Изменение мира оказывает влияние на монашество. Но монашество должно оставаться неизменным. Понижение статуса православного монашества в эпоху секуляризации является недопустимым.
Церковная жизнь не должна подвергаться никаким воздействиям. Ее постулаты обязаны сохраняться, монашеские идеалы не следует пересматривать. Они должны продолжать дарить обществу дух аскезы, воздержанности и смирения, которые так важны в нашей жизни. В период своего расцвета монашество дарило славу Церкви. Сейчас же монашество представляется миру чем-то лишним, несовременным, бесполезным и даже вредным.
И воцерковленные люди порой с опаской смотрят на уход молодых людей в монастыри, говоря, что общество в этих молодых людях нуждается больше. Уход в монастырь образованных, талантливых и умных людей кажется неправильным. Но монашество представляет собой церковный институт, взрастивший многих святых. Аскеза, исихазм, молитва святых как в пустыне, так и в монастырях, открыли нечто высокое и важное, показали, что такое равноангельская жизнь.
Иоанн Лествичник говорил, что просвещенные монахи явили миру свет Христов. Святые монахи и пустынники пользуются в Церкви особым почитанием. Исихастское богословие, защищавшее православную догматику, зародилось именно в монашеских кругах. Безызвестных, скрывающихся, смиренных монахов Церковь возвышала до патриархов и других избранных чинов. Монашество подарило миру известнейших миссионеров, гимнографов, писателей и проповедников. Оно раскрыло глубину, важность и всеобщность Евангелия. Монахи без лишних слов показали это примером собственной жизни. Всему мирскому и материалистическому монахи противопоставили православную духовность с ее идеалами очищения, просвещения и обожения. Они учреждают добродетель вместо злобы, умеренность – вместо пресыщения, нестяжательство – вместо богатства.
На протяжении всей жизни монах прилагает все силы, чтобы научиться смирению и покаянию. Они борются за искоренение эгоизма, страстей и пороков.
Согласно святому Никодиму Святогорцу, монастыри представляют собой гавань спасения, мастерскую добродетели и жилище святости. Монастыри зиждутся на монахах – послушных, терпеливых, тихих, кротких, любящих Бога и ближнего. Монах пытается достичь первозданного совершенства своей личности, обожения и святости. Монашеская жизнь посвящает себя святому, стремится к бесстрастности, испытывает священный трепет Божественной любви. Монах воплощает святую мудрость, духовность, творит молитву, печалится о грехах и радуется Божественным дарам: радости, надежде и бесстрашию. Постепенно воля монаха отождествляется с волей Божьей. Монах проводит свою жизнь в борьбе с эгоизмом и заискиванием, с пристрастием к наслаждениям и тщеславием.
На Святой Горе более всех почитается Богородица. Отцы – святогорцы преклоняются перед Пресвятой Богородицей – образцом чистоты, кротости и смирения. Богородица терпеливо сносит мирскую фальшь и мелочность, вселяя надежду. Старцы побуждают всех вести богобоязненную жизнь. Сейчас на фоне упадка культуры наблюдается расцвет монашества. Одни люди игнорируют, проявляют равнодушие и даже борются с Богом, в то время как другие продолжают любить Его, и эта любовь приводит их в монастыри.
Монастыри – это надежные укрытия, чистые источники и медоносные соты. Устроенные в красивых местах, монастыри – это места благочестивых паломничеств, подкрепления душевных сил, училище, направляемое Святым Духом, жилище благочестия. Женские и мужские, древние и новые, малочисленные и многочисленные монастыри – все они маяки, освещающие жилища духовных воинов, которые вдохновляют, благословляют и воодушевляют.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.