θυσίαν- но возлиянием, - σπονδη, выражаясь сильнее и священнее. Ибо в жертве обыкновенно только часть некая приносима была на всесожжение Богу; а возлияние все было Ему приносимо. Это же делать заповедует он и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12, 1). Ибо закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит в жертву. Илиσπενδομαι он разумеет, как καταλύω πολεμον, - кончаю мою со всеми войну»4
Но, если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам (Филипп. 2, 17)
Свт. Иоанн Златоуст: «И утешает их относительно своей смерти, и научает охотно переносить смерть за Христа. Я делаюсь, говорит, как бы возлиянием и жертвою. О блаженная душа! Жертвою называет приведение их. Подлинно, принести в жертву душу гораздо лучше, нежели принести волов. Итак, если к этому приношению и сам себя присоединю, как возлияние, то радуюсь, говорит, о смерти моей».5
Бл. Феофилакт Болгарский: « Хотя, говорит, я и принесением в жертву, «но я соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей», то есть соделав прежде вас жертвою Богу, посвятив вас на служение Богу и соделав вас верующими. Но в виду смерти я нисколько не печалюсь, но радуюсь и сорадуюсь всем вам. Радуюсь тому, что приношу вашу веру Христу, как жертву»6
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12, 1)
Бл. Феофилакт Болгарский: «Иначе: мы должны представить члены свои Богу, как царю, неукоризненными и наилучшими; ибо таковые предстоят царю. Потом мы должны их представить в жертву живую; ибо когда умервщляем их, тогда живем по духу».7
-
Святоотечекие высказывания о мученичестве как жертве
Свщмч. Киприан Карфагенский: «И без того, вы совершаете и приносите жертву Богу сколько драгоценную.ю сколько же и славную, которая много послужит к воздаянию нам наград небесных, так как Божественное писание говорит: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Таковую жертву вы приносите Богу; соделавшись жертвами для Бога, вы беспрестанно совершаете эту жертву и днем и ночью, представляя самих себя святыми и непорочными жертвами…»8
Свт. Григорий Богослов: «…не менее поучительны для нас мученики – сии словесные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, сие проповедание истины, обличение лжи, исполнение духовно-разумеваемого Закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира».9
Свт. Григорий Богослов: «…ибо, как думаю, для очищенных кровию и подражающих жертве Христовой святых мучеников соблюдается то, чего око не видало, ухо не слыхало, и не воображал ум человеческий, свободно созидающий в себе представление о блаженстве».10
Свт. Иоанн Златоуст: «Вы по благодати Божией, не нуждались более ни в каком доказательстве, уже укоренившись в вере; а жители Рима, где великое тогда было нечестие, имели нужду в бόльшей помощи. Посему и Петр, и Павел, и после них этот муж, все там были принесены в жертву, как для того, чтобы этот город, оскверненный кровью идолов, очистить собственной кровью, так и для того, чтобы самым делом представить доказательство воскресения распятого Христа».11
Свт. Иоанн Златоуст: «Ты получил от природы язык, но ты воспитал из него мученика; ты получил уста, хранилище языка, но ты устроил из уст жертвенник для языка; ты получил кольцо, чтобы извлекать звуки, но ты показал его колосом отсекаемым; ты получил язык, служителя слов, но ты принес его в жертву Христу, как непорочную овцу…Ты, доблестный муж, восхитил честь равную жертвоприношению патриарха, принесши единородную отрасль языка вместо единородного сына».12
Богослужебные последования
Из общей службы священномученику (по Великому зборник. Мукачево. 1991, ч.1)
«Жертву Богу принося безкровную, яко священникъ законнейшiй, богоглаголиве всечестне, послѣжде яко всеплодiе и прiятну жертву, тебе самаго кровiю, яко мученикъ истеннейшiй, Христу принеслъ еси, Его же моли о поющихъ тя» (Стихира на Господи воззвахъ, с. 438)
«Священникъ законньйшiй, даже до кончины твоея былъ еси, блаженне священнодьйствуя бо божественная и неизглаголанная таинства, кровь твою излиялъ еси за Христа Бога, и жертву благоприятну себе привелъ еси…» (Слава на Господи воззвахъ, с. 439)
«Всесовершенну жертву живу, себе Христу принеслъ еси мучениемъ…» (Канонъ утрени, Песнь 3, с. 444)
