Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

 

Иерофей Митрополит Навпактский и святого Власия

Основная статья: Божественная справедливость согласно священномученику Дионисию Ареопагиту

Κύριο ἄρθρο: Ἡ θεία δικαιοσύνη, κατά τόν ἅγιο Διονύσιο Ἀρεοπαγίτη

 

Ναυπάκτου Ἱερόθεος: ὁμιλία γιά τήν θεία δικαιοσύνη κατά τόν ἅγιο Διονύσιο Ἀρεοπαγίτη στίς Ἑνώσεις Δικαστῶν καί Εἰσαγγελέων

 

 

Выступление в понедельник, 3 октября, в Сенатском зале Старого Парламента во время празднования дня памяти святого Дионисия Ареопагита, покровителя города Афин и покровителя Судей и судебной власти.

 

Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский (96)

Благодарю Вас за поручение обратиться к этому уважаемому собранию по случаю праздника святого Дионисия Ареопагита, который отмечается юристами Греции. Меня лично эта тема радует, так как святой Дионисий Ареопагит неоднократно в текстах, носящих его имя, пишет, что формулируемое им учение идет от его собственного "учителя-наставника" («καθηγεμόνος» ) святого Иерофея, имя которого я ношу, и которого святой Иерофей послал как учителя святого Дионисия Ареопагита после апостола Павла. И Дионисий, и Иерофей были членами Ареопага в Афинах

Нося имя святителя Иерофея, на учении которого святитель Дионисий основывал все свое богословское дело, я много раз добросовестно изучал эти знаменитые писания и усматривал в них великую ценность, как, впрочем, и многие святые отцы, от святого Максима Исповедника и плоть до. святителя Григория Паламы и святого Никодима Святогорца.

Название темы моего выступления «Божественное правосудие, по учению святого Дионисия Ареопагита» имеет большое значение, и здесь я отмечу лишь ориентировочные позиции в силу ограниченности времени моего выступления, и по сути подчеркну, что мы должны двигаться в направлении между человеческими и божественным правосудием, справедливостью.

 

1. Законы и справедливость по Аристотелю и Платону

 

Говоря человеческим языком, справедливость — это «юридическая или философская теория, посредством которой применяется закон», это «отправление правосудия». Вопрос состоит  в том, как конституируется человеческий закон, как он интерпретируется и применяется.

 

Закон не должен рассматриваться просто как отражение общественных потребностей, чтобы люди могли служить в их выборе, как это делается в наше время, но, согласно античной философии, он должен быть еще и педагогом воспитателем (παιδαγωγός), то есть воспитывать (νά παιδαγωγῆ) людей, исцелять, приручать их, предлагать им образцы жизни, жизненные примеры.

 

Аристотель в «Никомаховой этике» (Ἠθικά Νικομάχεια) занимается вопросом соотношения добродетели общества и законов как учитель, так как говорит, что добродетель есть посредник между избытком и недостатком и не исходит от природы, а есть результат нравственности. Он приходит к выводу, что это работа учителя, которую делает законодатель, выступающий в качестве воспитателя через закон. Он пишет: «Очевидно, что попечение об обществе осуществляется посредством законов, и, конечно, оно хорошо, если оно совершаются посредством добрых законов, — писаны ли законы или неписаны, это, по-видимому, не имеет значения, так же как по-видимому, не имеет значения, если речь идет о законах, посредством которых будет происходить обучение отдельного человека или группы лиц…». Фактически, он пишет, что законы - это произведение политического искусства, и Аристотель заключает, что хочет исследовать, какая политическая система является лучшей, «как каждая из них организована и даже какие законы и какие обычаи применяются к каждой из них».

 

С этой точки зрения справедливость — это не только присуждение почестей равным, но и уравновешивание сил общества.

 

Напомню здесь, что, согласно Платону, в его «Государстве» душа человека делится на три силы, то есть на разумную (λογιστικό), тимодическую-раздражительную, страстную (θυμοδειδές), и вожделевательную (ἐπιθυμητικό), и этим силам соответствуют три основные добродетели, а именно добродетель мудрости, относящаяся к словесной, логической рациональной части души, добродетель мужества (ἀνδρεία), связанная с раздражительной частью души, и добродетель целомудрия (σωφροσύνη), происходящая от вожделевательной части души.

Важно то, что, согласно Платону, четвертая добродетель — справедливость (ἡ δικαιοσύνη) — обеспечивает связь и единство между тремя другими добродетелями.

Если кто-то думает, что Государство, по Платону, это своего рода возрастание души, то тогда граждане должны упражняться в добродетели. Конкретно добродетель мудрости относится к царям-владыкам, добродетели целомудрия соответствуют творчество, а добродетель мужества отождествляется с «гвардейцами» -воинами. Следовательно, добродетель справедливости является объединяющей добродетелью, которая уравновешивает три другие добродетели и три других класса, живущих в государстве. В этом проявляется не только воспитательная ценность закона, но и священность справедливости, которая воспитывает и не позволяет каждой добродетели действовать в одностороннем порядке, а в единстве с другими.

