Слово на Пятидесятницу.
Всякому истинному Христіанину извѣстно, возлюбленные, что настоящiй праздникъ дóлжно провождать съ особенною торжественностію. — И въ самомъ дѣлѣ, какое уваженіе и честь должны приличествовать дню, который Самъ Духъ Святый освятилъ высочайшимъ чудомъ Своего сошествія?
Настоящій день, — десятый съ того времени, когда Господь вознесся превыше всѣхъ небесъ, и возсѣлъ одесную Бога Отца, и пятидесятый отъ воскресенія Его, — содержитъ въ себѣ великія таинства Ветхаго и Новаго Завѣта. Онъ ясно свидѣтельствуетъ о томъ, что благодать была предвозвѣщена закономъ, а законъ восполненъ посредствомъ благодати. Ибо, какъ нѣкогда, по избавленiи Еврейскаго народа отъ рабства Египетскаго, въ пятидесятый день послѣ закланія Агнца, былъ данъ законъ на горѣ Синайской: такъ и послѣ страданій Христа, послѣ того, какъ сей истинный Агнецъ Божій былъ умерщвленъ, въ пятидесятый день, по воскресенiи Его, Духъ Святый сошелъ на Апостоловъ и на вѣрующій народъ; дабы всякъ позналъ, что Ветхій Завѣтъ служилъ приготовленіемъ къ Евангелію, и что Завѣтъ Новый установленъ тѣмъ же Духомъ, Которымъ учрежденъ и Ветхій.
Апостольская Исторія повѣствуетъ, что при наступленіи дня Пятидесятницы, всѣ ученики были единодушно вмѣстѣ. Внезапно сдѣлался шумъ съ небеси, какъ бы отъ несущагося сильнаго дыханія вѣтра, и исполнилъ весь домъ, гдѣ они находились. И явились имъ раздѣляющіеся языки, какъ-бы огненные, и ниспустилисъ на каждаго изъ нихъ. И исполнились всѣ Духа Святаго, и начали говорить на другихъ языкахъ, какъ Духъ давалъ имъ провѣщавать (Дѣян. 2, 1-4). О, какъ было скоротечно слово мудрости! Какъ скоро познаютъ все преподаваемое, тамъ, гдѣ наставникъ Самъ Богъ! Когда Духъ Истины дышетъ, идѣже хощетъ (Iоан. 3, 8); тогда не нужно истолкованія; не нужно навыка, не нужно времени для наученiя. Дѣйствіемъ сего Духа, особенные языкѝ различныхъ народовъ теперь сдѣлались въ Церкви общими для всѣхъ.
Съ настоящаго дня міръ сталъ оглашаться проповѣдію Евангельскою; съ настоящаго дня рѣки чудесныхъ дарованій и потоки благословеній начали орошать пустынную и безплодную вселенную; потому что для обновленiя лица земли Духъ Божій сталъ носиться вверху воды (ср. Быт. 1, 2), и для прогнанія древней тьмы возблистали молніи новаго свѣта. При сіяніи огненныхъ языковъ сдѣлались ясными и слово Господа Господей, и Его повелѣнія, имѣющія силу просвѣтить и научить умъ и разрушить владычество грѣха.
Но, возлюбленные, хотя все, случившееся въ настоящiй день, весьма чудно, и хотя, безъ сомнѣнія, въ óномъ согласномъ сліяніи всѣхъ человѣческихъ языковъ, открылось величіе Святаго Духа: однако же да не подумаетъ кто-либо, что въ томъ, что было видимо тѣлесными очами, явилось самое Божественное существо Святаго Духа. Поелику Онъ, по естеству Своему, будучи невидимъ, подобно Отцу и Сыну, явилъ только свойство Своего служенія и дѣйствія въ такихъ знакахъ, въ какихъ Самъ восхотѣлъ; а то, что собственно принадлежитъ до Его существа, сокрыто въ Его Божествѣ; потому что взоръ человѣческiй, какъ не можетъ зрѣть Отца и Сына, такъ не можетъ видѣть и Святаго Духа. Поелику въ Божественной Троицѣ нѣтъ ничего неподобнаго или неравнаго, и все, что мы представляемъ себѣ въ Оной, не различествуетъ ни силою, ни славою, ни вѣчностію. Хотя по личнымъ свойствамъ инъ есть Отецъ, инъ есть Сынъ, инъ Святый Духъ; но не ино Божество, не ино естество. И хотя Сынъ есть Единородный отъ Отца, а Духъ Святый именуется Духомъ Отца и Сына [1]; но Онъ не есть твореніе ихъ, а имѣетъ и жизнь и равное могущество со Отцемъ и Сыномъ, совѣченъ Имъ, и существуетъ также, какъ существуютъ Отецъ и Сынъ. Посему Господь, предъ Своимъ страданіемъ, обѣщая послать ученикамъ Своимъ Святаго Духа, сказалъ: еще много имамъ глаголати вамъ, но не можете носити нынѣ; егда же пріидетъ Онъ, Духъ истины, наставитъ вы на всяку истину: не оть Себе бо глаголати имать, но елика аще услышитъ, глаголати имать, и грядущая возвѣститъ вамъ. Вся, елика имать Отецъ, Моя суть: сего ради рѣхъ, яко отъ Моего прiиметъ и возвѣститъ вамъ (Іоан. 16, 12-13. 15).