«Всесожженiе божественное ты, и чиста жертва принеслся еси Спасу всехъ, священномучениче премудре». (Песнь 4, с. 445)
«Жертва и жритель бывъ, пожерлъ еси себе Богу веры ради…» (Песнь.6, с. 446)
«Священнодействовалъ благочестно Христову службу тайную, словесное овча самъ принеслся еси Ему жертва приятна и благоугодна, всесовершаемая кровiю, преблаженне» (Песнь 8, с. 448)
-
Мученичество – это литургическое продолжение искупительного подвига Христа: Священное Писание и толкования святых Отцов Церкви
-
-
Святая Церковь в лице своих Отцов учит о мученичестве как равноценном Таинству Крещения
-
Свт. Кирилл Иерусалимский: «Кто не примет крещение, тот спасение не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во времена гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря:можете ли пить чашу, юже аз Пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Марк. 10:38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь…».13
… со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Филипп. 2, 12-13)
Свт. Феофан Затворник:: «Побуждением страху Божию поставляет Апостол то, что Сам Бог действует в них, и в желаниях их добрых и в добрых делах. Это еще сильнее того, что говори Златоуст: помни, что Бог везде, следовательно с тобою и при тебе. Здесь говориться, что Он не при нас только, но и в нас; и не яко покоющаяся сила, но яко сила во всем действующая…А таковы все христиане. Они сочетаваются с господом и имеют Его в себе действующим» (стр. 367-368) «Бог действует не потому, что принуждает и приневоливает, но потому что, находя в нас усердие, усиливает оное благодатию» (с. 369)
Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь (Кол. 1, 24)
Свт. Иоанн Златоуст: «Мне кажется, он сказал великое4 но это не по дерзости, - нет! – а по сильной любви ко Христу. Он не хочет, чтобы эти скорби присваивались ему, а Христу…Так он не стыдится и эти страдания приписывать Ему, потому что (Христос) не только умер за нас, но и после смерти готов страдать ради нас. (Апостол) желал и постарался доказать, что (Христос) и теперь собственным Своим телом подвергает Себя опасности ради Церкви. К этому направлена его речь, т. е., что вы не нами бываемы приводимы, а Им, хотя делаем это мы, - мы приняли на себя не свое дело, а Его…Посмотри, как много он высказывает, обнаруживая сильную любовь. Как во втором послании к Коринфянам он писал: в нас положи служение примирения (Кор. 5, 18), и еще: во Христе посольствуем, яко Богу молящу нами (ст. 20), - так и здесь, чтобы более привлечь их, говорит то же: его ради стражду, т.е., хотя тот, должен вам, и удалился, но я отдаю Его долг. Вот и о лишении он говорит с целью показать, что, по его мнению, Христос еще не все претерпел. За вас, говорит, он и по смерти страдает, если требует нужда. То же он представляет иначе и в послании к Римлянам, говоря:иже и молится за ны (Рим. 8, 32), показывая, что Он не удовольствовался только смертию, а после того делает за нас безконечно многое».14
Блаж. Феофилакт Болгарский: «И исполняю (καὶ ἀνταπληρῶ) лишение скорбей Христовых во плоти моей. По-видимому тщеславно и безумно это слово, но нет, напротив, оно полно великой любви ко Христу. Ибо он желает убедить их, что Христос и теперь еще за них страждет, и что не через нас, апостолов, вы приходите(к Богу), но через Того (Христа), хотя и через наше посредство. Итак, что же вы делаете, отступая от Того, Который и после своей смерти подвергается за вас опасностям? Смысл его слов таков: если еще дожжен был Христос страдать за вас, но удалился и не отдал сего долга, тоя исполняю Его долг; подобно тому как в отсутствие полководца помощник его, оберегая фалангу и занимая его место, получал бы вместо него раны. Потому ведь и сказал – лишение (ὑστερήμα-недостаток), чтобы показать, что, по его мнению, Он не все еще претерпел. Он настолько любит нас, что и после своей смерти, как будто недостаточны прежние страдания, страдает в моем теле; ибо Он не удовольствовался Своею смертию, но и еще совершает безчисленные благодеяния. Итак, Павел, не превознося себя, говорит это, но из желания показать, что Христос еще и ныне печется о них.