Святой Дионисий Ареопагит, живший в Афинах, знал это, но вопрос о справедливости поднимается на более высокую ступень. Таким образом, я намерен говорить о божественной справедливости в рамках богословской системы святого Дионисия Ареопагита. Замечу лишь, что согласно православной традиции мы не можем утверждать, что воплощение Сына и Слова Божия произошло для удовлетворения божественной справедливости, как это делает схоластическое богословие, особенно у Ансельма Кентерберийского, и выражено в западном христианстве.

Согласно православному святоотеческому учению, божественная справедливость понятийно отождествляется с любовью Божией, которая выражается в жертве, приношении, уничижении-кеносисе, кресте. Например, святой Николай Кавасила напишет: «Последним и благим проявлением Божественного человеколюбия в человеческому роду является ни что иное как божественная справедливость». Это различие между западным и православным богословием было просто обозначено, чтобы ограничить дискуссию о святом Дионисие Ареопагите. И конечно же о божественной справедливости, правосудии. Однако, прежде чем определить, что такое божественная справедливость, необходимо сделать краткую ссылку на богословскую систему святителя Дионисия Ареопагита.

 

2 Богословская система святого Дионисия Ареопагита

 

Когда святой Дионисий Ареопагит был в Афинах, городе философов Платона, Аристотеля и их учеников, он наверняка знал об идеях Платона и о первой недвижимой движимости Аристотеля. Например, Платон положил в начало своего богословия образ человеческого мозга с его мыслями и перенес этот образ в свое богословие, чтобы сказать, что Бог имеет в себе мир Идей и весь мир есть копия мир Идей.

Святой Дионисий Ареопагит, после того как принял учение апостола Павла и стал христианином, и после того, как узнал, что Бог есть истинный свет, исходил из этой истины. То есть, как солнце посылает в мир свои лучи, пройдя через различные слои атмосферы, так и Бог есть истинный свет, и Его энергия проходит последовательно через чины ангелов и людей и достигает всего творения. С этой точки зрения и в этой ретроспективе  он говорит о небесной Иерархии, т. е. о чинах ангельских, и о церковной Иерархии. Во всем творении, умном и материальном, есть соборность, так как все строения получают свет Божий, но делается это иерархически, по причастности каждого существа[1].

Святой Дионисий говорит о феархии -богоначалия (θεαρχία), которую он определяет как принцип обожения, а принцип обожения есть Бог, то есть Триединый Бог есть начало божественной энергии, но также и принцип притяжения к Нему всех существ.

В Богоначалии, в Тринитарном Единстве-Монаде мы видим постоянство, которое есть Его сущность, высшая сущность, наибольшая сокрытость, но это также и продвижение Бога ко всему творению, то есть это действия-энергии Бога, божественная сила. Энергия Бога называется прогрессом, который преумножается на множестве других сил. Говорят о «феорхических огнях»(θεαρχικά φῶτα).

Наряду с феархией- богоначалием он говорит и о феонимии. Феонимия означает имена Бога, названия Бога, которые даем мы. Есть много Божественных имен, которые мы даем Богу, такие как Сущий (Ὄν), Эрос (Ἔρως), Любовь (Ἀγάπη), Любимый (Ἐραστόν), Агапито (Ἀγαπητό), Мудрость ( Σοφία), Сила, Справедливость, Мир, Святость, Царство, Божество и т. д.

Святой Дионисий Ареопагит в начале своего сочинения о божественных именах настаивает на двух Феонимиях, а именно на феонимии блага и теонимии добра. Это то, что древние философы называли «хорошо и благо». Кто идеальный мужчина? Это «хороший и благий». Святой Дионисий Ареопагит получает их от людей и приписывает Богу. Следовательно, это имена Божии. Ведь согласно катафатическому богословию мы даем имена Богу, говорим, что Бог есть любовь, мир, справедливость, а при апофатическом богословии мы отнимаем у Бога имена, говорим, что Бог невидим, непостижим, неописуем и т. д.

 

Благо (τό ἀγαθός)  – единственная причина всего, которое заявляет о Божественном Света, о божественной энергии, свтоподаянии, изливающемся на все творение. Благость Божия есть движение от Бога ко всему творению. Бог — единственная причина всего, он — Свет.