Слѣдовательно въ Троицѣ не такъ, чтобы иное имѣлъ Отецъ, иное Сынъ, иное Святый Духъ; но все, что имѣетъ Отецъ, имѣ-етъ и Сынъ, имѣетъ и Святый Духъ, и не было времени, въ которое бы не существовало между ними сей общности; поелику въ вѣчномъ бытіи заключается все; нельзя тамъ представить никакого времени, никакой постепенности, никакихъ разностей; и если никто не можетъ изъяснить того, чтó Богъ есть, то никто не дерзай утверждать о немъ и того, чтó Онъ не есть. Поелику быть не въ состояніи сказатъ что-либо достойное о неизглаголанномъ естествѣ Божескомъ, гораздо извинительнѣе, нежели утверждать о Немъ что-либо недостойное Его. И такъ, все, что благочестивая душа можетъ представить себѣ о вѣчной и неизмѣнной славѣ Отца, — все это дóлжно относить нераздѣльно и къ Сыну и Святому Духу. Поелику мы на томъ основаніи и исповѣдуемъ Святую Троицу единымъ Богомъ, что у трехъ Лицъ одна сущность, одно могущество, одна воля, одно дѣйствіе. Посему мы отвращаемся какъ Аріанъ [2], которые допускаютъ неравенство между Отцемъ и Сыномъ; такъ и послѣдователей Македонія [3], которые, хотя признаютъ равенство Отца и Сына, но Святаго Духа почитаютъ нисшимъ по естеству, не представляя себѣ, что чрезъ это они впадаютъ въ такое богохуленіе, которое не будетъ прощено имъ ни въ семъ вѣкѣ, ни въ будущемъ, по словамъ Господа: иже аще речетъ слово на Сына человѣческаго, отпустится ему; а иже речетъ на Духа Святаго, не отпустится ему ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій (Матѳ. 12, 32). Посему тѣ, которые остаются въ семъ нечестіи, не могутъ надѣяться на помилованіе; поелику они удалили отъ себя Того, по содѣйствію Котораго могли бы исповѣдать грѣхъ свой; они никогда не получатъ прощенiя, поелику лишились Защитника и Покровителя. Онъ-то наставляетъ насъ на молитвы ко Отцу; Онъ даруетъ слезы покаянія; Онъ возбуждаетъ воздыханія въ молящихся, и никтоже можетъ рещи Господа Іисуса, точiю Духомъ Святымъ (1 Кор. 12, 3), Коего всемогущество, равное всемогуществу Отца и Сына, ясно проповѣдуетъ Апостолъ, говоря: раздѣленія дарованій суть, а тойжде Духъ; и раздѣленія служеній суть, а тойжде Господь; и раздѣленія дѣйствъ суть, а тойжде есть Богъ, дѣйствуяй вся во всѣхъ (1 Кор. 12, 4-6).
Сіи и другія безчисленныя доказательства, выражаемыя священными изреченіями, побуждаютъ насъ, возлюбленные, къ единодушному празднованію Пятидесятницы и торжеству въ честь Святаго Духа, Которымъ освящается вся Вселенская Церковь, и научается всякая разумная душа. Онъ — Виновникъ вѣры, Учителъ мудрости, Источникъ любви, Знáменіе чистоты, Причина всякой добродѣтели.
Да возрадуюся же сердца вѣрующихъ при мысли, что во всемъ мірѣ, на всѣхъ языкáхъ, исповѣдуется и славится единый Богъ, Отецъ и Сынъ и Святый Духъ, и что знáменіе явившееся въ видѣ огненномъ, и нынѣ продолжается въ дѣйствіи и служеніи. Поелику Самъ Духъ истины освѣщаетъ Своимъ свѣтомъ жилища славы Своей, и не допускаетъ въ óныя ничего мрачнаго и такого, что ни тепло, ни хладно (ср. Апок. 3, 15-16). Для сей самой цѣли намъ дано ученіе объ очищеніи себя постомъ и милостынею. И вотъ почему за сими торжественными днями обыкновенно слѣдуетъ спасительный постъ, коего пользу всегда испытывали всѣ Святые, и къ тщательному провожденію коего убѣждаю васъ съ пастырскою заботливостію! Пусть всякiй, если кто, по своей небрежности и невнимательности, осквернилъ себя въ настоящіе дни, очистится и исправитъ жизнь свою, посредствомъ благочестивыхъ упражненій и строгости поста. Аминь.
Примѣчанія:
[1] Духомъ Отца — по вѣчному исхожднію, Духомъ Сына — по временному посланію (Іоан. 15, 26).
[2] Осуждены на Первомъ Вселенскомъ Соборѣ въ 325 году.
[3] Осуждены на Второмъ Вселенскомъ Соборѣ въ 381 году.
Источникъ: Святаго Льва Великаго, Слово на Пятидесятницу. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб., 1838. — Часть II. — С. 175-183.