За тело его, еже есть церковь. Сказав, что хотя и я страдаю, но на самом деле это – страдания Христовы, он придает достоверность этим словам, говоря, что и эти (страдания) происходят ради тела Его. Итак, не почитайте хвастовством эти слова, но верьте, что Тот, Который не презрел соединить с Собою церковь, и теперь еще ради ее страждет в моей плоти».15
Свт. Иоанн Златоуст: «Сильнейшим по-истине доказательством воскресения служит то, что Христос умерщвленный явил после смерти такую силу, что живых людей убедил презирать и отечество, и дом, и друзей, и родных, и самую жизнь ради исповедания Его…»16
Святые Отцы Церкви.
Свмч. Киприан Карфагенский: «С каким благоволением в лице таковых рабов Своих и поборал и побеждал сей Хранитель веры, подающим верующим столько, сколько кто по своей вере принять может! Сам Он присутствовал на своей брани – сражающихся и подвизающихся за Его имя Сам ободрял, укреплял, воодушевлял. И Он, однажды победивший за нас смерть, всегда побеждает в нас».17
Свт. Иоанн Златоуст: «Не душа уже только, но и самое тело их стало причастным большей благодати, и не только не потеряло, после частых терзаний и разсечений, той крепости, которую имело, но и приобрело большую и высшую. Что может быть удивительнее этой победы, когда (враги) не смогли победить тех, которых держали и имели в своих руках в своих руках, и связавши терзали по своей воле, а напротив сами жалким и несчастным образом были побеждены ими? Они воевали не против них, а против обитающего в них Бога; а всякому известно, что воюющему с богом вполне необходимо потерпеть крайнее поражение, неся наказание за одно лишь начинание».18
Свт. Иоанн Златоуст: «Если Христос умер и не воскрес, то кто совершил эти сверхъестественные дела?»19
Свт. Иоанн Златоуст: «И кто не пойдет на эти подвиги с великою радостию, имея в виду приобщиться страданий Господних и сделаться сообразным смерти Христовой. Это – достаточное воздаяние, честь большая, награда превышающие труды, еще прежде царствия небесного».20
Свт. Иоанн Златоуст: «Потому, что она, как бы в какой-нибудь дивной красильне, сделавшись царскою багряницею, отправилась к вышнему Царю и с великим дерзновением вошла на своды небесные, меду тем как сам Христос невидимою рукою поддерживал святую голову мученицы и крестил ее огнем, как бы водою».21
Мученичество-это крещение кровью, равноценное таинству Крещения
В тех случаях, когда человек не получил возрождения в таинстве Крещения, то таковое он получает в пролитии мученической крови. Это то крещение, «каким крестился Сам Христос»22(Мф. 20, 22-23), замечает митрополит Макарий (Булгаков).