О красоте, добре(τό καλός)говорится в смысле красот, потому что она от  передается всем существам красота. Это «паретимология красот от красоты». Во всяком случае, красота, добро, по учению святителя Дионисия, связано с прекрасным, то есть с красотой. То, что создает Богоначалие, это отражение Света, и это показывает, что есть единство во всем мире, и единство Бога с творением, поэтому это отражается как Свет. Красота, добро (τό καλός) - это возвращение сущих к Богу через красоту.

 

Это означает, что благо является единственная причина всего, что есть Свет, светопоток, излучаемый Богоначалием. И затем, это святоизлияние человек видит в красоте сущих творения, и так он возвращается к Богу через притяжение. Это также делается с помощью конструкции. Итак, у нас есть два хода. С добром Бог движется к творению, а с красотой, с красотой вся тварь через красоту возвращается к Богу. Это связано с тем, что Бог есть любовь и эрос, и как эрос он движется к человеку, и как эрос он восприимчиво притягивает к себе вещи любви. Следовательно, Бог есть любовь и любовь. Эрос можно отнести к понятию добра, потому что Бог благ. Мы можем связать любовь с красотой, с тем, что Бог добр, так как, когда существа видят красоту, они возвращаются к Богу.

 

Это два движения, то есть Бога к творению с Его Светом и творения к Богу с притяжением творения к Себе. Благодаря этим двум движениям существует единство между Богом и всем творением. Поэтому Бог это и благо и красота, добро, а эти божественные имена - феонимии, являются причастностью людей к этим силам Богоначалия. И, причащаясь силам Богоначалия, Бога, человек становится причастником Бога и познает Бога.

 

Помимо Богоначалия и божесвенных имен - феонимий, есть еще Иерархия. Иерархия — это причастность Божественныи именам. Слово Иерархия происходит от τό ἱερό и τό ἄρχω, обозначающих принцип Священности - Ἱερότητα. Это означает Иерархию.

 

Мы, конечно, используем слово Иерархия в несколько другом смысле, с иерархией всего. Этот смысл тоже существует, потому что свмч. Дионисий говорит об Иерархиях, но всегда Иерархии, когда он разделяет их на триады, которые он истолковывает том смысле, что, с одной стороны, первые получают излияние света и передают его следующим, наоборот, что они притягиваются, т.е. низшие притягиваются к средним, средние к высшим и все они возвращаются к Богу. Поэтому всегда существует этот принцип священности (ἱερότητα), который является принципом причастностью Божественным энергиям-действованиям.

Святитель Дионисий Ареопагит, говоря об Иерархиях, дает определение, что началом и сущностью всей Иерархии является Бог, благой, добрый и мудрый Бог, являющийся откровением Божественного эроса и Божественной любви.

 

Иерархия - это украшение, которое является образом-иконой богоначальной красоты,  являющейся богоявлением добра, красоты и благости. Это Иерархия. И какова цель Иерархии? «Цель иерархии состоит в том, чтобы максимально уподобиться и соединиться с Богом, я иметь Его как Правителя всей священной науки и энергии».

 

Таким образом, цель Иерархии во всем творении состоит в том, чтобы каждый максимально уподобился и соединился с Богом через священную науку и знание, имея Бога правителем.

 

Превосходна эта богословская система святого Дионисия Ареопагита с движением Бога к миру и притяжением мира Богом. Речь идет о опыте боговидения, который явно творчески превосходит философские взгляды досократовской философии, такой как Гераклит, и классическую метафизику Платона, Аристотеля и неоплатоников, даже современную западную философию и немецкий идеализм.

 

Нелегко упрощать эти большие вопросы, но краткое их рассмотрение было предпринято с той целью, чтобы можно было понять, что божественная справедливость это божественное имя -феонимия, это энергия Бога, которой причастно творение в некой соборной и иерархической системе причастности Богу.\

 

3. Божественное правосудие-справедливость у святого Дионисия Ареопагита.

 

В творениях святого Дионисия говорится о «божественном правосудии-справедливости» (θεία δικαιοσύνη), о «правосудии Бога» (Θεοῦ δικαιοσύνη). Вопрос, однако, состоит в том, как божественное правосудие-справедливоть понимается под тем, что было сказано ранее о Божьих энергиях-действованиях.

В своем произведении «О божественных именах» он обращается к именам Бога, к Его эпитетам. Бог безимянен по Своей сущности именно потому, что Он по своей Сущности не причастен человеку, но Он по своим действованиям-энергиям имеет много имен. Среди этих «божественных имен — справедливость (ἡ δικαιοσύνη)». В специальной главе своей книги он говорит «о силе, справедливости, спасении, искуплении, в том числе о неравенстве» (глава 8-я). Конечно, я должен повторить, что эти имена не принадлежат Богу, но мы даем имена Богу, участвуя в Его творческих действованиях.

И эту главу он начинает со следующей фразы: «Но поскольку божественную Правду и сверхпремудрую Премудрость богословы воспевают и как Силу, и как Справедливость, и Спасением Ее зовут и Искуплением, давай и эти божественные имена, по мере возможности, объясним». .

