дьякон Георгий Максимов
БИБЛИЯ И СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЯЗЫЧЕСТВЕ
|
Библия о язычестве
Во многих местах Священного Писания говорится об отношении к языческим религиям и их последователям. Признается реальность духовных существ, которым поклоняются язычники, но при этом отрицается их претензия на божественность: ...нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1 Кор. 8: 4—6).
Указывается ряд признаков, существенно отличающих истинного Бога от ложных языческих богов. Перечислим некоторые из них:
1. Господь есть верховный Бог: Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои (Пс. 85: 8), ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами (Пс. 94: 3), Он есть Бог богов и Владыка владык... (Втор. 10: 17). Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги (Пс. 96: 7).
2. Господь есть Творец мира: Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил (1 Пар. 16: 26). Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес (Иер. 10: 11).
3. Только Господь знает будущее, поскольку всеведущ: Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели (Ис. 41: 23).
4. Всевышний Господь находится ближе к человеку и более заботится о нем, чем ложные боги: ...есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? (Втор. 4: 7).
5. Господь обладает реальной властью над тварным миром: Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? (Исх. 15: 11).Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь?.. Не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это (Иер. 14: 22).
6. Бог судит ложных богов, они подвластны Его суду и бессильны противостоять Ему: А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд (Исх. 12: 12). Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские... (Ис. 19: 1). Так говорит Господь Бог: истреблю идолов и уничтожу лжебогов в Мемфисе, и из земли Египетской не будет уже властителя, и наведу страх на землю Египетскую (Иез. 30: 13). ...Вот, приходят дни, когда Я посещу идолов Вавилона, и вся земля его будет посрамлена, и все пораженные его падут среди него (Иер. 51: 47).
У того, кто вошел в Завет с истинным Богом, не может быть связей с язычниками и языческими богами: ...не заключай союза ни с ними, ни с богами их (Исх. 23: 32). Почитание низших богов не может быть формой почитания Единого Бога: Дане будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20: 3). То, что жители Самарии Господа... чтили, и богам своим... служили... (4 Цар. 17: 33), истинный Бог воспринимает как измену (см.: Иез. 23: 30), достойную суровой кары: И ныне так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: зачем вы делаете это великое зло душам вашим... прогневляя Меня изделием рук своих, каждением иным богам в земле Египетской, куда вы пришли жить, чтобы погубить себя?.. (Иер. 44: 7). ...Так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце свое и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку, — то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ? ...Все они через своих идолов сделались чужими для Меня (Иез. 14: 4—5).
Что касается идолов, то в Священном Писании многократно подчеркивается тщетность их почитания и то, что в них нет ничего божественного: И побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их (4 Цар. 19: 18).
Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога... <...> Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены. <...> Плотник... рубит себе кедры, берет сосну и дуб... И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта... А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». <...> И не возьмет он этого к своему сердцу... чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» (Ис. 44: 6—20).
Кто же стоит за теми духовными реалиями, которые язычники воспринимают как своих богов? Об этом также неоднократно говорится в Писании — это тварные духовные существа,
отпавшие от Бога и восставшие против Него. ...Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу (1 Кор. 10: 20), ибо все боги народов — бесы (Пс. 95: 5). Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями [своими] разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали (Втор. 32: 16—17). В книге Премудрости Соломоновой о язычниках говорится следующее: Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. <...> Но и они неизвинительны: если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследовать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его? Но более жалки те, и надежды их — на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих... (Прем. 13: 1—10).
Святые отцы о язычестве
На ниве христианского осмысления язычества много потрудились святые отцы первых веков христианства, когда им приходилось давать ответ на вызов со стороны языческих государств, религии и культуры.
Один из самых ранних апологетов — св. Аристид Философ замечает, что греки хотя и были умнее варваров, но впали в большее заблуждение, ибо, не удовлетворяясь обожествлением природы и ее стихий, стали обожествлять человеческие страсти и пороки. Ложное представление о Божестве, по мысли св. Аристида, влечет за собой нравственную порчу людей. Эллинские боги прелюбодействуют, убивают друг друга, предаются всем грехам. «...Если те, которые именуются их богами, проделывают все это... тем более будут делать это люди, которые верят в них... Вследствие этого нечестивого заблуждения у людей происходили непрерывные войны, и великий голод, и жестокий плен, и лишение всего»[27]. Святой Аристид подвергает критике и тех язычников, которые на манер орфиков старались дать монистическую интерпретацию эллинской мифологии. Они учили, что есть некий единый мировой закон, действующий в различных явлениях природы и остающийся невидимым, будучи не личностью, а некоей безличной силой. Действием этой силы будто бы и являются различные частные боги. Противопоставляя этим верованиям учение о личном Боге, св. Аристид указывает на то, что безликая сила не может нуждаться в жертвоприношениях и что «если природа богов едина, то невозможно, чтобы один бог преследовал другого — убивал его и причинял ему зло»[28]. Нередко в качестве типичного высказывания, характеризующего отношение святых отцов к язычеству и язычникам, приводят слова св. Иустина Философа о том, что Христос «есть Слово, Коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами Сократ и Гераклит и им подобные...»[29]. Следует заметить, что, во-первых, это высказывание некорректно относить собственно к язычеству, поскольку для св. Иустина эти философы были важны как пример тех, кто, живя в языческом окружении, отверг поклонение языческим богам (потому и «считались за безбожников»): «...Сократ решился... руководствуясь истинным разумом и исследованием... отвести людей от демонов...»3, а также еще и в силу той убежденности, что «во всем, что философы... говорили о бессмертии души, о наказаниях по смерти, о созерцании небесного и о подобных предметах, пользовались они от пророков — через них могли они понять и излагать это»'.