Свмч. Киприан. Карфагенский: «Какое крещение может иметь большую и высшую силу, как крещение исповедания и страдания, когда исповедующий Христа перед людьми крещается собственной кровию?»23
Свмч. Киприан Карфагенский: «…а во-вторых, они и не лишаются таинства крещения, как люди крещенные славнейшим и величайшим крещением крови, о котором и Господь говорил: что он намерен креститься иным крещением (Лк. 12, 50). А что крестившиеся своею крови. И освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что Он будет с Ним в раю (Лк. 23, 43)».24
Свмч. Киприан Карфагенский: «Да будет известно, что оглашенные (которые подвергаются мученичеству) не лишаются таинства Крещения: ибо крещаются славнейшим и величайшим Крещением крови, о котором и Господь говорил, что Он имеет креститься иным крещением (Мф. 20, 22). А что крестившийся своею кровию и посвятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать божественного обетования, свидетельствует тот же господь во Евангелии».25
Свт. Кирилл Иерусалимский: «Кто не примет крещение, тот спасение не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во времена гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пить чашу, юже аз Пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Марк. 10:38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь…».26
Свт. Василий Великий: «Иные, в подвигах за благочестие, действительно, а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды для своего спасения в символе-воде, крестившись собственной кровью».27
Свт. Григорий Богослов: «Знаю и четвертое крещение – крещение мученичеством и кровию, которым крестился и сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поколику не оскверняется новыми нечистотами».28
Блаж. Августин: «Для тех, которые умирают за исповедание Христа не приняв еще купели возрождения, она имеет такую же силу отпущения грехов, как и омовение святым источником крещения. Ибо сказавший: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3, 5), исключает их другим Своим изречением, в котором с такою же всеобщностью говорит: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32)…Ибо что честнее смерти, через которую отпускаются все грехи и умножаются заслуги?»29
Свт. Иоанн Златоуст: «Итак, вчера господь наш крестился водою, а сегодня раб крещается кровью; вчера отверзлись врата неба, сегодня попраны врата ада. Не удивляйтесь, если я мученичество назвал крещением: и здесь дух витает с великим обилием, и бывает изглаждение грехов и дивное некое и чудное очищение души, и как крещаемые – водою, так претерпевающие мученичество омываются собственной кровью, что случилось и с этим (мучеником Лукианом)».30
Свт. Иоанн Златоуст: «И если ты хочешь убедиться, что это событие было несомненным крещением, послушай, как Христос называет смерть Свою крещением. Так, беседуя с сынами Заведеевыми, Он говорит: чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися (Мф. 20, 23). А каким крещением крестился Христос, после крещения Иоаннова, кроме смерти и креста? Как Иаков, не распятый, но усеченный в голову мечем, крестился крещением Христовым, так и эти, хотя и не были распяты, но скончавшись от воды, крестились крещением Христовым».31
Мученичество и скорби – это средство избавления от греха
Свт. Григорий Нисский: «Поелику через удовольствие вошел грех, то противоположным будет, без сомнения изгнан. Посему те, которые гонят за исповедание господа, и вымышляют нестерпимые мучения, трудностию оных доставляют душам некоторое исцеление, приражениями скорбей врачуя от болезни сластолюбия, так приемлют Павел – крест, Иаков – меч, Стефан – камни, блаженный Петр – прободение копьем во главу; все бывшие после подвижники веры – разнообразные виды мучений, зверей, пропасти, костры, оцепенение от хлада, обнажение ребер от плоти, пробитие главы гвоздями, избодение очей, отсечение перстов, вырывание с обоих сторон тела по частям, томление голодом – все это и подобное сему, как очищение от греха, с веселием терпели святые, чтобы и следа, произведенного сластолюбием, не оставалось в сердце после того, как это болезненное и мучительное ощущение сгладит в душе все отпечатки сластолюбия».32
Плоды мученического подвига
Свт. Иоанн Златоуст: «Если совершившие великие подвиги при праотцах наших , предлагая в защиту имена святых мужей и при бегая к наименованию Авраама, Исаака и Иакова, получали некоторое утешение, а от воспоминания этих имен получили великую пользу, то много более мы, предлагая в защиту не имена только, но и и сами тела подвизавшихся, в состоянии будем приклонить Бога на милость, снисхождение и благоволение».33
Свт. Иоанн Златоуст: «Смерть мучеников есть поощрение верных, дерзновение церкви, утверждение христианства, разрушение смерти, доказательство воскресения, осмеяние бесов, осуждение Диавола, учение любомудрия, внушение презрения к благам настоящим и путь стремления к будущим, утешение в постигающих нас бедствиях…, корень и источник и мать всех благ…»34
Свт. Иоанн Златоуст: «Лишь только она вошла на костер, как дым, поднявшись на высоту и распространившись в воздухе, задушил всех бесов, летающих в воздухе, прогнал диавола, очистил естество самого воздуха. После того, как воздух был оскверняем дымом идолов, поднялся другой дым, который очистил приставшую к нему от них нечистоту. И сравнение с источником может быть приложено к этому костру».35
Свт. Иоанн Златоуст: «О, чудный костер! Какое сокровище содержал он, - этот прах и пепел, дорогой более всякого золота, благовоннейший паче всяких ароматов, драгоценнейший всяких камней! И в самом деле, чего не может сделать богатство и золото, то могут – останки мучеников. Золото никогда ни болезни не исцеляло, ни смерти ни прогоняло, а кости мучеников совершали и то и другое, одно при наших предках, другое при нас».36
Свт. Григорий Богослов: «…не менее поучительны для нас мученики – сии словесные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, сие проповедание истины, обличение лжи, исполнение духовно-разумеваемого Закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира».37
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1 Беседы на псалмы. М. Изд-во Московского подворья СТСЛ. 2000, стр. 226-227
2 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. Издание СПбДА. 1905, т. 11, кн. 1, с. 823
3 Толкование на Новый Завет блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского. СПб. Изд. П. П. Сойкина, с. 873
4 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Пастырские послания. М. Паломник. Правило веры. 1995, стр. 624 – 625.