Здесь он говорит о том, как богословы, т. е. боговидцы, те, кто «видят» Бога, говорят о «божественных именах».

Святой Дионисий Ареопагит, говоря о Боге как силе, по мнению богословов, имеет в виду, что Он предшествует и превосходит всякую силу, потому что Он есть причина всякой силы и производит все с неуменьшаемой и неограниченной силой и потому что он есть причина самодостаточности и силы отчасти. Это бесконечная сила Бога распространяется на все существа, и нет существа, полностью лишенного какой-либо силы, но все имеет умную, или логическую, или чувственную, или витальную-жизненную, или сущностную силу, и то же самое есть существование.

Затем, говоря о справедливости Божией, он пишет, что Бог восхваляется как справедливость, потому что Он наделяет всех существ по их достоинству гармонией, красотой, честью и гармонией, хорошим устроением,  стройностью, Он назначает все дары и положения, как подобает каждому, согласно правилу абсолютной справедливости и во всем является причиной его собственных действий. Поэтому именно божественная справедливость все классифицирует и определяет, и все сохраняется несмешанным и несродным, она дарует всем существам то, что подходит каждому по его особой ценности.

Равенство всего измеряется Божественной справедливостью. То есть справедливость является охраняющей, так как она не позволяет всему приходить в смятение, смешиваться со всем, но она охраняет существа, каждое по роду своему, в том положении, которому оно принадлежит по природе.

Здесь нужно особое внимание. Под тем, что пишет святой Дионисий Ареопагит о справедливости и равенстве, не следуем подразумевать некий феодализм, как феодализм культивировался и применялся франками в западном богословии, так как Бог посылает Свой Свет на все творение, на ангелов и людей, на крещаемых и вне Церкви, но каждый по-своему, особым образом, является причастным Свету. Поэтому не Бог создает неравенство по природе, а неравенство создается тем, как каждый участвует в Божественном Свете.

Во всей богословской системе святого Дионисия Ареопагита, явно отличающейся от философских систем его времени, все существа отличны друг от друга, но в то же время взаимозависимы, и это видно из трех принципов, управляющих отношениями между ними. Первый принцип есть принцип единства (ἡ ἀρχή τῆς ἑνώσεως), так как Бог есть Тот, Кто Своим выходом в мир приумножает, мир есть множество, всегда стремящихся к единству между собой с Единым, Богом. Второй принцип — это принцип движения Бога и существ с прямым, спиральным и круговым движением (ἀρχή τῆς κινήσεως, τοῦ Θεοῦ καί τῶν ὄντων, μέ τήν εὐθεία, τήν ἑλικοειδῆ καί τήν κυκλική κίνηση). И третий принцип есть принцип родства и порядка (συγγενείας καί τῆς τάξεως), так как всякое украшение, находящееся вокруг Бога, боговиднее другого, далекого от Него, а те, что находятся ближе всего к истинному свету, ярче и просветленнее. Это происходит во всех индивидуальных иерархиях, и это божественная справедливость. Чем чище зеркало, тем ярче и чище оно принимает и излучает солнечные лучи.

 

***

 

Я старался, насколько это было возможно, представить божественные имена - феонимии, среди которых есть и божественное имя справедливости. Так говорят богословы опыта, т. е. боговиды, такие как  святой Дионисий Ареопагит.

Есть разница между божественным правосудием-справедливостью и человеческим правосудием. Божественная справедливость есть разделение божественного Света на разные степени. Человеческая справедливость есть применение человеческих законов. Однако, несмотря на это, служители правосудия, т. е. те, кто вершит человеческое правосудие, в зависимости от степени и способа причастности божественной справедливости, имеют возможность видеть в законе его применение к конкретным условиям человека, и, возможно, они являются более чловеколюбивыми. Это удивительным образом выражено Александросом Пападиамантисом в его рассказе «Фонисса» (Убийца). Он заканчивает свой рассказ: «Старуха Хадула нашла смерть в проходе Агиос Состис, в перешейке, который соединяет пустынную скалу с сушей, на полпути между божественной и человеческой справедливостью».

Это означает, что Пападиамантис оставляет «убийцу», старуху Хадулу Фрагоджанно, на суд и милосердие Бога. Это в более широком смысле означает, что мы не можем действовать в полной мере с божественной справедливостью, поскольку Бог видит глубину наших душ, но мы все должны судить несколько выше недостаточной человеческой справедливости, то есть двигаться посередине между человечностью и божественной справедливостью.

http://parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-314/7480-2022-10-3

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.

 

[1] κατά μέθεξη τοῦ κάθε ὄντος



Подписка на новости

Последние обновления

События