Что же касается собственно язычества и язычников, то св. Иустин утверждает, что язычество порождено демонами: «Еще в древности злые демоны, открыто являясь, оскверняли женщин и отроков и наводили людям поразительныеужасы, так что те, которые не рассуждали разумом об их действиях, будучи объяты страхом и не зная, что это были злые демоны, называли их богами...»5; демоны «требуют жертв и служения от тех, которые живут противно разуму»'. Святой Иустин указывает, с какой целью демоны это делают: «...они стараются держать вас в рабстве и служении, и то через сновидения, то через магические чарования пленяют всех, кто нимало не старается о спасении своем»2; «...демоны о том только и стараются, чтобы отвести людей от Бога Творца и Его Перворожденного Христа Бога...»3. Апологет предупреждает и о конце тех, кто доверился идолам: «...тела нечестивых, способные вечно чувствовать, [Бог] пошлет вместе со злыми демонами в вечный огонь»4.
Во-вторых, слова о Сократе и Гераклите как о «христианах до Христа» некорректно выдавать за общее мнение святых отцов, поскольку св. Иустин Философ был единственным из канонизированных Церковью авторов, кто это мнение высказывал. Иллюстрацией того, что оно вовсе не было общепринятым, может служить пятый анафематизм из постановления Константинопольского Собора 1084 г.: «Тем, которые утверждают, будто греческие мудрецы... и здесь были, и на будущем суде явятся добродетельнее тех мужей, которые хотя были благочестивы и православны, но по слабости человеческой или по неведению согрешили, анафема».
Говоря о происхождении язычества, святые отцы связывали его с искажением почитания умерших людей. Святитель Феофил Антиохийский пишет язычнику: «...имена богов, которым, как говоришь, ты поклоняешься, суть имена умерших людей»[30]. Святитель Киприан Карфагенский утверждает: «Идолы не боги. Бог есть один, и чрез Христа даровано спасение верующим; не боги те, кого чтит чернь; все это видно из следующего.
Были когда-то цари, которых близкие к ним по царственному воспоминанию стали потом чтить и после смерти: им учредили храмы и, чтобы удержать в изображении лики усопших, изваяли статуи, закал ал и жертвы и торжественно праздновали дни, им посвященные. Впоследствии то, что ближайшими было сделано в свое утешение, для потомков сделалось священным.
И потому почитание богов изменяется по различию народов и областей, так что не всеми почитается один бог, но у каждого соблюдается собственное почитание своих предков»[31].
Здесь можно усмотреть сходство с разобранной в разделе I (гл. 1 § 3) настоящего пособия анимистической теорией происхождения религии. Однако есть и два существенных отличия. Во-первых, святые отцы таким образом объясняли происхождение именно язычества как искажения религии, а не появление религии вообще. Во-вторых, они считали, что такому искажению способствовали злые духи. Святитель Киприан Карфагенский пишет об этом: «Есть нечистые блудящие духи, которые, погрязши в мирских пороках и чрез пристрастие к земному отделившись от силы небесной, не престают — сами погибшие — губить, сами развратные — распространять разврат. Поэты знают их под именем демонов, и Сократ рассказывал, что он от демона получает наставления и управляется его произволом. <...> Итак, под статуями и изображениями скрываются эти обоготворенные духи. Они наитием вдохновляют сердца прорицателей... властвуют над судьбами, производят прорицания, примешивая всегда ложь к истине, так что и сами обманываются, и обманывают; они тревожат жизнь, беспокоят во сне и, вторгшись в тела тайно, устрашают умы, уродуют члены, портят здоровье, вызывают болезни, чтобы заставить чтить себя; когда же, насытившись запахом алтарей и кострами животных, оставляют то, что обдержали, тогда кажутся целителями, потому что врачевство от них и заключается в прекращении их навет; Главная забота их — отвлекать людей от Бога, отводить людей от разумения истинной религии к суеверному почитанию себя и, так как сами они осуждены на казнь, искать участников казни в тех, кого обманом успеют увлечь к участию в своем преступлении. Однако же, когда мы заклинаем их истинным Богом, они тотчас уступают, признаются и вынуждаются выйти из содержимых ими тел»[32].
В свою очередь, свт. Афанасий Великий, говоря о язычестве, указывает на положения, близкие к натуралистической теории происхождения религии, но с теми же двумя поправками: этим
объясняется происхождение именно язычества, а не религии вообще и что такое почитание природных объектов укоренилось из-за вмешательства злых духов: «В древности демоны обольщали .....к призраками, поселялись в источниках, или реках, или деревах, или камнях и такими обаяниями приводили в изумление людей несмысленных; ныне же, по Божественном явлении Слоим, мечтания их прекратились, потому что человек, употребив только одно крестное знамение, отражает от себя их прелесть»[33]. В этом же творении свт. Афанасий указывает и на практическое средство доказательства истинности христианства: «Все лее утверждаемое нами не на словах только опирается, но имеет свидетельство истины в самом опыте. ... А кто сказанное перед этим хочет изведать собственным опытом, тот пусть придет и против демонского мечтания, против прелести прорицаний, против чудес волшебства употребит знамение осмеиваемого ими креста и произнесет только ими Христово, тогда увидит, как демоны обращаются им в бегство,прорицания прекращаются, всякое волшебство и обаяние уничтожаются»[34].
Из книги
|
Ю.В.Максимов. История религий: Язычество, Иудаизм. Ислам. М.: МДА, 2011.