5 Свт. Иоанн Златоуст. Указ. Сочин., с. 294
6 Толкование на Новый Завет блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского. СПб. Изд. П. П. Сойкина, с.706
7 Там же, с. 364
8 Свмч. Киприан Карфагенский. Письмо к Немезиану и другим, сосланным на рудокопни. Творения. М. Паломник. 1999, с. 679
9 Свт. Григорий Богослов. Творения. СПб. Изд. П. П. Сойкина, т. 1. Слово 24, в похвалу святого священномученика Киприана…, с. 348
10 Свт. Григорий Богослов. Творения, т. 1. Слово 11, говоренное брату Василия Великого, святому Григорию Нисскому…, с. 198
11 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. 1894, т. 2, ч. 2. Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу., стр. 639-640.
12 Там же, Слово второе о святом мученике Романе, с. 659
13 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М. Синодальная библиотека. 1991. Огласительное поучение третье, с. 37
14 Свт. Иоанн Златоуст. Указ. Сочин., с. 389
15 Блаж. Феофилакт, архиепископ Болгарский. Указ. Сочин., стр. 737-738
16 Свт. Иоанн Златоуст. Указ. Сочин. Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу., с. 640
17 Свшм. Киприан Карфагенский. Письмо к мученикам и исповедникам. Творения. М. Паломник. 1999, стр. 433-434
18 свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. 1896, т. 2, ч. 2. Похвала египетским мученикам, с. 743
19 Похвала мученице Дросиде., с. 733
20 Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим, с. 765
21 Похвальное слово мученице Дросиде, с. 736
22 Макарий, архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. СПб.1857, с. 260
23 Свмч. Киприан Карфагенский. Творения. М. Паломник. 1999, Письмо 60 к Юбаяну о крещении еретиков, с. 627
24 Там же, с. 628
25 Письмо LXXVII к Юбаяну
26 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М. Синодальная библиотека. 1991. Огласительное поучение третье, с. 37
27 О св. Духе, гл. 15
28 Слово на святые светы явлений Господних
29 Блаж. Августин. Творения. О граде Божием. СПб.-Киев. 1998, книги 1-13, кн. 13, гл. 7, стр. 561-562
30 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. 1896, т. 2, кн. 2. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане, стр. 564-565
31 Там же. Похвальная беседа о святых мученицах Вернике и просдоке девах и о матери их Домнине, с. 684
32 Свт. Григорий Нисский. О блаженствах. Репринт. М. 1997, стр. 124-125
33 Похвала Египетским мученикам., с. 742
34 Похвала святой великомученицу Дросиде и о памяти смерти., с. 732
35 Похвала святой великомученице Дросиде и о памяти смерти., с. 736
36 Похвала святой великомученице Дросиде, и о памяти смерти., с. 737
37 Свт. Григорий Богослов. Творения. СПб. Изд. П. П. Сойкина. Слово 24, в похвалу святого священномученика Киприана…, с. 348